Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 83 «Соколенок» «Детский сад комбинированного вида» г. Калуги
ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «ЗАГАДКА ВОДОЁМОВ» Подготовила старший воспитатель Комарова Елена Александровна, первая квалификационная категория.
Калуга 2013 год.
Содержание. Введение 3 1. Паспорт педагогического проекта 5 2. Цель проекта. 6 3. Задачи проекта. 6 4. Гипотеза проекта. 6 5. Принципы построения проекта. 7 6. Реализация проекта. 8 7. Заключение. 18 8. Библиографический список используемой литературы. 20 Приложения. 22
Как мне жалко людей, про которых Говорят, что угрюмый их глаз Видит лишь водоёмы в озерах, А в лесу древесины запас. Н.Н.Рыленков. Введение. История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только владение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, проявлять отзывчивость, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать окружающую среду. «Мы стремимся к тому» - писал В.А. Сухомлинский, - чтобы ребенок видел красоту природы, которая становится еще красивее от того, что к ней приложил заботу он, ребенок». В последнее время, когда Россия встала на путь построения демократического общества, большое значение приобретает воспитание у детей положительного отношения к природу, экологической культуры. Экологическая культура – одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть которой состоит в урегулировании научными, нравственными, художественными средствами системы экологических отношений, в превращении негативных проявлений, ведущих к экологическому кризису, в позитивную деятельность. Экологическое воспитание личности предполагает формирование экологической культуры уже с дошкольного возраста. Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природосообразному». Однако технократическое мышление настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нём самом. Поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей экологического образования дошкольников. Новое время требует от детского сада содержания, форм и методов экологического воспитания, адекватного современным социально-педагогическим реалиям. Сегодня среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к природе, её объектам. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышение уровня экологической воспитанности дошкольников. Данная проблема широко освещена Федеральными государственными требованиями к структуре общеобразовательной программе дошкольного учреждения. Задачи работы педагога с детьми в образовательной области «Познание», куда входит экологическое воспитание дошкольников, не допускают безразличного отношения к проблемам формирования у детей нравственных основ в решении данной проблемы. В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды. Современный ребенок любознателен, активен, имеет больше возможностей познать окружающий мир. Это и СМИ, и компьютерные технологии, и, все более доступные сегодня, путешествия в разные уголки не только нашей страны, но и по всему миру. Приезжая из таких путешествий, дети делятся впечатлениями, привозят сувениры, рассказываю друг другу о достопримечательностях, о морях, реках, озёрах и их обитателях. Но, в их рассказах проявляются недостоверные сведения, ненаучные знания. Данная проблема знакомства с обитателями водоёмов очень интересна для детей, отвечает их познавательной потребности. Именно поэтому я и выбрала тематику данного проекта, исходя из интересов детей, их любознательности в данный возрастной период. Паспорт педагогического проекта Название проекта Педагогический проект «Загадка водоёмов»
Адресация проекта Проект предназначен для образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы. Участники проекта Педагоги, родители и дети подготовительной к школе группы Цель проекта Формирование у детей экологической культуры посредством ознакомления с жизнью водоёмов, их флоры и фауны, используя ИКТ.
Задачи проекта 1. Сформировать представления детей о жизни водоёмов и их обитателях; познакомить с миром рыб, морских животных: чем питаются, где живут, какие растения и животные их окружают. 2. Учить применять полученные знания в разных видах деятельности 3. Развивать память, речь, наблюдательность, кругозор, любознательность, интерес к познанию окружающего мира. 4. Развитие позитивного опыта, взаимодействия детей с окружающим миром. 5. Воспитание интереса, положительного отношения к природе, её объектам. 6. Активизировать совместную деятельность родителей и детей по внедрению проекта.
Сроки реализации Учебный год (сентябрь-май), проект долгосрочный.
Тип проекта Исследовательско-творческий
Особенности проекта 1.В ходе работы над проектом взрослые выступали как непосредственные его участники, субъекты деятельности вместе с детьми. 2. Проект предусматривал интеграцию задач образовательных областей 3.Проект рассматривался, как деятельность, позволяющая: - развивать любознательность, активность, творчество детей, - приобрести новые знания и умения, - формировать познавательные коммуникативные компетенции, входящие в пределы образовательных областей программы. Итоги проекта Сочинение сказки о воде Выставка плакатов по микрорайону «Сохраним воду чистой» Экологический праздник посвящённый «22 марта – день всемирной воды»
Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов. Проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности, экологической культуры всех участников проекта, посредством ознакомления с жизнью водоёмов, их обитателями как пресных, так и морских с использованием мультимедийных презентаций, фильмов из цикла «Планета Земля». Мероприятия проекта: - непосредственно образовательная деятельность, - опытно-экспериментальная деятельность, - игры, развлечения, - наблюдения и экскурсии, - работа с родителями (законными представителями) воспитанников, - изготовление макетов, мини-музея. Цель проекта: Формирование у детей экологической культуры посредством ознакомления с жизнью водоёмов, их флоры и фауны, используя ИКТ. Чтобы реализовать эту цель, были поставлены следующие задачи: 7. Сформировать представления детей о жизни водоёмов и их обитателях; познакомить с миром рыб, морских животных: чем питаются, где живут, какие растения и животные их окружают. 8. Учить применять полученные знания в разных видах деятельности 9. Развивать память, речь, наблюдательность, кругозор, любознательность, интерес к познанию окружающего мира. 10. Развитие позитивного опыта, взаимодействия детей с окружающим миром. 11. Воспитание интереса, положительного отношения к природе, её объектам. 12. Активизировать совместную деятельность родителей и детей по внедрению проекта. Гипотеза: если знакомить детей с жизнью водоёмов с опорой на наглядность, эмоционально-эстетическое отношение к предмету освоения и разные виды детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, то ознакомление дошкольников с природными объектами будет способствовать воспитанию экологической культуры. Участники проекта: дети 6-7 лет. Проект предусматривает активное участие родителей (законных представителей) воспитанников (далее – родителей) и педагогов. Сроки реализации проекта – учебный год (сентябрь-май), проект долгосрочный. Тип проекта - исследовательско-творческий. При выстраивании педагогического процесса в рамках данного проекта положены следующие принципы: Принцип научности. Предлагаемый детям материал должен отвечать современным достижениям науки. Упрощение сложных научных положений не должно приводить к искажению их научной сущности. Те элементарные познания об окружающем мире, которые получают дети, не должны отвергаться впоследствии, а должны лишь только расширяться и обогащаться. Принцип гуманизации. Предполагает гуманное отношение к личности воспитанника, умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра. Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний с учётом возраста, индивидуальных особенностей, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы. Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, Областной детской библиотекой, музеями города, социума и т. п. Содержание материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности. Продукты проекта: - для детей: 1. Произведения детского творчества (коллажи, рисунки, изделия из пластилина, бумаги и бросового материала, рассказы). 2. Создание компьютерных презентаций для НОД и других видов деятельности. 3. CD-диск с презентацией проекта. 4. Создание мини-музея «Тайны подводного мира» - для педагогов: 1. Конспекты мероприятий. 2. Образцы планирования. 3. Библиография по теме проекта. 4. CD-диск с презентацией проекта. - для родителей: 1. Картотека дидактических игр. 2. Образцы совместного творчества (рассказы, фотоальбомы, поделки). 3. Оформление наглядно-демонстрационного материала. Ожидаемые результаты. Я предположила, что к концу проекта можно получить следующие результаты: 1. Дети: У детей будут сформированы экологические знания и культура поведения в природе. Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, природным объектам. У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы. Дети научатся делать предположения, анализировать и делать выводы. 2. Педагоги: Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства. Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников. Пополнится развивающая среда в группе. Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей 3. Родители (законные представители) воспитанников: Обогащение уровня экологических знаний родителей. Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей. Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников. Возможность участвовать в совместных экологических проектах Таким образом, данный проект способствует формированию не только знаний, познавательного интереса, но и имеет нравственное, социальное значение. Реализация проекта Реализация проекта осуществляется в 3 этапа. I этап - подготовительный, включает в себя: - анализ современных программ, методической литературы по данной проблеме; - систематизация собственных знаний об интеграции задач образовательной области «Познание» с другими образовательными областями в рамках экологического воспитания дошкольников; - анкетирование родителей по выявлению знаний и представлений о воспитании у детей-дошкольников экологической культуры; - диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений о водоёмах, их обитателях, - составление алгоритма реализации проекта, - подготовка необходимых для реализации проекта материалов и оборудования, - распределение обязанностей между взрослыми участниками проекта, предварительное определение степени и формы участия детей в различных видах деятельности; - формирование у детей мотивационной основы предстоящей работы, II этап - практический, включает в себя: - пополнение развивающей среды, - совместная деятельность с детьми в соответствии с перспективным планом, - совместные мероприятия с семьями воспитанников, - выставки детских работ, семейных поделок, создание мини-музея «Тайны водного мира». III этап – заключительный включает в себя итоговое диагностирование детей, подведение итогов проекта, выработка перспективы дальнейшей работы. Алгоритм реализации проекта «Загадка водоёмов». Наименование этапов работ Мероприятия Сроки Результат Ответственные I Подготовительный Анализ современных программ, методической литературы по данной проблеме Июнь-август Повышение профессиональной компетентности в области задач других программ по данной проблеме. Заместитель заведующего по ВМР, воспитатель. Систематизация собственных знаний об интеграции задач образовательной области «Познание» с другими образовательными областями в рамках экологического воспитания дошкольников Июнь-август Повышение профессиональной компетентности. Воспитатель. Анкетирование родителей 1-2 неделя сентября Выявление необходимости работы по данной проблеме, представлений родителей о родном городе Воспитатель Диагностирование детей 1-2 неделя сентября Выявление уровня знаний и представлений детей Воспитатель Составление алгоритма реализации проекта Октябрь – ноябрь Алгоритм реализации проекта Творческая группа Распределение обязанностей между взрослыми участниками проекта, предварительное определение степени и формы участия детей в различных видах деятельности. Ноябрь Распределение обязанностей и степени участия участников проекта. Заместитель заведующего по ВМР, воспитатель, творческая группа. II Основной Совместная деятельность педагога с детьми в соответствии с перспективным планом проекта.. Сентябрь-май Повышение детского кругозора, устойчивый интерес к природе и её объектам (водный мир и его обитатели). Воспитатель Совместные мероприятия с семьями воспитанников Сентябрь-май (Два учебных года) Повышение детской и родительской компетентности Воспитатель Экскурсии к водоёму (пруд, река). Сентябрь-май Повышение детской компетентности, развитие интереса к природным объектам. Воспитатель Создание мини-музея в групповой комнате «Тайны подводного мира». Постоянно Пополнение развивающей среды Педагог, воспитанники, родители воспитанников Выставки: «На речке», «Фантастическая рыба», «На морском дне», «Мы отдыхаем на природе» «Природоохранный знак» В соответствии с планом проекта. Выставки детских работ Педагоги групп Участие в конкурсах муниципального, регионального и федерального уровней. В течение года. Грамоты, дипломы победителей и участников. Воспитатель Заключи-тельный Итоговое диагностирование детей Май Выявление уровня знаний и представлений детей Воспитатель
Реализация алгоритма проекта «Загадка водоёмов». Работая в первом (подготовительном) этапе реализации проекта, изучив педагогическую литературу по данной проблеме, я сделала для себя следующий вывод. Современные исследователи трактуют понятие «экологическое образование» по-своему, но все исследователи сходятся в одном, что неотъемлемой частью экологического образования является именно нравственный аспект проблемы. Исследователи выделяют следующие особенности процесса экологического воспитания: - формирование экологических представлений, - развитие экологического сознания и чувств, - выработка навыков и привычек поведения в природе. То есть процесс формирования у детей экологического сознания проходит через следующие общепедагогические аспекты: когнитивный (детям даются знания); эмоциональный (чувственный); деятельностный. Следует отметить, что ни один аспект не должен быть упущен, и весь процесс должен проходить в данном, строго определенном порядке. В настоящее время существует большое разнообразие образовательных программ для детей дошкольного возраста. Все комплексные программы - «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, ООП «Детство» В.И.Логиновой и др., «Радуга» Дороновой Т.Н., «Развитие» Венгера Л.А. и др. - предусматривают решение задач по экологическому воспитанию дошкольников. Авторы программ предлагают вести работу по реализации таких задач как: - знакомить детей с представителями живой и неживой природы; - рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы; - способствовать формированию осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы. Во всех программах (комплексных и парциальных) предлагаются различные средства и методы достижения этих задач: использование художественной литературы (фольклор, рассказы), наглядного материала различного характера, изобразительной и музыкальной деятельности, декоративно-прикладного искусства. Задачи экологического воспитания во всех программах заключены в образовательной области «Познание» в соответствии с ФГТ и интегрируются с задачами других образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация» «Труд», «Художественное творчество», «Безопасность». Исследователи подчеркивают необходимость учета психологических особенностей детей дошкольного возраста: мышления, воображения, памяти, воображения. Их наглядно-действенного и наглядно-образного своеобразия. Особо выделен общепедагогический принцип наглядности, позволяющий наиболее целесообразно осуществлять педагогический процесс. В комплект пособий О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!», по которому я (впрочем, и все педагоги нашего детского сада) работаю, входит в библиотеку обновленной «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» и включает в себя методическое пособие с CD (звуковое сопровождение к занятиям), рабочие тетради для всех возрастных групп, альбомы (демонстрационные картины и динамичные модели), дидактический материал для работы с детьми всех возрастных групп (коллажи, модели, пиктограммы), папки с наглядной информацией для родителей во всех возрастных группах. Вместе с тем, недостаточно освещены вопросы использования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста современных технических средств обучения (ТСО), а именно компьютерных технологий – мультимедийных презентаций. В нашем детском саду созданы условия для внедрения данной технологии в педагогический процесс. Мультимедийная презентация – это современная и перспективная информационная технология. Она помогает повысить мотивационную готовность детей к деятельности, развивает познавательную активность, эмоционально-волевые качества личности. Преимущества мультимедийной презентации заключаются в следующем: информационная ёмкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность и многофункциональность. Также она обеспечивает эффективное и интересное восприятие информации. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность получать информацию более внимательно и в полном объёме. В этом случае применение презентации становится особенно целесообразным, т.к. позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Между педагогом и ребенком устанавливается прочный эмоциональный контакт, т.к. в этом случае педагог выступает в качестве партнёра. Всё это помогает создать атмосферу психологического комфорта. Также дети получают эпизодические, несистематизированные знания о водоёмах, как пресных, так и морских, информация недостаточна для современного старшего дошкольника. Такие знания очень интересны современному ребёнку, имеющему в настоящее время возможность путешествовать с родителями не только к природным объектам родного края, но и к морю, находящемуся не только в нашей стране, но и в экзотических странах. Таким образом, проанализировав методическую литературу в разделе экологического воспитания дошкольников на современном этапе, я увидела, что задачи воспитания экологической культуры ставятся во многих образовательных программах. Предусматриваются разнообразные средства и методы воспитания детей в различных видах деятельности, определена последовательность материала для более облегченного усвоения детьми, конкретно определяется содержание экологического воспитания по возрастным группам, все задачи решаются в комплексе. Вместе с тем, недостаточно освещено использование компьютерных технологий в образовательном процессе, отрывочно представлены сведения о водоёмах Земли, их флоре и фауне, что необходимо современному дошкольнику. Систематизируя собственные знаний об интеграции задач образовательной области «Познание» с другими образовательными областями в рамках экологического воспитания дошкольников, уточнила, что данная проблема включает в себя решение задач не только умственного, но и нравственного, трудового, эстетического. Можно ли говорить о воспитании любви к природе без сообщения детям новых знаний о нем? Отбор и систематизация таких знаний провожу с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, также и особенность их речевого развития. В процессе работы по экологическому воспитанию детей решаются и задачи эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое и живое слово, музыка, изобразительное искусство. Так решаются не только познавательные задачи, эстетические, но и, в конечном счете, и нравственные. Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Чем интереснее и целенаправленнее педагог организует наблюдение окружающего, тем содержательнее становится детское творчество. Работа по экологическому воспитанию связана и с физическим воспитанием. Будущие граждане России должны расти сильными, ловкими, здоровыми. Таким образом, при воспитании у детей экологической культуры интегрируются задачи разных образовательных областей. Анкетирование родителей с целью выявления необходимости работы по данной проблеме (Приложение 5) показало следующие результаты. Вопросы анкеты Результаты ответов Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? 65% респондентов ответили на вопрос верно 35% ответили отрицательно. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей? 80% ответили утвердительно 20% - отрицательно Интересует ли Вас лично данная проблема? 100% респондентов ответили утвердительно Ощущаете ли Вы по ребенку, что в детском саду много внимания уделяется экологическому воспитанию? 85% ответили, что дети часто рассказывают о работе по данной проблеме, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т.д. 15% ответили отрицательно. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? 100% выразили своё положительное отношение к природе и её объектам Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников? 100% односложно ответили «ДА» Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? 45% ответили утвердительно, 55% ответили, что такие знания ещё рано доносить до ребёнка, Как вы думаете, следует ли знакомить детей с водоёмами, их обитателями? 70% ответили утвердительно, 15 – отрицательно, 15% отметили, что детям такая информация недоступна до понимания. Среди пожеланий было 4 ответа о желании оказать помощь в решении данной проблемы, 10 респондентов пожелали успехов и терпения. Остальные респонденты проигнорировали данный вопрос. Таким образом, анкетирование показало, что существует необходимость работы по данной проблеме не только с детьми, но и их родителями. С воспитанниками на начальном этапе проекта была произведена диагностика с целью выявления уровня знаний и представлений детей о водном мире и его обитателями, а также отношение к миру природы. Содержание диагностического инструментария представлено в Приложении 1. Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний и отношения к миру природы дошкольников разработаны на основе диагностического инструментария, предложенного авторами ООП «Детство» в пособии «Мониторинг в детском саду». Результаты первичной диагностики таковы (подробные результаты представлены в Приложении 1): Определение характерных особенностей представителей мира речных, морских животных, рыб Определение характерных особенностей подводного растительного мира Определение характерных особенностей неживой природы в подводном мире Экологическое отношение к миру природы В. С. Н. В. С. Н. В. С. Н. В. С. Н. 45% 22% 33% 42% 23% 35% 53% 18% 29% 48% 22% 30% Таким образом, я сделала вывод, что следует систематизировать знания детей о подводном мире водоёмов, уделяя особое внимание воспитанию экологической культуры, посредством использования различных видов деятельности и ИКТ (мультимедийные презентации), привлечь родителей воспитанников на совместную работу по данному направлению в рамках проекта «Загадка водоёмов». Следующий шаг - составление алгоритма реализации проекта, составление перспективного плана работы с детьми и родителями воспитанников. Распределив обязанностей между взрослыми участниками проекта, предварительно определила степени и формы участия детей в различных видах деятельности. Следующим и, пожалуй, главным шагом в реализации проекта была работа с детьми по реализации составленного перспективного плана. Приложение 2. В данной работе использовались все виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, игровая, двигательная, трудовая, музыкально-художественная и чтение художественной и познавательной литературы. В процессе работы интегрировано решались задачи всех образовательных областей. Следует отметить, что деятельность осуществлялась при непосредственном участии родителей (законных представителей) воспитанников. Моя работа с детьми предполагала сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои предположения, не боясь сделать ошибку. Отрадно было отметить высокий познавательный интерес моих воспитанников, которые с удовольствием участвовали в разных видах деятельности. Особый интерес проявляли дети к использованию мультимедийных презентаций в непосредственно образовательной деятельности, коммуникативной деятельности (беседах, моих рассказах о подводном мире). Дети делились впечатлениями с родителями, а те, в свою очередь, попросили меня на родительском собрании продемонстрировать некоторые из презентаций, многие из родителей «скачали» презентации себе для домашнего пользования. Также большинство из родителей с интересом участвовали в подготовке выставок, викторин, изготовлении макетов и мини-музея. Это вселило оптимизм и нацелило на дальнейшую работу по реализации проекта! На заключительном этапе работы были подведены итоги, проведено итоговое диагностирование детей. Итоговая диагностика показала следующие результаты в сравнении с предыдущими.
Результаты итоговой диагностики детей (в сравнении с предыдущими результатами) Определение характерных особенностей представителей мира речных, морских животных, рыб Определение характерных особенностей подводного растительного мира Определение характерных особенностей неживой природы в подводном мире Экологическое отношение к миру природы В. С. Н. В. С. Н. В. С. Н. В. С. Н. 45% 22% 33% 42% 23% 35% 53% 18% 29% 48% 22% 30% 68% 18% 14% 67% 14% 19% 68% 12% 20% 73% 14% 13%
Таким образом, можно сделать вывод: гипотеза о том, что если знакомить детей с жизнью водоёмов с опорой на наглядность, эмоционально-эстетическое отношение к предмету освоения и разные виды детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, то ознакомление дошкольников с природными объектами будет способствовать воспитанию экологической культуры, подтвердилась. Была намечена перспектива дальнейшей работы. Данная перспектива заключается в том, чтобы в дальнейшем использовать мини-музей, созданный в группе, для детей других возрастных групп нашего детского сада. Разработать цикл конспектов НОД и экскурсий для разных возрастных групп нашего детского сада с целью организации данных видов деятельности по этой тематике. Использовать имеющиеся мультимедийные презентации для дальнейшей работы.
Заключение. Таким образом, в ходе работы над проектом, мной была проведена следующая работа. Работая в первом (подготовительном) этапе реализации проекта, изучив педагогическую литературу по данной проблеме, я сделала для себя следующий вывод. Исследователи подчеркивают необходимость учета психологических особенностей детей дошкольного возраста: мышления, воображения, памяти, воображения. Их наглядно-действенного и наглядно-образного своеобразия. Особо выделен общепедагогический принцип наглядности, позволяющий наиболее целесообразно осуществлять педагогический процесс. Вместе с тем, недостаточно освещены вопросы использования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста современных технических средств обучения (ТСО), а именно компьютерных технологий – мультимедийных презентаций. Анкетирование родителей и диагностика знаний детей с целью выявления необходимости работы по данной проблеме показало, что существует необходимость работы по данной проблеме не только с детьми, но и их родителями. Следующий шаг - составление алгоритма реализации проекта, составление перспективного плана работы с детьми и родителями воспитанников. Работа с детьми и родителями проводилась в соответствии с планом работы. Использовались все виды детской деятельности и интегрировались задачи всех образовательных областей. Итоговая диагностика показала положительную динамику усвоения детьми материала по данной проблеме, что и подтвердило мою гипотезу.
|