Игрушка как средство
социализации ребенка дошкольного возраста.
( Использован реферат Онощенко С.В.,студентки 4 курса Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина)
Одной из отличительных черт жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет.
Точнее, игрушки не сами окружают ребенка. Покупая игрушку, это делает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени влияния игрушки на ребенка.
В то же время, многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых.
Исходя из определяющей роли игрушки в развитии ребенка, взрослым следует осознанно подходить к ее выбору.
В младшем дошкольном возрасте, когда ребенок отражает только отдельные действия взрослых, приобретают куклы, игрушечные мебель, посуду, заводные игрушки, автомобили (легковые и грузовые), игрушки для игры на свежем воздухе (совок, лопатка, ведро), мягкие игрушки, изображающие различных животных.
В среднем дошкольном возрасте ребенок в игре начинает отражать отношения между людьми. Этот же процесс продолжается и в старшем дошкольном возрасте, но акцент смещается на строгое выполнение правил, вытекающим из взятой на себя роли, каждым участником игры. Поэтому для творческой игры детей этого возраста нужны такие игрушки, которые позволят им отобразить в игре содержание труда взрослых, общественных явлений, доступных их пониманию.
Например, для капитана важно иметь подзорную трубу, фуражку с «крабом», врачу
– халат, шприц и т.п.
Развитию игровой деятельности дошкольника способствует освоение знаковой функции сознания, которая состоит в возможности использовать один объект в качестве заместителя другого.
Поэтому кроме игрушек, изображающих реальные предметы, у ребенка обязательно должны быть предметы, которые можно использовать в качестве их заместителей: катушки, коробки разной формы, природные материалы (шишки, желуди, листья). В процессе игры ребенок может давать им новое игровое название и действовать в соответствии с этим названием.
К предметам-заместителям относятся и такие, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, халаты и т.п.
Ситуация, когда ребенок превращает диван в пароход, стулья – в вагоны поезда, также является показателем развития знаковой функции сознания, а значит, и высокого уровня умственного развития.
Возможность использования предметов-заместителей в игровой деятельности должно быть предметом специального обсуждения педагога с родителями, так как последние часто стремятся к покупке как можно большего количества готовых игрушек, не подозревая о том, что они тем самым наносят вред умственному развитию ребенка, в частности, его воображению. А ведь все последующее обучение в школе будет связано с необходимостью представить, вообразить,
оперировать абстрактными образами и понятиями.
Умение использовать различные предметы (знаки) вместо реальных предметов, позволит ребенку в дальнейшем усвоить более сложные системы знаков, такие как язык, математическая символика, различные виды искусства.
Отношение между обществом и ребенком в контексте его социализации и трудовой адаптации можно представить в виде схемы «общество - игрушка – ребенок», где игрушка является своеобразным связующим звеном между ними, помогая ребенку войти во взрослую жизнь.
Детская игрушка, воплощая в себе социальный опыт, накопленный людьми в общественно-исторической практике, является одним из значимых факторов социализации ребенка.
В процессе игровой деятельности дошкольник в доступной ему форме осваивает этот опыт, отражающий различные сферы человеческой жизнедеятельности, удовлетворяя таким образом потребность в приобщении к миру взрослых, идентификации с ним. Зафиксированный в игрушке общественный опыт, присваивается ребенком и становится его личным опытом, определяя тем самым его дальнейшее социальное развитие.
Однако социально-педагогический потенциал игрушки не реализуется автоматически.
Как показывает практика, игровая деятельность детей носит во многом стихийный характер. Поэтому формирование социального опыта ребенка и качественная характеристика этого опыта зависят не только от оказавшихся в его распоряжении игрушек, но и от способности взрослых направлять его игровую деятельность, усиливая ее воспитательный эффект.
Так как игрушка является одним из средств социализации, рассмотрим, какой социальный опыт помогут усвоить детям современные игрушки.
Роль «прекрасной куклы» в большинстве случаев выполняет кукла Барби.
Рассматривая положительное влияние этой куклы на развитие психики, психологи В.К.Лосева и А.И.Луньков указывают на то, что она позволяет усвоить девочкам важный компонент женской роли - роль «красавицы», в то время как всевозможные «пупсики», «малыши» позволяют освоить роль матери, ухаживающей за ребенком. Освоение этой роли в возрасте 3 - 5 лет, когда
характерно возникновение у детей интереса к различиям полов, атрибутике своего пола, дает ощущение уверенности в себе.
Говоря о возможном негативном влиянии Барби и ей подобных кукол на психическое развитие ребенка, психологи и педагоги выделяют несколько аспектов. Во-первых, игры с такими куклами приобщают детей к культу красоты и материальных ценностей, воспитывают с мыслями о необходимости вырасти богатыми и красивыми. Во-вторых, очень часто, обладая куклой, девочка
воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а горничной, убирающей ее дом и приводящей к ней бой-френда. В-третьих, вызывает беспокойство содержание игр, на которые они вдохновляют детей. Вместо того, чтобы играть с плюшевыми зверюшками, с игрушечными автомобилями, в мячи, кубики и т.п., то есть со всеми традиционными атрибутами детства, дети дошкольного возраста приучаются предаваться фантазиям и мечтам о жизни, свойственным не им, а подросткам.
За последние годы изменился образ не только «прекрасной куклы», но и образ
кукол-героев современных мультфильмов. На смену Чебурашке, Карлсону выражающих своим поведением фразу «Добро побеждает зло», пришли герои зарубежных мультфильмов: бэтмен, человек-паук, снайпер и другие персонажи, которые можно увидеть на прилавках многих магазинов.
Какую же нравственную характеристику несут в себе герои современных мультфильмов?
Они отличаются, прежде всего, силой, ловкостью, смелостью, сверхчеловеческими качествами, разнообразными умениями, великолепными физическими данными. Большинство этих героев можно назвать идеальными представителями мужского пола, однако их поведение как бы
доказывает всем окружающим: на чьей стороне сила, тот и прав.
Особое место среди игрушек-героев современных мультфильмов занимают неземные
существа, уродливые гномы, мутанты. Всех их можно отнести к сказочным персонажам, но если героям российских сказок был присущ потенциал добра, то современные сказочные персонажи своим поведением как бы утверждают: добро побеждает зло, но только при помощи применения силы.
Какой социальный опыт может усвоить ребенок, играя в подобные игрушки?
Можно ли ожидать проявления у ребенка, играющего с монстрами, чудовищами, трансформерами, таких качеств, как способность к сопереживанию, желание прийти на помощь более слабому? Не нарушается ли при этом логическая цепочка «общество - игрушка - ребенок»?
Критерии выбора взрослыми игрушек для детей
Анализ содержания ведущих видов деятельности и требований к использованию
соответствующих игрушек позволяет рассматривать возраст ребенка как один из критериев для выбора игрушки.
Другим критерием должен быть опыт ребенка, так как ребенок отображает в игре то, что видит вокруг. Чем теснее связана сюжетно-отобразительная игра ребенка с его жизненным опытом, тем четче в ней прослеживаются знания им назначения предметов (игрушек). Следовательно, приобретать можно игрушки, смысл которых созвучен опыту ребенка. Отсутствие понимания смысла игрушки, неумение действовать с ней ведет к тому, что ребенок перестает играть с
такими «непонятными», «неинтересными» игрушками.
При выборе игрушек надо учитывать половую принадлежность ребенка, которая
может стать следующим критерием для выбора игрушек.
Девочка в 1-1,5 года уже качает в руках куклу, а мальчик ползает по полу с машинкой и «гудит».
В дальнейшем игры детей разного пола опираются на разные виды зрения: у девочек - на ближнее, у мальчиков - на дальнее. Девочки могут играть в ограниченном пространстве и все свое «игрушечное богатство» (кукол, мебель, посуду и т.п.) раскладывают перед собой.
Мальчикам для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем
девочкам. Они бегают друг за другом, бросают предметы в цель. Если пространства мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф. Для мальчиков в этом возрасте в игротеке необходимы наборы солдатиков, спортивные игрушки – мяч, кольцебросы, велосипеды, самокаты, роликовые коньки, летающие игрушки –
вертолеты, пропеллеры. Для девочек, безусловно, также нужны игрушки, способствующие их физическому развитию, но многие девочки все же предпочитают куклы, швейные детские машинки, наборы кукольной посуды, мебели и др.
Согласно этим критериям игрушки не только не будут травмировать психику ребенку, а, наоборот, будут способствовать его гармоничному развитию и успешному протеканию процесса
социализации.
Еще один критерий, который необходим для выбора игрушки:
- полезность для психического развития (невозможность провокации ребенка наагрессию, жестокость, насилие, повышенный сексуальный интерес) и безопасность для жизни ребенка.
Таким образом, взрослые, покупающие игрушки своему ребенку, должны помнить,
что игрушка - важное средство психического развития и неотъемлемый элемент
процесса социализации ребенка. Выбирая игрушку сегодня, им стоит задать себе
следующие вопросы:
- какие качества я хочу воспитать в ребенке?
- не навредит ли эта игрушка психике и здоровью ребенка?
|