Сегодня: 18.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Презентации


Презентация "Развитие мелкой моторики рук ребёнка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму"

СКАЧАТЬ (5.57 Mb) 14.09.2012, 08:59
Тонкова Ю. М., Веретенникова Н.Н.
воспитатели, МАДОУ "Детский сад №7", г. Соликамск
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ

Авторы: Тонкова Юлия Михайловна, Веретенникова Надежда Николаевна
Воспитатели, первой квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад №7», г. Соликамск, Пермский край


Известный педагог В. А. Сухомлинский писал «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев…». Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности воспитанников к школьному обучению. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение навыком письма является наиболее сложным. От того, насколько ребенок овладеет письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников.
Такие авторы, как М.М.Безруких, Е.Н. Соколова, С.О.Филиппова, Л.В. Антакова-Фомина, С.П. Ефимова, М.М. Кольцова, выделяют следующие компоненты готовности к письму: зрительно-двигательную координацию, зрительное восприятие, слуховую память, слухо-моторную координацию, развитие мелкой моторики рук. Они считают, что умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, т.к. именно к шести – семи годам заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Мы понимаем, что в настоящее время многие дети в школе, на первом этапе обучения, испытывают затруднения с письмом. У дошкольников быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание элементов письма, нередко встречается «зеркальное» письмо. Дети не различают «лево», «право», «лист», «страница», «строка», они не укладывается в общий темп работы.
При поступлении ребенка в школу у него должны быть достаточно хорошо развиты такие компоненты письма, и, прежде всего, двигательные и графические навыки, которые являются в акте письма определяющими.
Двигательный навык, по мнению В.А.Силивон, включает:
- развитость мелкой мускулатуры пальцев, легкость руки, сенсорно-двигательные связи и координации, способствующие выполнению произвольных движений и коррекций высокой точности по силе, скорости, направленности и размаху;
- развитие пространственно-ориентированной способности двигательной ориентации и координации на ограниченной плоскости: линейке, строке, клеточке; быстрое нахождение левой и правой сторон и т.д.;
- сформированность зрительно-двигательных образов и представлений.
- развитие аналитического восприятия и воспроизведения предметных изображений и буквенных знаков поэлементно-целостным способом.
Графический навык предполагает:
- умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные).
- легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку), соблюдая необходимый угол наклона;
- устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;
- выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.
Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка. При оценке графических умений следует помнить, что графический навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать знаки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать элементы письма четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма, правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке.
По мнению М.М.Безруких, В.А. Силивон – письмо, это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений рук, одно из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения. Письмо представляет собой ритмичный процесс и требует выполнения ритмичных тонко координированных движений руки. На ритмичность как важную характеристику процесса письма указывает в своих исследованиях Т.И.Гризик.
Анализ результатов диагностики детей старшей группы по разделу «Подготовка к грамоте» (программа «Развитие», Л.А. Венгер) показал, что у 43,8% воспитанников слабо развиты умения штриховки по нанесенному контуру, умение проводить прямые, замкнутые прерывистые линии. Вследствие этого, определили основное направление работы – развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
Осознавая важность работы с детьми, определили алгоритм деятельности, включающий в себя организацию предметно – развивающей среды в группе. Нами активно используется в свободной деятельности, в непосредственно образовательной деятельности нетрадиционный материал по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук, формированию графического навыка письма. Работа по подготовке руки к письму носит систематический и комплексный характер, осуществляется в следующих направлениях:
 развитие мелкой моторики руки;
 тренировка зрительно-моторных и слухо-моторных координаций;
 обучение ориентировки на листе бумаги;
 формирование графических навыков.
Во время индивидуальной, совместной работы с детьми, активно пропагандируем, выполняем вместе с детьми, контролируем, анализируем упражнения и задания. Система работы позволяет добиться положительных результатов.
Все виды деятельности по подготовки руки ребёнка к письму привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат.
Для подготовки руки к письму успешно используем:
1.Игры с мячиками. Собираем коллекцию мячей разного размера и сделанных из разного материала. Катаем мячик, перекладываем, ощупываем, отмечаем, чем они отличаются.
2. Игры с бигудями
- использовать как массажёр, катая их между ладошками;
- липучие бигуди цепляем друг за друга – получается конструктор;
- из мягких, гнущихся бигудей можно выложить буквы, цифры, фигуры.
3. Игры с перчатками. Пришиваем на перчатку липучку для ткани, так чтобы большой палец мог приклеиваться к остальным.
4. Сухой бассейн. Изготовить сухой бассейн можно из крупы (фасоли, гороха), бобов, макаронных изделий, пластиковых пробок, киндер-сюрпризов, мячиков, колпачков от фломастеров и даже от пакетов из-под майонеза и клея. Наполняем большую емкость, и ребенок опускает руки. Находим там маленькие игрушки, конструктор.
5. Игры с катушками от ниток
- катаем катушки в ладошках;
- наматывание нитки на катушку.
6. Игры с носочками
- наполняем носочки или мешочки разной крупой (для развития тактильных ощущений);
- пришиваем большие бусины на носочки, и получается массажёр, одеваем на руку и водим по ладошке (спинке) ребёнка.
7. Игры с зубными щётками. Можно использовать как простые зубные щётки, так щётки для новорожденных детей. Растираем зубной щёткой сначала подушечки пальчика, а затем медленно опускаемся к его основанию. Далее растираем и ладошку.
8. Игры с пуговицами, бусинами
- можно нанизывать на леску чередуя бусины и пуговицы;
- «Лыжники» - вставать в углубление больших пуговиц указательным и средними пальцами, двигаться по столу имитируя ходьбу лыжника.
- создаём коллекцию бусинок. Собираем бусы
9. Игры с резиночками (для волос или для денежных купюр) – растягиваем резиночку по типу «гармошки».
10. Игры со шнурками. Для этой игры предлагаем детям разноцветные яркие шнурки. Ребенок сам придумывает, что он будет выкладывать из них (это может быть животное, фигуры, буквы и цифры).
11. Игры с аквариумным грунтом. Берем, исследуем предмет. Играем в совместной деятельности со взрослым.
- катаем грунт между ладонями;
- «кривая дорожка» – выкладываем дорожку, линию проводим пальчиком.
12. Волчок. Ребенок крутит волчок, массируя пальчики.
13. *Игры со счетными палочками. Выкладывание интересных картинок из палочек всегда доставляет удовольствие дошколятам.
*Игры с клеточным полем «Письмо». Ребёнку необходимо выложить рисунок из счётных палочек на игровом (клеточном) поле в клетку. Затем этот рисунок перенести на тетрадный лист.
14. Игры с клеточным полем.
Упражнение «Муха». Найти центр тетрадного листа, правый верхний угол, левый нижний и т.д. «Муха» летает по игровому полю, задача ребёнка определить место нахождения мухи.
Упражнение «Поиски». Ребёнок распределяет на игровом клеточном поле крышки, мелких животных. Затем другой ребёнок отгадывает, где расположена крышка, мелкое животное. При правильном ответе выкладывает правильное расположение крышки на своём игровом клеточном поле.
15. Игры с кольцами (от скотча) «Поворот». Ребёнок смотрит на кольцо и выбирает, куда будет сделан поворот. Затем рисует рисунок в тетради в ту или иную сторону.

Таким образом, в результате работы установлено большое значение использования нетрадиционного материала для подготовки руки детей дошкольного возраста к письму. Использование упражнений позволяет:
– овладеть технической стороной письма и элементарными графическими умениями;
– совершенствовать мышление и другие психологические процессы, тесно связанные с мелкой моторикой;
– облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма, в целом – становление базовых навыков и умений.


Категория: Презентации | Добавил: 03121985
Просмотров: 9744 | Загрузок: 1205 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 4.4/7

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 6
Спасибо, беру в копилку!

Раньше вместо шнурков педагоги - фантазёры использовали цепочки от часов с кукушкой: такие тоненькие и лёгкие. Сейчас это точно раритет.

Как же безгранична фантазия педагогов. Особенно дошкольников. Вы просто молодец, обобщили такой богатый материал и добавили новый. Очень пригодится в работе.

Интересный и нужный материал

спасибо!!! biggrin

+2   Спам
1 Галина   (21.09.2012 20:22) [Материал]
Хороший материал, много интересных приёмов!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог