Сегодня: 23.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Разное


"Добрые привычки с детства"

19.06.2019, 09:44
Алексеева Татьяна Александровна
воспитатель, МБДОУ №30
ДОБРЫЕ ПРИВЫЧКИ C ДЕТСТВА

«Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление.

Она должна войти в привычку».

В.А. Сухомлинский



И щедрость сердца, и душевная черствость одинаково берут свое начало из детства. В.А. Сухомлинский писал: «… добрые чувства должны уходить своими корнями в детство… Подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин».

В современном обществе возрастает потребность в высокообразованных и нравственно- воспитанных людях, способных вникать в сущность экономических, социальных проблем и самостоятельно решать их. Настроения недоверия, равнодушия друг к другу, социальная адаптация особенно остро проявляются в молодежной среде. Поэтому, начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру взаимоотношений, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы.

Целенаправленными исследованиями в области нравственного воспитания дошкольников занимались видные ученые, специалисты в области дошкольной педагогики: Р.С. Буре, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Л.А. Пеньевская и другие.

Каждый поступок, если он в той или иной степени влияет на других людей и не безразличен для общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный и неправильный, справедливый и несправедливый.

Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обоснованно считал, то ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности».

Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе всей многогранной деятельности детей. В тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Дети рано начинают чувствовать доброту, справедливость взрослых, сверстников и чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности, пренебрежения. Очень важно, чтобы гуманные чувства они распространяли не только на себя, а умели сострадать людям, быть милосердными. Что такое милосердие? Это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия (так толкует словарь Ожегова).

Мы считаем своей задачей воспитать у детей эту готовность, желание заботиться о других. Беседуем с ними о добрых поступках людей, читаем им художественные произведения, стремимся обогатить их речь такими словами, как «добрый, чуткий и отзывчивый».

Проводим игры – занятия, например: обсуждение истории, в которой Иа-Иа теряет хвост, а Пух находит (из книги А. Милна «Вини пух и все, все, все»).

Цель – вызывать у детей радостное настроение от встречи с любимыми сказочными героями; развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, последовательность событий, придумывать новые эпизоды; учить детей оценивать характер героев рассказа и выражать свое отношение к их поступкам.

Дидактический материал: мягкие игрушки – ослик, медвежонок, сова; сюжетные картинки.

Вопросы: О каком человеке можно сказать, что он настоящий друг? Как вы думаете, Пух настоящий друг ослику Иа? Докажите это примерами.

Важно, чтобы переход от чтения художественного произведения к беседе был незаметным, не вбивая вызванный чтением эмоциональный настрой. Цель бесед – показать детям, что ласковое, доброе слово действует быстрее и эффективнее, чем физическая сила.

Одна из основных причин равнодушного отношения ребенка к окружающим – непонимание чужих эмоций, переживаний. Как правило, взрослые стараются оградить малыша от забот и негативных эмоций, боясь, что они отрицательно скажутся на его психическом здоровье. В результате ребенок не учится понимать окружающих его людей, сочувствовать им. Задача воспитателя – увидеть, что таится в душах детей, и помочь справится со своими эмоциями и переживаниями, научить чувствовать окружающих их людей. Дети по-своему видят действительность, они судят о своих поступках и поступках окружающих, опираясь на свой еще не богатый жизненный опыт. Поэтому педагогу необходимо умело и ненавязчиво учить ребенка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации.

Влияние художественной литературы на духовное и нравственное развитие ребенка очень велико. Мы подобрали картинки с изображением разных поступков людей. «Девочка ухаживает за домашними животными», «Мальчик уступает место в автобусе», «Девочка кидает фантик мимо урны», «Мальчик дергает собачку за хвост» и т.п. Мы читали детям ненецкую сказку «Кукушка» - о том, как мать превратилась в кукушку и улетела от своих черствых, недобрых детей. А также В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо», Е. Благининой «Посидим в тишине», В. Катаева «Цветик – семицветик».

Изучив опыт работы МДОУ №131, №9 г. Рязани, ввели выдуманного персонажа «Хорплоша» в жизнь группы «Золотая рыбка» д/с №30 «Малышок». Хорплоша – наблюдает за поступками детей. Идея проста: если ребенок совершает хорошие поступки, она сама становится доброй, радушной и аккуратной. А если Хорплоша видит плохие поступки, она превращается в злое, безобразное существо. С помощью Хорплоши ребенку легче понять, что каждый его поступок имеет очень большое значение.

Для того, чтобы процесс нравственного воспитания сделать наиболее эффективным, необходимо, чтобы работа шла одновременно и в детском саду, и в семье. Поэтому изготовление куклы Хорплошы мы поручили родителям. Она может быть сделана из любого материала – бумаги, картона, ниток, перьев, ткани и меха. Куклу можно сделать выворотной или двусторонней. Синяя – злая Хорплоша, желтая – добрая. «Как ты думаешь, какого цвета сейчас Хорплоша?». Так у детей появляется необходимость осмыслить свой поступок.

Для родителей подготовили папку-передвижку, по темам: 1. Люби своего ребенка! 2. Играй со своим ребенком! 3. Будь добрым примером для своего ребенка.

Мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, счастливыми. И как бы хотелось, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.


Категория: Разное | Добавил: alekseyka
Просмотров: 594 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог