Мир, окружающий ребенка – это мир природы с безграничным богатством явлений, с чудной своей красотой. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должно воспитываться с раннего детства и в детском саду. А воспитатель должен не только дать дошкольникам представления о природе родного края, но и о законах, научить видеть ее красоту, жить в ней, не нарушая ее ритма. Ведь родившись, человек становится не только частью общества , но и вступает во взаимоотношения с окружающей средой. Семья, дом – надежная защита для ребенка, здесь его поддержат в трудную минуту, помогут. И почти в каждом доме есть домашние животные, комнатные растения. Это существа из другого мира, живущие об обок рядом с нами. И именно в семье ребенок начинает вступать в первые контакты с представителями другой формы жизни. Даже если мама не поливает вместе с малышом комнатные растения, от него не ускользнет то, с какой любовью и трепетом мама ухаживает за цветами, радуется красивым цветкам, беспокоится о недомогающем бессловно членом семьи.
Наши дети рождаются добрыми и для доброй жизни, наша задача, взрослых, не дать иссякнуть маленькому источнику тепла, терпения и любви. Очень важно, чтобы гуманные чувства наши дети распространили не только на себе , но и умели сострадать взрослым, сверстникам и «братьям нашим меньшим», к природе родного края. А любовь к природе не приходит сама собой. К сожалению, в наши дни ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Практикой и исследованиями последних лет доказано, что в условиях детского сада можно создать для детей хорошее природное окружение (эколого-развивающую среду).
Поставив перед собой задачу знакомства детей с экологией через природу родного края, я уже в начале своей работы увидела, как велик интерес детей к природе. Мы много с детьми уделяем внимания нашим зеленым друзьям. Дети стали с большим вниманием относиться к самочувствию домашних растений. Они стали воспринимать их не только как элемент дизайна, но и как частичкой теплого и живого, что делает дом Домом. Буквально в течение недели после того, как было предложено обогатить нашу группу комнатными растениями, группа превратилась в оазис! Было приятно видеть, что родители были активными участниками. Дети трепетно, с любовью и интересом наблюдают, как растет на нашем участке елочка, посаженная совместно с воспитателями.
В беседах о домашних животных я стараюсь подчеркнуть, что они равноправные члены семьи, мы волнуемся, переживаем, заботимся о них не меньше, чем о людях. Дети приносили фотографии домашних любимцев, рассказывали об их нравах, привычках, о том как о них заботятся. При ознакомлении детей с природой, основное внимание уделяю именно природе родного края Сибири. Наша культура, наш образ жизни, менталитет , напрямую зависит от окружающей природной среды и климатических условий, района проживания. Суровый климат, сложность быта, короткий земледелочный сезон – все это рождало особое отношение к природе. Она одушевлялась, а от уважения и почитания человечности всего живого, будь то «букашечка» малая или полевая былинка. Поэтому, я стараюсь донести до детей, что взаимодействуя с природой родного края, они воспитывают в себе доброту и милосердие, становятся богаче и лучше. Родная природа окружает ребенка с первого мгновения жизни, она ему более понятна и доступна. Было очень приятно видеть, как дети ответственно и кропотливо ухаживают за «огородом на окне», как радовались искренне каждому появившемуся росточку, листочку. Проявляя большой интерес к огороду на участке, с удовольствием трудились. Я стараюсь ежедневно проводить наблюдения в природе с детьми, с использованием художественного слова. Это и потешки и стихи, приметы, поговорки и пословицы, собираем с детьми гербарий. Проводим экскурсии по экологической тропе в разное время года. Учу детей беречь не только деревья, но и каждую былиночку. Объясняю детям, что наши предки никогда попусту не обитали и не рубили деревья и кусты. Сибирь – это чудо природы, является одним из красивейших районов в природном соотношении. Рассказываю детям, что Сибирь – это часть нашей большой Родины – России, а мы – сибиряки. Наш край богатый запасами золота, железа, а главное Сибирь богата лесом. Еще ягодами, грибами, травами, насекомыми, птицами и зверями. Богата Сибирь березой, которую называют «доктором», ведь из ее почек готовят лекарства, а сок березы очень полезен и вкусный.
Мы считаемся живым. В некоторых районах нашей родины дом строили вокруг какого-нибудь деревца. Так, что деревце это росло внутри дома и служило своеобразным оберегом. Объясняю, что лес – это наше богатство, наша жизнь, это огород без которого человек не сможет жить.
Во время прогулки, берем пакеты и собираем в них мусор, стараемся содержать в чистоте наш участок. Учу детей по мере своих сил заботиться об обитателях леса. Вывешиваем изготовленные детьми и их родителями кормушки. Потом ежедневно следим, чтобы в кормушках был корм птицам, чистим кормушки.
Приятно было слышать впоследствии, что дети не забывают пополнить кормушки во время самостоятельных прогулок в течение всей зимы. Объясняю детям, как приятно, когда твой двор украшен цветами, это радует глаз, и нашу душу наполняет добротой. Поэтому мы с детьми и родителями озеленяем и украшаем цветами участок нашей группы. Родители приносят рассаду, помогают саженцами. На нашем участке посажены дубки, елочки, очень красивые цветники, собственные клумбы. А осенью дети собирают семена цветов.
На познавательных экологических занятиях всегда делаю акцент на ознакомлении дошкольников флоре и фауне родного края.
О слонах, бегемотах, жирафах, дети услышат и увидят в телевизионных программах, в детских энциклопедиях. А вот рассказать детям увлекательно о том, что окружает ребенка и то, что он видит каждый день – это дает ребенку эмоциональное впечатление о природе, бережное и заинтересованное отношение к окружающей природе. Например, детям очень интересно узнать, что у нас в Сибири. Все знают волка как хищника, но волк еще и большой лакомка. Он любит морковь и арбузы! Еще, мы с детьми оформляем паспорта на деревья, животных своего края. По ознакомлению с животными и растениями, их жизнью и средой обитания я использую разнообразные дидактические игры и пособия. Научить чувствовать красоту родного края, осознать, что каждый ребенок ответственен за сохранение этой красоты – главная моя задача.
На сегодняшний день родители моих воспитанников являются активными участниками всех мероприятий, экологических акций, развлечений. Родители, видя, как дети стали заботливо относиться ко всему живому, с большим желанием и готовностью откликаются на любую просьбу.
Очень интересно у нас проходят занятия по исследовательской деятельности в лаборатории под названием «Мир природы», где дети с удовольствием проводят эксперименты и опыты. Таким образом, считаю, что проводимая мною работа по теме «экологическое воспитание дошкольников через знакомство с природой родного края» очень нужное направление для гуманного отношения ребенка к природе, а впечатления о родной природе, полученные в детских садах, оставляют в душе ребенка неугомонный след.
|