№18. Контрастный душ.
После увольнения в запас с офицерской службы мой коллега Фёдор Янович походил по близлежащим школам в одном из спальных районов «златоглавой красавицы», и устроился – не с первого захода, но со второго – на работу учителем.
Интересно, что встречи с директорами этих двух школ оказались сеансом «контрастного душа».
В первой из них директор посмотрела на Фёдора Яновича «рентгеновским взглядом» и почти сразу сказала, что он не подходит, - «диплом не педагогического вуза».
В том дипломе было сказано, что его обладатель имеет право преподавать в средних и высших заведениях. Но Фёдор Янович без слов забрал диплом и пошёл в другую школу. Он понял – и внутренне одобрил – позицию директора. Женщина «дышала» авторитарностью, а Фёдор Янович был человеком вольнолюбивым - в конституционных рамках – и совсем не искал «бури». («Как будто в буре есть покой»). Нет его там, и вообще, хотелось плавного начала «новой гражданской жизни».
В следующей школе его словно… ждали. «Возможно, так показалось на контрасте», - мелькнула в голове претендента мысль.
Или это был такой редкий в реальной жизни случай родства душ? Договорились действительно быстро. И директор спросила, когда Фёдор Янович смог бы приступить к работе. Он про себя решил проявить сдержанность и солидность, (хотя хотелось выйти в ближайшее время), и отвечал, что в очередной понедельник. Дело было в пятницу, а тогда школы работали и по субботам.
Тут директор, слегка волнуясь, спрашивает: «А вы не могли бы выйти завтра?» «Хорошо, выйду завтра», - ответил польщённый её заинтересованностью Фёдор Янович.
№19. Энергетически опасное пространство.
Утром следующего дня Фёдор Янович явился к директору, которую звали Нина Ивановна, и она предложила ему вести пока два предмета – « Основы советского государства и права» и кинофакультатив. «Но в скором будущем», - сказала директор, - «я смогу дать вам английский язык, одна мама уйдёт в декрет.
Возможно, будут и другие предложения».
В этот же день, бегло ознакомившись с учебником, Фёдор Янович провёл по новому «государственному» предмету два урока в разных классах.
Ему было очень интересно, и, в общем, не сложно. Фёдор Янович в студенческие годы был активным участником «лекторской школы» при ВУЗе, куда записался осознанно, для развития ораторского искусства. И потом, он был книгочеем с раннего возраста, много знал и многое помнил. К тому же от природы был тем, что на приземлённом жаргоне называется «трепачковая фабрика».
Был ещё один мощный союзник у дебютанта – гендерный. Школа изобиловала ( в то время, сейчас, возможно, что-то переменилось), учительницами; учителя были редким и, даже кажется, «вымирающим зверем». И поэтому Фёдор Янович, войдя в первый из двух восьмых классов, сразу попал в атмосферу живого интереса и здорового детского голода.
Дебют был, можно смело сказать, успешным. Фёдор Янович, человек общительный и сравнительно остроумный, легко устанавливал контакт с практически любой аудиторией. Большим подспорьем оказался его студенческий опыт, когда, в лето очередного чемпионата мира по футболу, он девяносто дней проработал пионервожатым в Евпатории с детьми самого благодатного пионерского возраста – с «десятилетками».
Работал вместе с хорошим человеком, молодой и красивой женщиной и мамой по имени Анна, чья дочь была в этом же пионерском отряде обе смены.
Это была нелёгкая работа, но очень интересный и запоминающийся опыт. Их отряд был лучшим в пионерском лагере обе смены.
Одним из ярких и неожиданных для Фёдора впечатлений было уважительное, с примесью робости, отношение, с которым к ним, пионервожатым, обращались приезжавшие из Москвы родители, чтобы проведать своих детей. Люди заметно старше Фёдора и Анны, люди состоявшиеся и достойные.
Ну вот, школьная премьера Фёдора Яновича закончилась. Он возвращается домой ( пять минут пешком), в прекрасном настроении. И вдруг, уже дома, ощутил, что внутри него что-то происходит, что-то новое, ранее неизведанное. Сначала он подумал, что ему это кажется… Но нет. Это реально была … некая вибрация, души ли, струн, нервов внутри. Волны подступали и отступали…снова возвращались, но реже и реже, это было похоже на… «афтершоки» землетрясения.
И Фёдора Яновича вдруг осенило – это дети, мощный энергетический генератор, облучали его волнами своего интереса, своимиэмоциями… видимо, процесс этот был взаимным, дебютант тоже облучал детей своими эмоциями, волнением, интересом, - и получал в ответ сильное отражение. Вот какое это колдовское занятие…
Значит, обмен энергией с детской аудиторией – мощное лучевое поле. Это могучий источник и стимул профессионального развития и роста учителя. Если интерес и тяга взаимные, это обогащает обе стороны и делает участников, хотя бы ненамного, лучше, интереснее, умнее, добрее…
Но это одновременно то, что позволяет относить учительскую работу к небезопасному поприщу. Почти «вредное производство»… В том смысле, что она требует постоянного самосовершенствования, если ты хочешь быть всегда в фокусе; в зените; всегда соответствовать ожиданиям и требованиям этой непростой, но благодарной аудитории; быть достойным призвания…
№20. Почти бесшумный, почти безумный марш-бросок.
Однажды Фёдор Янович согласился подменить коллегу, Марту Силовну, на уроке английского языка в шестом классе. Директор замену разрешила. Фёдор Янович пришёл на урок и быстро понял, что дети «плывут» и «узёвываются». Учитель – человек бывалый и психологичный - решил эту сонливую атмосферу «встрепенуть». Иначе, он понимал, урока не получится, всё увязнет в сонном болоте. «Слушайте мою команду», сказал он детям. Заинтригованные дети оживились и с интересом посмотрели на учителя. «Разувайтесь», - сказал учитель детям. Дети, слегка ошарашенные, стали сбрасывать обувь. Как всегда, нашёлся скептик. «А может, ещё надо и раздеться ?» с ехидцей спросила одна девочка. Фёдор Янович сказал: «На первый раз не будем усложнять, а потом посмотрим». Дети сбросили обувку. «Теперь внимательно послушайте, что вам нужно будет сделать. Если будут вопросы, смело спрашивайте». Дети превратились в слух и ели учителя глазами. «Вы все бесшумно выходите из класса в рекреацию, (это был второй этаж), и выстраиваетесь на линии воображаемого старта в сторону ближайшей правой стенки. Вместе, дружно, по моей команде «марш» мчитесь к стенке; у стенки притормаживаете, и упруго, руками, отталкиваетесь от стенки, чтобы бежать обратно в класс. Категорически нельзя толкаться, подставлять ножки и вообще создавать ка кие-либо помехи своим товарищам по забегу. Если кто-нибудь на полной скорости споткнётся и упадёт, могут быть серьёзные травмы. Тогда вместо весёлой разминки у нас будут проблемы. А меня родители пострадавших детей линчуют на месте – и будут правы. Ещё одно условие: перед дверью в класс мальчики замедляются и пропускают девочек вперёд». Некоторые мальчики загудели – «Вот ещё чего, мы не будем их пропускать вперёд». «Хорошо, будь по-вашему», - сразу согласился Фёдор Янович. «Но мальчики, которые не хотят быть джентельменами, в забеге не участвуют. Я никого не хочу принуждать». Мальчики смолкли, а девочки посмотрели на Фёдора Яновича благодарными глазами.
Забег прошёл фантастически успешно. По школе прокатился дробный топот босых детских ножек. Когда дети, оттолкнувшись от стенки, помчались обратно в класс, с первого на второй этаж орлицей взлетела директор с широко раскрытыми глазами, в каждом из которых горело по знаку вопроса: «ЧТО…ЗДЕСЬ… ПРОИСХОДИТ!?»
Но, увидев организатора забега, директор с огромным облегчением выдохнула: «Ааа, это Фёдор Янович…»
У Фёдора Яновича было много хороших директоров. Но только одна, Нина Ивановна, первая, была и осталась для Фёдора Яновича родным человеком, «доброй феей».
После забега урок прошёл замечательно. Дети всё схватывали на лету, с огоньком хором нараспев повторяли за учителем английские слова, фразы и выражения, и лучились счастьем. После урока вся группа вместе с Фёдором Яновичем проскакала на одной ножке со второго на первый этаж через холл и в столовую на обед, производя на зрителей гипнотический эффект с примесью веселящего газа.
«Много лет прошло с тех пор», - говорит задумчиво Фёдор Янович. «Но одно волшебное ощущение – ЧУДА - не отпускает меня. Подумайте, ведь я дьявольски рисковал. Взбреди в голову какому-нибудь хулиганистому шалуну идея подставить ножку, толкнуть своим корпусом кого-то из соседей в спину или в бок – мог бы получиться грандиозный завал – похлеще велосипедного на «Тур де Франс».
Я благоговею перед детской отзывчивостью, чуткостью и солидарностью. И перед их трепетным отношением к учителю, которому они поверили. И которого они на миг полюбили».
№21. Цвет, запах и вкус.
Когда Фёдор Янович устроился на работу в первую школу, ему предложили вести уроки по советскому праву и кинофакультатив, а позднее обещали ставку учителя английского языка, в связи с уходом штатной учительницы в декрет. Нина Ивановна, директор, вскоре посетила один из уроков Фёдора Яновича. На ближайшем педсовете она сказала, что новый учитель отвечает всем требованиям; она рада такому пополнению и просит коллег любить его и жаловать.
Вскоре к Фёдору Яновичу обратилась «биологичка», симпатичная молодая замужняя женщина, со слёзной просьбой взять ещё один предмет – «этику и психологию семейной жизни». Ученики терзают её вопросами, на которые ей стыдно и невозможно отвечать. Фёдор Янович сразу согласился. Он исходил из того, что его сестра в своё время училась на врача, и Фёдор Янович регулярно перелистывал её учебники и медицинскую энциклопедию. К тому же, когда он служил военным переводчиком арабского языка в одной из стран, он регулярно покупал в киосках американский популярный журнал «Sexology» для языковой практики и повышения своей эрудиции. Фёдор Янович не боялся никаких вопросов, морально был к ним готов, а опыт регулярных публичных выступлений перед работниками московских «почтовых ящиков» вооружил его разными полезными приёмами, один из которых – искать и находить ответы на самые трудные вопросы вместе с аудиторией.
Когда Фёдор Янович приступил к чтению этого «животрепещущего» курса, он сказал ученицам и ученикам, что они уже достаточно взрослые молодые люди – восьмой класс, 14-15 лет; и если кому-то нужно во время урока выйти «по личным делам», не нужно сообщать ему и всем конкретную причину. «Я демократ по своей природе и воспитан в духе уважения к тайне чужой личной жизни,» - пояснил Фёдор Янович. Молодёжь очень положительно отнеслась к этому заявлению, и с этого момента пользовалась формулой: «Можно выйти?» «Да,» - отвечал учитель, и иногда шутливо добавлял: «Но возвращайся, когда сможешь, мы будем по тебе скучать.»
Одной девушке захотелось протестировать Фёдора Яновича. Известно, что в средней школе учителя-мужчины были - и есть? в меньшинстве; и некоторые храбрые девицы-экспериментаторы любят так или иначе проверять реакцию этого экзотического вида преподавателей на «женскую откровенность» - что будет? смутится? собьётся с темпа? покраснеет? и, может быть, выбежит в коридор, глотая слёзы?
И такая «разведчица» по имени Аня однажды спрашивает: «Фёдор Янович, можно выйти?» «Да, Аня, конечно,» - отвечает учитель. Тут Аня, интригующе, поедая учителя глазами, продолжает: «Но я не просто так.» «А как, интересно?» - подыгрывает ей учитель, понимая, что это «проверка на вшивость», выражаясь по-молодёжному. «Я по-маленькому,» - абсолютно нараспашку открывается девица. «Тогда у меня будет к тебе большая личная просьба,» - говорит учитель. «Какая?!» - томно пропела Аня. И в глазах её мелькнула нечто вроде: «Неужто клюнул?!»
Тут напрягся весь класс. Смесь чувств изливалась на учителя из глаз всех присутствующих, и главными были недоумение, даже оторопь, и острое любопытство – о чём может спросить взрослый мужик прелестное юное создание с привлекательными формами, честно признавшееся, что оно идёт пописать?
«Обещай, Аня, что, когда ты вернёшься, подробно опишешь нам цвет, запах и вкус.»
Взрыв хохота был таким, что в классе звякнули оконные стёкла.
А Аня ещё долго молча мотала головой, как контуженая.
Больше никто никогда ни в каком классе этой школы не сообщал Фёдору Яновичу, зачем он (она) просят разрешение выйти.
№22. Третья пуговичка.
Но Аня быстро оправилась от «контузии» и продолжила тестировать Фёдора Яновича на уроках этики и психологии семейной жизни. (Чему учитель был рад, рад тому, что анино потрясение оказалось некритическим.) В те поры в стране наблюдалось увлечение молодёжи некоторыми западными развлечениями – в частности, видеофильмами со стриптизом. Отвечая на вопросы одного из учеников на уроке этики и психологии, Фёдор Янович охарактеризовал это, как временную болезнь в виде спроса на ранее недоступные зрелища. Он сказал также, что девушки, которые пробуют свои силы в выступлениях подобного рода, совершают некоторое насилие над своей природой и своей моралью. И это даётся им достаточно болезненно. Но, по мнению учителя, не стоит этим увлекаться, потому что придётся платить за это незаслуженно дорого. «Задиристая» Аня решила взять реванш у Фёдора Яновича, и заявила ему и всему классу, что для неё не составляет никакого труда обнажиться перед любой аудиторией, без каких-либо душевных травм.
Учитель попробовал переубедить девушку, но безуспешно. Все аргументы учителя Аня разбивала в пух и прах одним мизинцем.
Тогда Фёдор Янович подумал, что здесь может помочь приём Эзопа. И он после маленькой паузы, во время которой в классе воцарилась напряжённая тишина, сказал Ане будничным голосом: «Аня, выходи к доске.» Тут Аня почувствовала какой-то подвох и слегка напряглась. В глазах её промелькнуло замешательство, она заволновалась и даже немного подурнела. «Зачем?» Учитель сказал ей в ответ:«Аня, ты же знаешь Фёдора Яновича, он тебе плохого никогда не предложит.» Аня подошла к доске, остановилась и повернулась лицом к классу. Она, возможно, подумала, что Фёдор Янович захотел продолжить дискуссию на равных, лицом к аудитории. Стоя за аниным правым плечом, Фёдор Янович предложил ей мягким доброжелательным голосом: «Раздевайся.»
Ошарашенная Аня, обращённая лицом к ошарашенным одноклассникам, стала отнекиваться: «Сейчас? Прямо здесь? А если директор зайдёт?» Учитель отвечал: «Да, здесь …Тебе же это не трудно…Зайдёт директор – мы, я и ты, объясним ей, что у нас психологический эксперимент…Возможно, директору тоже захочется посмотреть и послушать …»
Поняв, что она себя загнала в угол, Аня начала расстёгивать пуговки сверху вниз на лифе платья. Её смятение нарастало. Дойдя до второй пуговки, она взялась за неё, но иссякла. «Нет, Фёдор Янович, я не могу…» «Хорошо, Аня, садись. Спасибо тебе за участие в эксперименте.» И продолжил: «Ребята, поблагодарим Аню за возможность нам всем вместе понять, что это действительно трудно, и ,наверное, не стоит того.»
И заключая эту фазу урока, Фёдор Янович сказал: « Аня преподала нам и себе отличный урок. Около нас всегда может оказаться в такой момент недобрый человек, который попытается заставить выполнить обещание – в ущерб хвастунишке и на радость таким же, как и он сам. Мы здесь все – друзья: вы - и я и мы – никогда не причиним ущерба человеку, попавшему в положение Ани.»
Три послесловия.
Первое. «Приём Эзопа». Однажды человек, вернувшийся с Фароса, хвастал в присутствии Эзопа, что он там, на Фаросе, прыгал в высоту выше своего роста. Все восхищались, хотя не все поверили. Тут вышел вперёд Эзоп и сказал ему: « Здесь Фарос.
Здесь прыгай!» И посрамил хвастуна.
Второе. Когда эксперимент развивался, несколько молодых людей, напряжённо и молча, вглядывались в глаза учителя. Фёдор Янович понял это так, что они были готовы вмешаться и остановить эксперимент, если бы он зашёл слишком далеко. И это очень порадовало учителя – значит, эти мальчики настоящие джентльмены, которые готовы были «заступиться» за Аню.
Третье. Когда Фёдор Янович, выступая на конференции учителей в РУНО, рассказывал коллегам об этом эксперименте как о примере живой воспитательной работы, учителя, в подавляющем большинстве женщины, слушали, затаив дыхание. И прозвучал из зала вопрос: «А чтобы вы делали, если бы Аня продолжала раздеваться догола?» Фёдор Янович сказал: «Замечательный вопрос! У меня правило, и я вам предлагаю взять его на вооружение, - не ввязываться в эксперимент, если у вас нет вариантов путей отхода. Наблюдая за манипуляциями Ани через её правое плечо, я решил остановить эксперимент на третьей пуговице. Но Аня сама вышла из него на второй пуговице.»
Коллеги проводили Фёдора Яновича с трибуны бурными аплодисментами.
|