Эссе
Горжусь профессией своей
Я педагог! И званье это-предназначение судьбы,
Великий дар сиянья, света, осуществление мечты!
С. Жданова
Каждый человек, оканчивая школу, думает о том, чем он будет в жизни заниматься. Бывает, что выбор определяет случай или обстоятельства. Принято считать, что выбор бывает счастливым, если определяется интересом, когда человек работает творчески. Окончив школу, я выбрала для себя профессию учителя и поступила в Ивановское педагогическое училище. По окончании училища стала работать в школе учителем начальных классов.
В 1989 году пришлось изменить направление своей педагогической деятельности и перейти на работу воспитателем в детский сад. Выбор профессии по обстоятельствам тоже может быть счастливым, надо только проявить интерес к этой профессии и иметь желание освоить ее. Чем больше я познавала секреты новой профессии, тем больше она меня привлекала. В одном из своих сказов П. Бажов очень хорошо сказал: «… тут живинка тебя и подцепила. Она во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет». Так и мне помогает живинка до сегодняшнего дня сохранять интерес к познанию и обобщению законов мастерства профессии воспитателя.
Искренняя любовь к детям, интерес к новому поколению, желание защитить, оградить детские души, жадные до познания огромного, порой жестокого, окружающего нас мира, побуждают к самосовершенствованию.
Конечно, много было прочитано книг по методике дошкольного образования, психологии общения с дошкольниками и их родителями. У меня не было в общении с родителями никаких проблем, так как я знала, что для каждого родителя нет ничего важнее здоровья и благополучия их детей, нет никого умнее и красивее собственного ребенка. Родители видят, как я люблю их детей, и помогают мне во всем. Вместе с ними создается развивающая среда, необходимая психолого-педагогическая обстановка, и я благодарна им за доверие, внимание и поддержку.
Каждая новая возрастная ступень сначала пугала меня, но каждый год, с приходом сентября, мои тревоги улетучивались. Я «росла» вместе с детьми, росло и мое мастерство. Мои дети еще только готовились уйти в школу, а я мысленно уже готовилась принять новых малышей.
И все мои думы уже о них: надо познакомиться с каждым, поговорить с родителями, подготовить группу так, чтобы было моим детям интересно и уютно.
Все… Группа открыта. Завтра приведут еще новеньких детей. Маленьких! Как они себя поведут? Понравится ли им здесь? Чем их увлечь?..
Первым пришел Егор. Ему все интересно, но он стесняется, робеет. Из разговора с мамой я уже знаю, что он очень любит играть с машинками и строить. Я предлагаю ему построить гараж для машины. Сосредоточенно, но с недоверием, он подает мне кубики. Построили. Понравилось! Скованность прошла. Пришла шаловливость. Я рада, мне это уже нравится.
Сегодня первый день оставили Яна спать (по национальности он цыган). Ребенок открытый, но вольный и плохо говорит по-русски, а понимает нашу речь хорошо. Шмыгал, шмыгал носом и уснул. Крепко уснул. Долго спал. Проснулся, что-то говорит по-своему, наверное, о том, что скоро бабушка придет. Согласно киваю головой, улыбаюсь. Он тоже улыбается. Прошло две недели. Мы научились понимать друг друга, и дети приняли его в свой коллектив. Только спустя год, мальчик научился говорить по-русски, даже старается произнести мое трудное отчество, как и другие дети. Многие представляют труд воспитателя как веселое время препровождение. Но это не так! Работа воспитателя – каждодневный кропотливый труд. Он первым открывает дверь в этот огромный, бесконечный мир, полный интересных открытий, загадок, и радостей познания. Передо мной стоит непростая задача – научить каждого ребенка понимать и ценить все прекрасное в мире: природу, музыку, поэзию. И я очень хочу быть всегда интересной для своих детей. Я знаю, что главный метод в обучении, развитии, и воспитании детей дошкольного возраста – это игра. Ведь дети живут в игре, на собственном опыте убеждаясь, как неприятно, когда обижают слабого, и как радостно получить помощь, когда ты в ней нуждаешься. Они учатся уважать себя и других, "вытаскивая репку" или «спасаясь от волка». Дети играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства. Я вижу, что они играют в настоящую жизнь. И так хочется, чтобы из этой маленькой сказочной жизни в свою большую жизнь они брали только хорошее, чистое, светлое. А дети есть дети. Они могут иногда, и пошалить, и покапризничать. Поэтому терпение, выдержка и самообладание, умение с юмором оценить и прокомментировать любую ситуацию – необходимые качества воспитателя.
Мне очень нравятся слова Ш.А. Амонашвили: « Если человек прошагал свое детство без общения с добрым, ласковым, мудрым, горячо любящим его человеком, это, значит, он потерял тысячу прекрасных сказок, увлекательных прогулок, радостей, мудрых наставлений, он в тысячу раз споткнулся о камни…» И с этим ведь трудно не согласился.
Аленка, Вика, Оля, Коля… Придут с утра. Обнимут. Приласкаешь их, и сразу на душе становится легче, светлее.
Быстро летят годы. И вновь – «До свиданья, детский сад! Здравствуй школа» - скажут мои воспитанники, в которых я вложила частичку собственной души. Так трудно расставаться с ними. И так, выпуск за выпуском…
Я считаю, что каждый воспитатель должен обладать уникальным человеческим талантом: даром любви к людям, умея найти подход к сердцу взрослого и маленького человека.
Я очень рада, что стечение обстоятельств привели меня в детский сад.
|