Сегодня: 18.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Разное


Из опыта работы "Формирование элементарных естественно - научных представлений у младших дошкольников через поисковую деятельность"

23.01.2014, 15:26
Клям Нина Ивановна
воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 49"г.Березники
Сообщение из опыта работы
«Формирование
элементарных естественно - научных представлений
у детей младшего дошкольного возраста через поисковую деятельность»


Богатым источником разнообразных ощущений является природа. Желая познать окружающий мир, человек использует разнообразные методы. Наиболее доступными для нас являются наблюдение, эксперимент (опыт), измерение.

«Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем более способна она рассуждать» - писал известный психолог П. П. Блонский. Мир огромен, а ребёнок ещё мал и опыт его ограничен. Чтобы «наполнить головы» детей интересным содержанием, я провожу с ними различные опыты и эксперименты, создаю условия, чтобы у детей формировалось правильное представление о свойства тел и веществ, из которых они состоят, а также изменения, происходящие с ними.
Экспериментирование может использоваться в различных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольников. Я использую опыты как на занятиях, на которых дети совершают свои первые открытия так и в свободной деятельности детей. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома.
Необходимо так организовывать занятие, чтобы каждый ребенок имел возможность провести тот или иной опыт самостоятельно. Должна преобладать индивидуальная работа. Для ребенка очень важно иметь свой набор лабораторной посуды, самому выполнить задание и сравнить результаты собственной работы с результатами других детей. Дети старшего возраста могут пригласить к себе в лабораторию малышей, показать им самые простые опыты, оборудование, познакомить с результатами своих наблюдений. Такие совместные занятия дают большой воспитательный эффект.
В качестве оборудования для проведения опытов я использую бросовые, в частности упаковочные, материалы разного размера и формы: стаканчики из-под йогуртов, сметаны и других молочных продуктов, мороженого, картонные коробки из-под тортов и т.п., пластмассовые ложки для сыпучих материалов, палочки, трубочки для коктейля, бумага. К подбору оборудования были привлечены дети и родители. Для демонстраций отдельных опытов мы использовали прозрачные пластмассовые банки.
В группе оборудована мини-лаборатория, укомплектованная объектами неживой природы; природными материалами, предназначенными для проведения разных исследований: песок, камни.
Дети с удовольствием обследуют песок, глину познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолетики; превращают снег в воду, а воду — в разноцветные льдинки; пускают мыльные пузыри.
Наблюдения, проведение опытов, практические работы по определению и описанию объектов, природы, способствуют усвоению знаний о природе, формированию понятий, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать, описывать предметы. В процессе исследовательской деятельности дети, научаются слушать воспитателя и сверстников, отвечать на поставленные вопросы, у них постепенно возникает интерес к знаниям.
Песок.
При проведении опытов с песком дети наблюдали, что песок рассыпается, высыпается. Если песок намочить, то из него можно лепить «пирожки». Также мы с детьми просеивали песок и увидели, что песок разного размера, крупный и мелкий.
Вода.
Испытывали на плавучесть игрушки из разного материала «Тонут - не тонут». Детям был задан вопрос, почему игрушки из дерева и резиновые не тонут, а фарфоровая игрушка утонула? Дети сказали, что резина и дерево не тонут.
Также мы с детьми проводили опыт с пеной «У кого пена пышней и выше». Дети выдували воздух через трубочку в мыльную воду с целью получения самой большой пены. Самая большая пена получилась у Вани Кожевникова, в ходе эксперимента дети соревновались и старались сделать как можно больше пены.
При проведении другого опыта с пеной «Подушка из пены».
Мы испытывали, какие предметы, из каких материалов могут лежать на поверхности пены. Дети узнали, что на поверхности пены могут лежать только очень легкие предметы; пёрышки, салфетка, а игрушки тонут.

Тень.
Для эксперимента с тенью я использовала диапроектор. Большой интерес у детей вызвали опыты с тенью и дети по своему желанию экспериментировали с тенью животных, с отражением своих рук, движений, предметов, различных игрушек, делая изображение животных, мальчики например, изображали, как встретились две коровы и начали бодаться. Наибольший интерес игры с тенью был у мальчиков, девочки к этому эксперименту отнеслись не очень активно.
Стекло.
Рассматривая окружающее через стекло разного цвета дети узнали, что окружающие предметы меняют цвет в зависимости от цвета стекла.
Проводя эксперимент с зеркалом «Поймай солнышко». Дети с удовольствием ловили лучики солнца, сначала лучики ловила только я, затем дети начали играть самостоятельно. Эта игра активизировала подвижность детей, они начали с удовольствием ловить лучи солнца.
Воздух.
Для определения ветра, нами с детьми были изготовлены вертушки, с их помощью дети определяли, есть ли на улице ветер. Детям эти игрушки очень понравились.
Также мы с детьми узнали, что воздух может пахнуть по-разному. Для этого я в разных местах группы располагала, разные предметы, и мы с детьми подходили к определенному месту и определяли, чем пахнет воздух. Особое затруднение в этом опыте у детей вызвал запах яблока, они его не сразу смогли определить.
Для того чтобы показать детям, что воздух есть везде. Мы с детьми проводили опыт с банкой и водой, я наливали в тазик воду, затем накрывали воду банкой, при этом банка не наполнялась водой, когда банку наклоняли на бок, из неё выходил воздух, так мы установили, что в банке тоже есть воздух. Детям этот эксперимент очень понравился, и мы повторяли его несколько раз.
Огонь.
После чтения произведения «Кошкин дом» мы с детьми провели эксперимент с огнем, мы сравнивали, какая бумага горит быстрее: салфетки, картон, фотографии. Так же мы сравнивали, как горит салфетка в свернутом и развернутом виде. Детям очень понравилось, как горит салфетка. Также они провели сравнение, что картон, горит дольше салфетки и фотографии и что салфетка в свернутом виде горит дольше.
Снег.
Так как дети на прогулке очень часто едят снег, я провела эксперимент со снегом. Детям было показано, что снег от тепла тает, когда снег растаял, и получилась вода, она была процежена, и дети увидели, сколько грязи осталось на марле. После проведения эксперимента дети говорили, что больше не будут, есть снег на улице.
В то время когда стояли сильные морозы и дети не имели возможности погулять на улице, мной был принесен в группу снег в тазике. Детям предлагалось попробовать сделать снежки, но это у них не получилось так, как снег был сухой и не лепился. Тогда я предложила детям немного подождать, через некоторое время, мы с детьми опять попробовали сделать снежки, и в этот раз у нас получилось. Я спросила у детей, почему же у нас сейчас получилось сделать снежки? Дети говорили потому что, он растаял.
Дети проявляют своё отношение к природе во время трудовых действий, которые тоже не обходятся без игровых моментов: становятся Дедами Морозами и укрывают кусты и растения снежным одеялом.
При проведении опыта с луком, делали «огород» на окне, где проводили наблюдение за луком, растущим в разных условиях. Дети наблюдали, в каких условиях лук растет быстрее. Мы один лук посадили в банке, другой поставили в стакан с водой, и еще один в шкаф. В ходе эксперимента дети видели, что лук растущий в воде вырос быстрее, а лук который был в шкафу бледный. Затем лук был съеден.

Нравятся ребятам и словесно-дидактические игры, которые я использую в игровой деятельности и на прогулке. Например: «Когда это бывает?» (на уточнение времён года) – предлагаю детям загадки о явлениях и свойствах неживой природы:

Неизвестно, где живет,
Налетит, деревья гнет,
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь. (Ветер)

Что за звездочки сквозные На пальто и на платке.
Все сквозные - вырезные,
А возьмешь - вода в руке? (снег)

Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет
Заплачет она и умрет. (Сосулька)


и т.д. Активизирую умственную активность через вопросы: «Что бывает круглое в природе?», «Жёлтое в природе?».

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь
Улыбаешься в оконце
И зовут тебя все … (солнце)
Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня …(луной)
Эти игры и упражнения развивают у детей умение использовать имеющиеся знания, развивают внимание, быстроту реакции.
К. Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей.


Категория: Разное | Добавил: nina3508
Просмотров: 2646 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог