ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Тихова Елена Петровна – воспитатель, МАДОУ «Детский сад №196», г. Барнаул, Алтайский край.
Полноценное формирование личности ребёнка напрямую зависит от его умений общаться, выражать свои мысли. Отстаивать свою точку зрения.
Личность закладывается в детстве. Возраст от трёх до семи лет является первоначально становлением личности ребёнка.
Из чего же складывается личность? В основу личности ложится генерация мотивов. Она не стабильна, она меняется. Так сначала – человек, затем – индивидуальность, а уж потом – иерархия побудителей мотивов (1).
В дошкольном возрасте мотивы и желания ребёнка начинают образовывать иерархию, появляется произвольность, на смену импульсивным действиям приходит поведение, опосредованное нормами, правилами и самооценкой.
Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение о осознание переживаний, обогащение новыми чувствами – вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития ребёнка.
Личность сегодня:
- специфически индивидуальная;
- с высокими коммуникативными способностями;
- готовая к включению в разнообразные виды деятельности;
- умеющая гибко ориентироваться в меняющихся условиях;
-способная не стандартно и творчески мыслить.
На формирование личности ребёнка влияют следующие факторы:
- воспитание (нравственное);
- среда (социализация);
- наследственность.
Нравственное воспитание – целенаправленный перманентный процесс формирования активно действенного отношения к нравственным ценностям общества (3).
Формирование нравственности, или нравственной воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и как неуклонное их соблюдение. Нравственное воспитание личности должно быть направлено на свободу и внутреннюю ответственность. Ребёнок сам принимает решение «Я сам(а)» (1). Эта идея лежит в понимании свободы и ответственности.
В условиях, обновляющихся в стране социальных обстоятельств, демократизации и свободы общества, исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы правила не благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости.
Выработка таких взглядов и убеждений и соответствуюших им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания.
Компоненты социализации личности в дошкольном образовании таковы:
- адаптация к миру людей;
-усвоение и присвоение опыта общественных отношений;
- формирование потребностей в преобразовании окружающего мира.
Социализация – это процесс формирования человека, посредством обучения, воспитания, образования, защиты и адаптации (2). Данный процесс – это последовательность действий, в результате которых из родившегося существа формируется человек, способный принимать участие в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие всё окружение: семья, соседи, сверстники в детском саду и т. д.
Для успешной социализации необходимо действие трёх факторов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям.
Процесс формирования личности, по мнению Д. Смелзера, происходит по трём различным стадиям:
1. Стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых.
2. Игровая стадия, когда дети осознают поведение, как исполнение роли.
3. Стадия групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждёт целая группа людей.
Многие психологи и социологи подчёркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, но социализация у детей, формирует ценностные ориентации и в большей мере имеет дело с мотивацией поведения.
И последний фактор, влияющий на формирование личности ребёнка – это наследственность. Наследственность – это генетическая программа биологических признаков, получаемая ребёнком, от родителей при рождении (2). Она предполагает формирование определённых способностей, к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребёнка. Согласно данным физиологии и психологии, врождёнными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т. е. задатки. Проявление и развитие способностей ребёнка во многом зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявление способностей принято называть одарённостью или талантом.
Итак, можно сделать вывод: формирование личности – очень сложный процесс. Он происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Асмолов Л.Г. Личность как предмет психологического анализа, - М., 1988, - 124с.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности, - М., 1997, - 352с.
3. Лихачёв Б.Т. Педагогика. – М., 1999. – 256с.
|