Литературное лото»
Эта игра – одна из самых простейших,
позволяющих реализовать книжные знания детей.
1 вариант
Материал: карточки с изображением литературных героев.
Правило: игроки поочередно достают карточки
с персонажем и называют его характеристики.
Например: «Лиса» - хитрая, рыжая; «Колобок» -
круглый, вкусный и т.д.
2 вариант
(без карточек) Ведущий называет имя персонажа,
а второй игрок – его характеристику.
Еще интереснее, когда ведущий, задавая свой вопрос,
в это время кидает игроку мяч, тот дает свой ответ,
бросая мяч обратно.
«Спой вместе с героем»
Ведущий предлагает вспомнить, какие песенки
пелись героями разных сказок. Если дети
испытывают затруднение, он сам дает им подсказки.
Итак, как:
- пела свою песенку мама-коза, когда возвращалась
к своим детушкам-козлятушкам из леса?
(«Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся,
ваша мама пришла, молочка принесла. Бежит молочко
по вымечку. Из вымечка – по копытечку, из копытечка
– во сыру землю»);
- пел песенку Колобок, когда катился по лесу?
(«Я – Колобок, Колобок, по сусеку скребен, на
сметане мешон, на окошке стужен, я от бабушки
ушел, я от дедушки ушел»);
- пела песенку хитрая лисичка-сестричка,
когда ехала верхом на сером волке?
(«Битый небитого везет, битый небитого везет»);
и другие.
Пусть ребята поочередно назовут эти песенки
и персонажей, которые их пели.
«Стань волшебником»
Ведущий предлагает детям вспомнить, какие волшебные слова употребляли герои разных сказок, чтобы совершить то или иное волшебство. Пусть каждый из них на время станет персонажем этой сказки и произнесет нужные слова.
1. С помощью каких слов можно было сварить в горшочке вкусную сладкую кашу? («Раз, два три, горшочек вари!»)
2. Какие слова велела Емеле произносить щука, которую он отпустил обратно в прорубь? («По щучьему велению, по моему хотению»)
3. Каким словам научили Буратино лиса Алиса и кот Базилио, утверждая, что они волшебные? («Крекс, фекс, пекс»)
4. С помощью каких слов можно было вызвать Сивку-бурку? («Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой»)
5. В книге писательницы Валентины Осеевой был мальчик по имени Павлик, который узнал волшебное слово. Что это было за слово? («Пожалуйста»)
6. В восточной сказке «Али-баба и сорок разбойников» были волшебные слова, которые помогли открыть дверь в пещеру. («Симсим, открой дверь!»)
7. В сказке «Баранкин, будь человеком!» герой книги Юра Баранкин и его друг Костя Малинин превращались то в муравья, то в бабочек, то в воробьев. Какие слова они произносили, чтобы стать муравьями? («Вот я, вот я превращаюсь в муравья!»)
«Волшебные предметы»
А теперь давайте вспомним волшебные предметы, которые так и остались существующими лишь в сказках. Итак, как назывались:
- волшебный предмет, который в сказке А.С. Пушкина умел разговаривать (зеркальце)
- головной убор, который делал своего владельца невидимым (шапка-невидимка)
- длинный тоненький предмет из дерева. Стоит взмахнуть этим предметом, как он исполнит любое желание его владельца (волшебная палочка)
- волшебное оружие, владелец которого непременно побеждал неприятеля (меч-кладенец)
«Прогулка по сказкам»
Воспитатель совместно с детьми рассматривает иллюстрации в знакомых книгах, уточняя названия произведений.
Игры на воспроизведение содержания сказки
по мнемотаблице
- «Какая сказка спряталась в этом рисунке?»
- Про кого эта сказка?»
(предложить педагогам нарисовать сказку)
Для детей младшего возраста предлагаются цветные мнемотаблицы, в которых цвет тесно связан с характерными особенностями сказочного образа: лиса – рыжая, цыплята – желтого цвета и пр.
Отгадай загадку по предметам
в волшебном сундучке»
Дети по очереди достают предметы или картинки из волшебного сундучка и называют сказку, в которой встречается тот или иной предмет (картинка): кувшин («Лиса и кувшин»), стрела («Царевна-лягушка»), ложка («Жихарка») и т.д. Хорошо, если предмет или картинка вызывает ассоциации с несколькими сказками. Например, скалка может принадлежать лисе из сказки «лиса со скалочкой», или Василисе Прекрасной («Царевна- лягушка»).
«Найди свою сказку»
Каждый из детей получает по картинке-эпизоду из сказки. По сигналу играющие определяют свою принадлежность к той или иной команде и выстраиваются в соответствии с имеющимися у них картинками, воспроизводя последовательность действий в сказке.
«Полетушки»
Все игроки садятся вокруг стола, каждый кладет руку с вытянутым указательным пальцем в центр стола. Ведущий поочередно называет персонажей разных литературных произведений – живых и неживых, причем к каждому слову он прибавляет глагол «летает».
- Баба Яга летает! Колобок летает! Серый волк летает! Змей Горыныч летает! Красная шапочка летает! Карлсон летает!
Ведущий сам поднимает руку с вытянутым пальцем каждый раз , когда произносит очередное словосочетание – независимо от того, действительно летает этот предмет или нет. Его задача запутать игроков.
Игра продолжается, пока у ведущего не иссякнет перечень героев или пока не останется один игрок – победитель.
Загадки «Вчера и сегодня»
Предложите детям отгадать загадки о чудесах и разных дивных предметов, встречающихся в волшебных сказках, которые стали прототипом будущего технического изобретения?
Например:
- предметы с помощью которых можно было очень быстро преодолевать большие расстояния
Конек-горбунок (космическая ракета)
Ковер-самолет (самолет, вертолет)
Сапоги-скороходы (поезд)
- предметы с помощью которых показывали все, что делается на белом свете
наливное яблочко и серебряное
блюдечко (телевизор)
волшебное зеркало
- предмет, который показывал путникам дорогу
клубочек (компас)
- предмет, который освещал все вокруг
Перо Жар-птицы (фонарик, прожектор)
- предмет, извещающий о том, что нападают враги
Золотой петушок (радиолокатор)
И другие.
«Стань волшебником»
(продолжение)
8. В сказке писателя Валентина Катаева «Дудочка и кувшинчик» волшебная дудочка помогала девочке Жене найти землянику на лесной лужайке. Что для этого надо было сказать? («Дудочка, играй»)
9. В сказке писателя Валентина Катаева девочке Жене подарили волшебный цветик-семицветик, у которого каждый лепесток мог выполнить любое желание. Какие слова при этом надо было произнести? («Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели!»).
10 В сказке «Волшебник Изумрудного города» злая волшебница Бастинда вызывала летучих обезьян этими слорвами. («Бамбара, чуфара, лорики. Ерики, пикапу, трикапу, скорики, морики»).
«Волшебная корзинка»
Предварительная подготовка: вспомнить, какие у героев известных сказок имелись волшебные предметы, и нарисовать их на листочках бумаги.
Ведущий дает подсказку – имена героев, после чего дети называют волшебный предмет. Ведущий распределяет, кто из ребят будет что рисовать – чтобы предметы не повторялись.
1. Буратино (ключик)
2. Оле -Лукойле (зонтик)
3. Девочки Жени из сказок В. Катаева (дудочка и цветик семицветик)
4. Муми-тролля (волшебная шляпа – черный цилиндр)
5. Аладдина (лампа)
6. Солдата из сказки Г.Х. Андерсена (огниво)
7. Элли (серебряные башмачки)
8. Маленького мука (туфли)
9. Мери Поппинс (ковровая сумка и зонтик с головой попугая)
10. Баба Яга (ступа, помело)
11. Старик Хоттабыч (ковер-самолет)
После все рисунки надо сложить в одну корзинку. Ведущий читает стихи:
В нашей волшебной корзинке
Лежат расписные картинки
Ну-ка, ну-ка, ты давай
Быстро сказку угадай.
Ведущий поочередно вытаскивает рисунки с изображением волшебных предметов, а дети должны назвать персонажа (название сказки), которому этот предмет принадлежал.
«Отгадай сказку»
Дети по очереди выбирают картинки, на которых изображены сказочные герои, и называют сказку. Предполагается, что правильных ответов может быть несколько, например лиса может быть из сказки «Лисичка со скалочкой» или «Жихарка».
«В какую сказку попал Колобок»
Детям объясняется, что сказки могут изменяться. Сегодня Колобок отправился в путешествие по сказкам:
- Угадайте, в какую сказку он попал?
«Отгадай сказочного героя»
Игрушку – сказочного героя прячут за ширму. Педагог от лица героя сказки односложно отвечает на вопросы детей: «да» или «нет». Играющие задают вопросы, сужающие круг поиска. По ответам дети должны догадаться, кто прячется за ширмой. Например: «ты человек? - Нет. – Ты животное? – Нет. – Ты большой? – Нет. – Ты круглый? – Да. – Тебя сделали из муки? – Да».
Вариант. На ребенка надевают сказку сказочного героя так, чтобы он не знал, какого именно. Он должен догадаться, чья эта маска, задавая остальным детям наводящие вопросы
Картотека
игр и игровых упражнений по обучению детей сочинению сказок
Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определенной модели.
«Назови героя»
Цель: учить детей объединять героев по заданному признаку.
Воспитатель называет какой-либо образ, а дети должны найти конкретных героев из других сказок (девочки герои - сказок: Василиса Прекрасная, Красная Шапочка, и т.д.)
«Действия героя»
Цель: Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок.
Воспитатель предлагает героя из сказки: коза из сказки «Волк и семеро козлят».
Условие: говорить только глаголами. (Жила-была, ходила, наказывала, пела и т.д.) Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках.
«Сказочные слова»
Цель: учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку.
Воспитатель предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знают в сказках («Сим-сим, открой дверь», «Сивка-бурка, вещая каурка…» и т.д.) затем перечислить все слова, с которых начинается сказка («Однажды в некотором царстве», «в стародавние времена…»и т.д.)
«Закончи сказку»
Цель: придумать по данному началу для сказки концовку, развивать умения логически завершать какой-либо рассказ, умения осмыслять воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас.
Итак, вы предлагаете ребенку простейший сюжет из нескольких предложений. «Пошел как-то мальчик Степа в лес за грибами. Встретил Степа в лесу белку - та помахала ему пушистым хвостом и ускакала по веткам деревьев. Попался ему и заяц, да только зайчишка-трусишка сразу спрятался в кустах - испугался. Много грибов Степа насобирал, земляники наелся. Так ходил он по лесу, ходил да и забрел в совершенно незнакомое ему место. Сначала мальчик чуть-чуть испугался, но потом вспомнил, что он очень смелый (иначе как бы он один в лес пошел?) и стал осматриваться. Смотрит Степа по сторонам, чтобы понять, где он очутился, и вдруг видит …».
В дальнейшем следите за тем, как ребенок в самостоятельной творческой деятельности применяет усвоенные слова и выражения.
В процессе сочинения сказки поддерживайте инициативу малыша, стимулируйте проявления фантазии, следите, насколько верно ребенок понимает ваши задания и наводящие вопросы.
Примерный алгоритм сочинения сказки «Приключения котенка». Взрослый задает малышу вопросы, подводящие к описанию главного персонажа: «Какой это котенок? Какими словами можно сказать о нем? Какая у котенка шерстка? Какие у него уши, лапы?» Можно загадать загадку о нем. Потом ребенок выполняет следующие задания: «Придумай предложение про котенка, чтобы в нем было слово пушистый (трусливый, осторожный). Придумай, с чем можно сравнить нашего героя. Расскажи, что он умеет делать. Придумай предложение, чтобы в нем были слова «прыгает», «беленький» и др.
«Из какой сказки герой»
Цель: учить детей по внешнему виду отгадывать героев сказок; дать возможность вспомнить название сказки.
Воспитатель показывает какой-либо образ, а дети должны вспомнить конкретных героев и назвать сказку. Можно провести небольшую беседу по содержанию сказки, вспомнить других героев этой сказки.
«Узнай сказочный транспорт»
Цель: учить детей по нарисованной художником картинке отгадывать сказочный транспорт, вспомнить героев сказок, кому принадлежал этот вид транспорта, вспомнить название сказки.
Воспитатель показывает какой-либо вид сказочного транспорта, а дети должны вспомнить и назвать вид сказочного транспорта, а также назвать сказку и героев. Можно провести небольшую беседу по содержанию сказки, вспомнить других героев этой сказки.
«Сказочные разбойники»
Цель: учить детей по внешнему виду отгадывать героев сказок; дать возможность вспомнить название сказки.
Воспитатель показывает какой-либо образ, а дети должны вспомнить конкретных героев и назвать сказку. Можно провести небольшую беседу по содержанию сказки, вспомнить других героев этой сказки.
«Сказка наизнанку»
(старшая группа)
Цель: развивать творческое воображение, вызвать желание придумать сказку «наоборот»; обогащать словарный запас детей за счёт употребления сравнительных оборотов.
Оборудование: карты, фломастеры, цветные карандаши.
Ход.
Педагог предлагает вспомнить хорошо знакомую сказку и поменять характер героев. Положительный на отрицательный и наоборот.
Дети рассказывают, как изменяются герои, их характер, поступки ,каким станет сюжет сказки.
Например: Красная Шапочка ,злая, а волк добрый .Колобок предлагает каждому герою стать его начинкой, т е. Колобок съедает всех по- очереди.
Упражнение «Чёрный ящик»
(средняя группа)
Цель: учить детей решать одну «задачу»: найти секрет « чёрного ящика» при помощи минимального числа вопросов, развивать логическое мышление, память, внимание.
Оборудование: «чёрный ящик», предметы, детские музыкальные инструменты, игрушки (пластмассовые, деревянные, мягкие).
Ход.
Воспитатель предлагает открыть секрет «чёрного ящика» с помощью вопросов.
Например: В чёрном ящике игрушка.
Вопросы: Живой или неживой объект?
Твёрдый или мягкий?
Твёрдый или мягкий?
Металл или дерево? и т. д.
«Сказка калька»
Цель: продолжать учить детей составлять модель сказки, по модели сочинять новую, полностью изменённую или с различными степенями; развивать творческое воображение, желание придумывать сказку, используя символы.
Оборудование: карты, цв. карандаши, фломастеры, восковые мелки.
Ход
В этой игре мы составляем с детьми как бы модель сказки и дальше по этой модели сочиняем новую, с различными степенями узнаваемости или полностью изменённую.
Берётся популярная, хорошо знакомая сказка и сводится к голой схеме, сюжетным линиям.
Можно использовать цветовые или геометрические обозначения. Всё придуманное детьми запоминается гораздо лучше и вызывает чувство гордости за своё творчество.
В старших и подготовительных группах дети любят буквенные обозначения, но каждую букву украшают каким-либо элементом, характеризующим этого героя.
По составленной модели сказки сочиняется своя совершенно новая сказка, герои которой могут быть самыми разнообразными: кто-то из героев остаётся, появляются новые герои и т.д.
Можно составлять сказку про любимую игрушку, про себя, про товарища. Главное стараться следовать сюжетным линиям, придумать «весёлый конец».
«Вспоминаем сказки»
Цели:
1) Прививать детям любовь к устному народному творчеству.
2) Активизировать знания детей о русских народных сказках.
3) Учить узнавать сказку по прочитанному эпизоду.
Ход игры:
Воспитатель: «Однажды все книжки решили над ребятами подшутить и перепутались страницами. А потом не смогли вернуться в свои сказки. Срочно нужна ваша помощь. Я буду читать вам отрывки из сказок, а вы скажите мне, из какой сказки был прочитан отрывок. Если правильно ответим, то все сказки восстановятся.
Воспитатель читает отрывки сказок, выставляет книжки на доске.
«Помоги герою найти свою сказку»
Цели:
1) Прививать детям любовь к устному народному творчеству.
2) Активизировать знания детей о русских народных сказках.
3) Учить вспоминать героев сказок, их имена, характеры, внешний вид.
Воспитатель: Ох, беда! Герои сказок выпали из книжек и потерялись! Помогите им попасть в свои сказки.
Дети узнают героев сказок, называют и кратко описывают их, находят книжку, в которой они живут. Герои «поселяются» в свои сказки.
Выигрывает команда, угадавшая большее число героев.
Весь текст материала находится в приложенном файле
|