Сегодня: 26.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Разное


Конспект урока "Шахматная доска"

СКАЧАТЬ (17.1 Kb) 27.11.2019, 13:32
Акишина Валентина Васильевна
Учитель шахмат, МБОУ гимназия им.А.И.Яковлева, г.Урай ХМАО - Югра
Пример оформления конспекта урока
Тема: Шахматная доска
Цель: познакомить детей с волшебным миром шахмат, развивать ориентирование на плоскости, память, воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость
Методы: наглядный, эвристический, словесные.
Оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками, экран с проектором, комплект шахмат для каждого ученика, по одной книге на парту И.Г. Сухина «Шахматы 1 год обучения или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны», мультфильм «Котята – хвастунишки», комплект вырезанных из картона элементов шахматной доски, дракон из картона, простые карандаши и схемы горизонталей для раскрашивания.
ХОД
1. Вступительная часть
- Добрый день!
Меня зовут Валентина Васильевна.
- Мы с вами отправляемся в сказочную шахматную школу, открываем волшебную книгу (учебник, стр.3). Каких сказочных героев вы узнали? А кто может назвать шахматные фигуры, которые ждут их в шахматной школе?
2 . Основная часть.
1) И вот наша первая сказка. Переверните страничку (ст.4-5).
(слайды) Однажды девочка Лена и мальчик Ален пошли в лес. И тут их увидел злой волшебник. Он своим острым мечом срубил дерево и направил его на ребят, но не попал. Тогда с досады он ударил по пню и срезал с него кругляк. С силой запустил его в беглецов. Ален схватил кругляк и стал им защищаться. Колдун ударил мечом с разных сторон четыре раза, и кругляк стал квадратным. Побежали ребята дальше. А на пути речка. Бросили они свою доску в воду, и, словно на плоту, переплыли на другой берег.
Колдун не унимался. Он стал пускать в ребят стрелы. И тут плот превратился в щит и снова спас детей. Стрелы, попадая в доску, ложились каким – то очень странным образом ведь тот лес был волшебным… А когда Ален их убрал, то увидел интересный рисунок из клеточек.
Колдун не унимался. Он наслал огонь, и тут доска снова защитила детей. Пламя выжгло каждую вторую клеточку и получилось… Кто знает, что же это получилось? (Шахматная доска)
- Ребята, а кто раньше видел игровые шахматные доски?
- А в какие игры можно играть на таких досках?
- Смотрите, какая у меня есть доска. (Показываю шахматную «матрёшку» - разных размеров три шахматные доски, вложенные друг в друга: большая, обычная, маленькая от дорожных шахмат.) Как вы думаете, что внутри моей доски? Ой – здесь ещё одна… А что же тогда внутри этой досочки? - Какая крошечная доска. Это, ребята, дорожные шахматы. Как вы думаете, для чего они нужны?
А это – большая демонстрационная шахматная доска, которая хранит много секретов, о которых мы с вами скоро узнаем.
2) Переворачиваем страничку (стр.6). А здесь у нас загадка.
Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
-Знаю я одну игру,-
-Сказал ребятам Петя.-
Где бы ни был я, везде
В неё играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь, Слон, конь и пешек ряд, А возглавляет всех король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!
- Что же это за игра?
3) И снова к нам пришла сказка (демонстрирую ход рассказа с помощью вырезанных из картона: шахматные поля – клеточки, горизонталь, дракончик с прорезью во рту для «поглощения» клеточек – полей).
Жили – были маленькие клеточки: черные в одном городе, а белые - в другом. И вот прилетел к черным Злой дракон и стал пожирать клеточки. Затем полетел к белым и стал их поедать. Тогда собрались все клеточки вместе и решили встать рядышком. И получилась вот такая сильная линия (горизонталь). Прилетел дракон – хотел поживиться, попробовал сверху – никак… Сел, почесал за ухом, изловчился – и заглотил всю линию сбоку. Тогда умная клеточка Поля предложила: а давайте встанем в вот так - ряд к ряду (бумажная доска для игры в шашки). Прилетел дракон – хотел поживиться, да не тут-то было… Попробовал сверху – никак не заглотить ему, снизу – никак, и с боку не получается… Не смог он такую силу одолеть. Обрадовались клеточки, ещё крепче взялись за руки, и получилась вот такая волшебная шахматная доска.
- А сейчас все очень аккуратно достаньте шахматы и положите перед собой шахматную доску.
У доски есть один секрет. Кто его знает?
Доска должна лежать так, чтобы правое нижнее поле было белым. И еще посмотрите, чтобы возле этого поля была цифра 1.
4) На доске есть белые шахматные поля, и … черные шахматные поля. Но вы скажете: «Ведь они же коричневые и желтые!». Просто шахматисты договорились между собой называть все светлые поля белыми, а все темные поля - черными.
Покажите на своих досках любое белое шахматное поле. Покажите любое черное поле.
Скажите, какая форма у шахматного поля? А у шахматной доски? А что больше – шахматное поле или шахматная доска? Что больше – черное шахматное поле или белое? А как с помощью пальчиков можно показать квадратное поле?
Посмотрите, на нашей доске есть вот такие линии (показываю горизонталь).
Кто знает, как она называется? (горизонталь)
- Повторим все вместе. – 3 раза.
5) Физминутка
- А сейчас все встали. Покажите руками горизонталь кто догадался, как это можно сделать? (руки в стороны). Опустили руки. Еще раз покажите горизонталь. Молодцы. А теперь плечики подымаем вверх, опускаем -3 раза.
Отводим плечи назад – 3 раза.
А теперь локотки согнутых рук отведите в стороны. Поздоровайтесь указательными пальчиками. Правой рукой делаем вращательные движения вперед. Теперь левой – назад. А теперь медленно двумя руками.
6) Тихонько садимся на места.
- Посчитайте, сколько в горизонтали белых полей, а сколько черных? Сколько на доске всего горизонталей?
- Обозначаются горизонтали на доске цифрами. Давайте все вместе назовем горизонтали: первая горизонталь…
- А сейчас возьмите 8 пешек и выставьте их на вторую горизонталь, 8 чёрных пешек – на 7-ю горизонталь, все белые фигуры, кот. остались, поставьте на 3-ю горизонталь, а все чёрные фигуры – на 6-ю. Вот как у нас с вами здорово получилось! Теперь уберём все фигурки с доски.
Возьмите коня любого цвета и проскачите им¸ щёлкая язычком, по первой горизонтали. Перепрыгиваем на вторую горизонталь: проскачите по второй горизонтали и так до 8-й.
7) (слайд) Ребята, кто знает, как называются люди, играющие в шахматы? (стр.9) (Противники, партнёры)
Веселые человечки Чиполино и Дюймовочка решили сыграть в шахматы. Положили перед собой шахматную доску, но черные и белые поля сбежали с доски и спрятались. Ребята, помогите их найти. 1 вариант будет искать черные поля, а 2 – белые. Кто нашел – подымает руку.
– Молодцы!
7) А к нам в гости кто- то стучится. (Показываю куклу бибабо - Медведица). Настасья Петровна, здравствуйте! Что это Вы нам принесли? (Кукла держит листики с заданием)
- Ребята, Настасья Петровна узнала, что мы умеем уже горизонталь на доске находить, и хочет, чтобы её медвежата тоже узнавали такие шахматные дорожки. Поможем ей раскрасить горизонтали?


Вот вам листочки и карандаши.
- Задание такое: нужно правильно раскрасить две горизонтали: 1-ю и 2-ю. Внимательно посмотрите на демонстрационную доску. Чем отличаются эти две горизонтали? (Порядком чередования белых и чёрных полей). Обратите внимание, что у одних вначале стоит черное поле, а у других – белое. (Дети закрашивают под музыку; образец в приложении 1)
(Большим сувенирным карандашом дети ставят на своих работах звёздочки за правильное выполнение задания. Тем, кто не справился, даю ещё один листик – переделать)
- Спасибо, ребята! Я поняла, как надо учить своих медвежат.
3. Итог
А сейчас – сюрприз. Как вы думаете – какой? (Мультфильм «Котята-хвастунишки)
- Скажите, что же нового вы узнали сегодня в волшебной шахматной школе?
- Какая форма у поля? А у доски? Что больше – доска или поле? Эта шахматная дорожка называется… (показываю горизонталь). Сколько на доске горизонталей, сколько в каждой горизонтали белых полей, сколько черных?
Дополнительный материал.
1. На каких полях ничего не растет?
2. Из каких досок не строят теремок?
3. В каких клетках не держат зверей
4. Спрятались ли шахматные клетки в словах: поляна, поляк, полярник?
5.
Скоро бой и ждет войска деревянная … (доска)
Раздался голос короля найдите на доске …(поля)
На этом наше путешествие в Волшебную шахматную школу подошло к концу. До свидания.
Литература
1.И.Г.Сухин «Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск: Духовное возрождение, 2010, 2011, 2013.)
2.Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.
3. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.
4. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Рабочая тетрадь - Обнинск: Духовное возрождение, 2012.


Категория: Разное | Добавил: Myhobiisch
Просмотров: 743 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог