Сегодня: 26.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Разное


Лэпбук: возможности и рекомендации по использованию

06.11.2019, 20:29
Кондратьева Ирина Николаевна
воспитатель, МАДОУ "Детский сад № 81 "Солнышко" комбинированного вида
Лэпбук: возможности и рекомендации по использованию
Меняется мир и вместе с ним меняется образование. Новые методы, технологии, новые требования к образовательным результатам – всё это заставляет каждого педагога осуществлять творческий поиск, расширять арсенал образовательных методов и средств.
Согласно требованиям ФГОС, большой акцент делается на интерактивных технологиях обучения и воспитания, повышается важность таких качеств обучающихся, как креативность, самостоятельность, умение работать с информацией. Кроме того, информационный шум и доступность знаний заставляют искать способы повышения мотивации детей к познавательной деятельности [4].
Одним из решений указанных задач может стать такой инструмент педагога, как лэпбук.
В переводе с английского («лэп» - колено, «бук» - книга) лэпбук обозначает «наколенная книга» (книга на коленях). Это самодельная книжка-раскладушка или папка, в которой представлены различные элементы: картинки, вкладки, аппликации, открывающиеся дверцы и т.д. Обычно формата А3, сложенного пополам.
Элементы лэпбука очень разнообразны. В папке могут присутствовать конвертики, кармашки с карточками, окошечки и дверцы, вращающиеся круги, книжки-гармошки, карточки, высовывающиеся детали, стрелки, пазлы, блокнотики для записей и другие элементы. Лэпбук может содержать интерактивные детали: стрелочки, бусинки на ниточках, съемные детали на кнопочках и т.д.
Важная черта лэпбука – это наличие «тайны», которая так притягивает детей. Это может быть потайная дверца или закрытое окошко, открыв которое, можно увидеть рисунок или ответ на вопрос. Двери можно сделать на замочке или шнуровке, можно вшить «молнию». Идеи для оформления можно черпать на тематических сайтах, а также в каталогах (например, pinterest.com).
Лэпбуки также различаются по форме. В стандартном варианте – это книжка с двумя разворотами. Встречаются папки с 3-5 разворотами; книжки-гармошки; фигурные папки. Самые творческие авторы делают лэпбуки как фигурные папки, например, в виде шкафчика, сундучка, домика, круга (по теме «Наша планета»), бабочки и др.
Материалы для создания лэпбука могут быть различными, однако среди наиболее необходимых можно отметить следующие пункты: папка-основа (может быть сделана вручную или приобрести в магазине), бумага для элементов (белая, цветная), ножницы (возможно, фигурные), клей (удобнее карандаш), карандаши, краски, ручки, фломастеры, степлер, скотч (двусторонний). Остальные материалы зависят от тематики лэпбука и вашего воображения, например, это могут быть декоративные элементы: пуговицы, пайетки, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов картинки и т.д.)
Каковы же характеристики и особенности лэпбука?
Прежде всего, это соответствие определенной теме, по которой представлена информация (времена года, планеты, страна Россия и др.).
Кроме того, лэпбук отличает наглядность. Информация для усвоения представлена в виде рисунков, небольших текстов, схем, графиков, рифмовок, игр. Невозможно представить себе лэпбук без иллюстраций, схем.
Еще одной их характерных черт папки-лэпбука является интерактивность, игровая подача информации. В нем обязательно наличие различных элементов, которые раскрывают себя при взаимодействии, многие из них скрыты, не видны при первом открытии. Это вызывает эффект сюрприза, который так нравится детям.
Так как лэпбук является дидактическим и воспитательным инструментом, отметим его многочисленные педагогические возможности.
Получение, закрепление и систематизация учебного материала. Лэпбуки позволяют в игровой форме усвоить новую информацию и закрепить изученное. Сам формат и внешний вид лэпбука (яркость, наличие иллюстраций, возможность взаимодействовать с информационными разделами) способствует структуризации информации в голове ребенка, учит выстраивать связи, классифицировать, анализировать и обобщать.Рекомендуемый возраст занятий по лэпбукам - 5 лет и выше. Начиная с 7-8 лет, дети способны самостоятельно придумывать и делать собственные лэпбуки.
Развитие информационной и исследовательской компетентности. Если ребенку предоставляется возможность самому наполнить папку, то лэпбук становится мощным инструментом для развития навыков работы с информацией: поиска, анализа, отбора, формулировки тезисов и т.д. Кроме того, сделанный самостоятельно лэпбук – это, своего рода, гарант прочности знаний. Это, по сути, подготовка к выполнению исследовательских проектов, написанию курсовых и дипломных работ.
Индивидуализация образовательного маршрута и развитие учебной мотивации. Лэпбук может стать обобщающим заданием по определенной теме. В данном случает каждый ребенок выбираем сам, какие рубрики, задания и подтемы будут присутствовать в его «издании». Как они будут оформлены, какие картинки он выберет. Такая свобода позволяет ученику занять субъектную позицию в образовательном процесс и способствует повышению внутренней мотивации к познавательной деятельности.
Развитие проектных навыков. Создание каждого отдельного лэпбука учит ребенка основам проектной работы [3]. Это ограниченный во времени, завершающийся получением конкретного продукта процесс, часто предполагающий поиск и отбор информации, интересной ребенку, общение и сотрудничество с педагогом или другими детьми. А получение итоговой книги позволяет испытать яркую ситуацию успеха, которая продлевается дальнейшими занятиями.
Лэпбук также можно использовать для развития умения работать в команде. Здесь можно варьировать степень самостоятельность: для самых маленьких распределить конкретные задания, чтобы дети «собрали» готовую папку, а для детей по старше можно ограничиться направлением или обозначением темы.
Инструмент для повторения пройденного материала. Работа с лэпбуком – отличный способ для повторения пройденного. Если лэпбук находится в доступе, ребенок может в любое время открыть папку и выполнить подзабытые задания. Кроме того, вы можете предложить ему провести «урок» для друзей и родственников, тем самым освежив знания.
А совместная работа над лэпбуком с семьей позволяет создать условия для семейного досуга, формирования более тесных взаимоотношений. Также можно использовать лэпбук для сплочения классного коллектива или группу, создавая коллективные лэпбуки по общей теме («наша группа», «времена года», «домашние животные» и др.).
При этом О.Н. Игнатенко и Е.С. Рогачева отмечают некоторые сложности в использовании лэпбука, в том числе: большие временные затраты, а также необходимость педагога обладать детальной информацией по выбранной теме, так как дети могут задавать самые разные вопросы в поиске материала для лэпбука [1].
Создание лэпбука сложно подчинить какому-то конкретному алгоритму, однако можно выделить несколько важных этапов в работе.
1.Прежде всего, необходимо определить тему лэпбука. Выбор темы, ее конкретизация и глубина зависят как от возраста ребенка, так и от задач воспитателя. Авторы рекомендуют более конкретные темы (например, по прочитанной сказке), однако при необходимости лишь познакомить детей с какой-то областью знаний (например, с темой «Экология», «Млекопитающие» и др.), темы могут быть обширными. Лэпбуки могут быть не только учебными, но также игровыми, поздравительными, праздничными или автобиографическими (например, можно сделать лэпбук про путешествие во время школьных каникул).
2. Далее необходима разработка плана лэпбука и отбор содержания. Так как лэпбук является не просто красочной книжкой, но также инструментом обучения и развития, важно сформулировать дидактические задачи, которые он поможет решить. Например, в лэпбуке на тему «Времена года» можно отразить следующие разделы:
 развитие речи (пословицы, поговорки про времена года),
 изучение месяцев каждого сезона (вращающиеся круги с месяцами),
 интеллектуальное развитие (загадки, пазл и др.)
 создание представлений о характеристиках каждого времени года (игры на соотнесение иллюстраций разных сезонов) и др.
3. Следующий этап – создание макета, размещение выбранной информации и рубрик лэпбука. Здесь можно использовать как собственные идеи, так и представленные в пособиях и на интернет-ресурсах. Чем красочнее и интереснее будет лэпбук, тем дольше он будет привлекать внимание ребенка.
4. Оформление лэпбука. Здесь важно активное участие самого ребенка. Любые его идеи должны приветствуются. Процесс оформления может быть длительным, если лэпбук служит инструментом для изучения какой-то темы. Информацию можно дополнять, вклеивать новые элементы, заполнять кармашки и т.д. В процессе создания лэпбука ребенок может попробовать себя в роли дизайнера, художника-иллюстратора, сочинителя историй, загадок, стихотворений.
5. Занятия с лэпбуком. Самый длительный этап, который позволит определить, что «работает» для вашего ребенка, а что не привлекает его внимание, быстро наскучивает. Данные таких наблюдений могут помочь в оформлении лэпбуков по другим темам.
Рекомендации по работе с лэпбуком
1. Подготовительная работа перед созданием лэпбука. Изготовление информационной папки могут предварять тематические занятия и игры, беседы, обсуждение тематических вопросов, выполнение заданий. После таких активностей ребенок будет готов к изготовлению тематической папки вместе с педагогом, систематизируя и закрепляя уже изученный материал.
2. Если у вас есть возможность сделать лэпбук вместе с ребенком – обязательно воспользуйтесь ею, или даже предоставьте детям сделать лэпбук самостоятельно. Работая над лэпбуком, ребенок привязывается к своему детищу, постоянно возвращается к книжке, гордится своим трудом. Он может демонстрировать ее друзьям, родственникам, знакомым, тем самым повторяя материал, представленный в лэпбуке.
3. Задания лэпбука стоит выполнять постепенно. Это позволит вновь и вновь возвращаться к изучаемой теме, закрепляя полученные знания. Можно дополнять его новой информацией: данными, иллюстрациями, заданиями.
4. Индивидуальная или групповая работа с лэпбуком. Для повышения разнообразия заданий можно использовать как индивидуальные, так и групповые задания в работе с лэпбуком. Если он создается учителем, можно учитывать разный уровень знаний и развития детей, делая задания различной сложности. Задания могут выполняться в группе по очереди или во время самостоятельной работы. Как пишут О.Н. Игнатенко и Е.С. Рогачева: «Когда созданное «сокровище» демонстрируется сверстникам, происходят спонтанные обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации» [1, с.20].
5. Отсутствие принуждения. Несмотря на то, что лэпбук– это средство обучения, не стоит принуждать ребенка к занятиям с ним. Иногда достаточно задать вопрос (притвориться забывчивым), предложить автору показать свой лэпбук гостям или устроить конкурс лэпбуков по той или иной теме.
В современном мире детям предоставлены самые различные учебные материалы и технологии, в том числе электронные учебники, игры. Очень важно, чтобы дети также приобретали опыт ручного труда и творчества, получали материальные продукты своей работы. И во всем этом может помочь такой инструмент педагога, как лэпбук.

Библиография:
1. Игнатенко О.Н., Рогачева Е.С. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС // Альманах мировой науки. 2017. № 1-2 (16). С. 19-21.
2. Лэпбук как новейший способ систематизации знаний [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://active-mama.com/lepbuk-kak-novejshij-sposob-sistematizacii-znanij.html
3. Тигрова Н.И., Понятовская Ю.Н. Лэпбук – новый инструмент в работе учителя // Региональное образование: современные тенденции. 2018. № 1 (34). С. 54-58.
4. Что такое лэпбук для дошкольников по ФГОС? Электронный ресурс]// Режим доступа:http://pedsovet.su/dou/6823_chto_takoe_lapbook


Категория: Разное | Добавил: irairavn
Просмотров: 1208 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог