Дошкольное детство - обладающий своеобразной логикой и спецификой развития феноменальный возрастной период; это особенный культурный мир со своими границами, образом мышления, чувствами, действиями, ценностями, языком. Именно дошкольный возраст является сенситивным периодом развития у ребенка одного из самых главных психических процессов – мышления.
А, как известно, мышление – это самая высокая ступень в освоении познания внешнего мира человеком. А мышление человека - это речевое мышление. Его образование происходит вследствие общения людей друг с другом, в совместной деятельности взрослого и ребенка.
Одним из важных этапов развития мышления ребенка - овладение речью. В словах, обозначающих общее в предметах и явлениях действительности, которыми овладевают дети, решающая роль отводится обобщению ребенком личного опыта, усвоению обобщенного опыта других людей. Направляющим звеном в развитии всех психических процессов ребенка, и в первую очередь его познавательной деятельности является речь. Ребенок в процессе овладения речью сначала усваивает значения слов, слышимых от взрослых.
Словесно-логическое мышление является одним из самых сложных, оно действует со сложными отвлеченными понятиями, а не с конкретными образами, и выражается в словах. Такое мышление действует на основе лингвистических средств и является наиболее высоким этапом развития мышления. Словесно-логическое мышление полностью протекает во внутреннем, умственном плане.
Одним из важных разделов логопедии и психологии является проблема взаимосвязи мышления и речи, роли мышления в обучении, общении и развития и становления сознания.
В последнее время мы видим, что число дошкольников, которые имеют нарушения общего и речевого развития, растет. Большая группа среди них – это дети с общим недоразвитием речи.
Формирование словесно-логического мышления происходит постепенно. Овладение приёмами мыслительной деятельности приобретается во время обучения. Вместе с этим появляется возможность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. Такие операции словесно-логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация формируются в ходе решения учебных задач.
В дошкольный период ребенок достигает своего наиболее полного, развернутого и совершенного развития - в игровой деятельности. Таким образом, можно говорить о важнейшем значении игры для развития словесно – логического мышления. Ведь благодаря игре у ребенка возникает тяга к изучению окружающего мира, стремление воздействовать на него, потребность к наблюдению, рассуждению, анализу, делать выводы. Это становится возможным, когда дошкольник начинает прилагать усилия и, через ситуацию творческого общения, которую создал взрослый, решать различные задачи. На фоне этого, кроме развития исполнительских способностей: памяти, внимания, умения воспроизводить действия других, повторять увиденное или услышанное, развиваются и творческие способности: умение наблюдать, анализировать и сопоставлять, умение найти связи, зависимости и закономерности, а также комбинировать.
Можно предположить, что развивающие игры оказывают на детей большое влияние в умственном развитии. Они все направлены на то, чтобы ребенок постоянно мыслил, учился решать некоторые задачи, находить верные решения. Помимо этого, у детей развиваются такие качества, как целеустремлённость, старание и т.д., формируются навыки активной самостоятельной деятельности.
В отечественной дошкольной педагогике и детской психологии накоплена достаточно большая научная база, раскрывающая психологическую характеристику игры как деятельности, возникновение различных видов игр в дошкольном детстве, их индивидуальность, социально-психологические основы игровых объединений методы руководства игрой педагогом на различных ступенях дошкольного возраста, воспитательное и развивающее влияние игры на дошкольника.
В образовательном процессе современного ДОУ должно быть создано игровое пространство, представленное взаимодействием самодеятельных игр, отражающих личный игровой опыт детей; игр, специально привносимых в игровой опыт взрослым в целях детского развития. Такое насыщенное игровое содержание способствует активному развитию дошкольников, формирует субъективный игровой опыт.
В соответствии с общей классификацией игр, которые предложили П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров, развивающие игры являются интеллектуальными, искусственными, результативными, абстрактными (или символическими). Эти игры отличаются большой умственной активностью, являются своеобразной интеллектуальной тренировкой и рассматриваются как одно из средств игрового обучения детей и взрослых.
Объединение в игре серьезной интеллектуальной работы и развлечения, размышления и забавы являются основными показателями, благодаря которым игру, возможно, отнести к доступной развивающей дошкольнику деятельности. В играх, направленных на развитие сравнения, абстрагирования, обобщения, требуется от играющего высокий уровень интеллектуальной активности.
Развивающие игры скрывают в себе возможность находить ответы на многие вопросы самостоятельно. Каждая развивающая игра представляет собой, как правило, модель действительности. Качественные изменения в личности (развитие самостоятельности, инициативности, креативности и др.) и в умениях (например, комбинировать, предполагать, видоизменять и др.), которые были приобретены в играх, могут применяться в любой учебной и жизненной ситуации.
Исходя из ряда причин, развивающие игры очень важны для развития и воспитания дошкольников. Развивающие игры как раз несут в себе быструю смену цели и направленности действий, что влечет за собой изменение реакций ребенка. В развивающей игре результат, возможно, получить только той системой преобразований, которая проходит через анализ, сравнение, обобщение, учитывая, что в меру сложная развивающая игра помогает в развитии содержательной и операционной сторон умственной деятельности.
Развивающие игры реализуют потребность дошкольников к получению результата в ходе практических действий и мыслительных операций, осуществляемых ребенком согласно определенному алгоритму. Результат подвергается контролю и оценке им самим. Успешность зависит от освоения этих важных умений. Дошкольнику в ходе игры удобно реализовывать и поэтапный контроль, и контроль достигнутого результата.
Заинтересованность педагогов, психологов, родителей развивающими играми, нахождению их места в современном детском саду, как правило, связана с повышенным вниманием к интеллектуальному, творческому и личностному развитию ребенка, обеспечению его занятости, его взросления.
Результатом освоения развивающих игр у дошкольников является совершенствование логического мышления. Существенными показателями этого являются: быстрое освоение детьми эталонов мер, сенсорных эталонов (формы, цвета, размера), умений в создании образов, знаков и символов, речи. А также в овладении способов познания: самонаблюдения, начальных навыков логического мышления и умения обследовать предметы, экспериментирования, классификации, счета и измерения, сравнения и сопоставления.
Можно проследить повышение развивающего воздействия игр на развитие личности ребенка. Это возможно при соблюдении ряда условий:
- игры, соответствующие уровню развития ребенка, затем несколько выше его возможностей для наиболее эффективного стимулирования проявления самостоятельности и инициативности, активизации деятельности воображения;
игры, ориентированные на освоение средств и способов познания, обеспечение переноса; на обогащение опыта самостоятельной деятельности играющего, в котором сохраняется и накапливается опыт «воображения».
Исходя из многолетнего опыта работы, очевидно, что ребёнок, постоянно решающий посильные и интересные головоломки, в дальнейшем не теряется при столкновении с трудными задачами, а действует активно, самостоятельно находя верные решения, что является условием успешного обучения в школе.
В практике работы нашего ДОУ используется множество разнообразных методических материалов и разработок, которые направлены на интеллектуально-речевое развитие детей, но большое внимание уделяется логическим блокам Дьенеша.
При использовании логических блоков в играх с дошкольниками, мы получаем возможность формировать важные понятия как математики, так и информатики. Это и алгоритмы, и кодирование информации, и логические операции. А также умение строить высказывания, применяя союзы "и", "или", частицы "не" и др. Такие игры катализируют процесс развития простейших логических структур мышления и математических представлений у дошкольников.
Последние десятилетия у педагогов нашей страны данный материал завоевывает все большее признание.
Блоки Дьенеша - многофункциональный дидактический материал, который позволяет успешно осуществлять поставленные задачи познавательного развития детей программ «Детство», «Развитие», «Радуга», «Истоки» и других.
Мы можем увидеть успешное накопление опыта, поскольку блоки Дьенеша используются в коррекционных, разновозрастных, а также в группах кратковременного пребывания.
Данная серия игр основана на дидактическом материале «Логические блоки», которые разработал венгерский психолог и математик И. Дьенеш для развития логического мышления у детей.
«Логические блоки» решают такие задачи как: ознакомление детей с геометрическими фигурами, способами их сочетания, формой, размером; развитие мыслительных операций: сравнение, анализ, классификация, обобщение, абстрагирование, кодировка и декодировка информации; усвоение элементарных навыков алгоритмов мышления; развитие познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения.
Данные игры имеют определенную форму проведения:
1. Знакомство детей с содержанием игры, с формой использования в ней дидактического материала.
2. Словесная инструкция к проведению и правилам игры. При этом четкие указания на выполнение данных правил.
3. Демонстрация игровых действий.
4. Назначение роли взрослого в игре: как участник игры, болельщик или арбитр (взрослый с помощью совета, вопроса, напоминания направляет играющих на определенные действия).
5. Заключительный момент игры – подведение ее итогов. По тем результатам, которые были получены в ходе игры мы сможем сказать об ее эффективности, о том, будут ли дети использовать ее в самостоятельной игре. Проанализировав игру, мы можем увидеть индивидуальные особенности поведения и характера детей. А это, значит, мы сможем обеспечить правильную организацию индивидуальной работы с ними.
У каждой группы упражнений существует три уровня сложности. Упражнения, имеющие первый уровень сложности, направлены на развитие у детей умения оперировать одним свойством (выявлять и дифференцировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и на его основе обобщать предметы).
Игры, имеющие второй уровень сложности, развивают умение использовать сразу два свойства.
Соответственно, игры и упражнения, относящиеся к третьему уровню сложности, являются формирующими умения действовать сразу с тремя свойствами.
Помимо основных задач, в ходе этих игр дополнительно решаются задачи по речевому развитию детей. Идет расширение словарного запаса. У детей формируется умение группировать предметы по признакам их соотнесенности, а на основе этого идет развитие понимания обобщающего значения слов. Расширяется понятие о значениях простых предлогов и начинается активное использование их в речи.
Используя игровые упражнения первого уровня сложности, мы выявили умение детей видеть одинаковые свойства, признаки предметов; второго уровня – умение найти разные свойства предметов; третьего – способность ребенка обобщать, объединять предметы в группы по какому-то существенному признаку, классифицировать предметы.
В данной работе самый главный принцип – это принцип последовательности – от простого к сложному.
Для того, чтобы доказать эффективность «Логических блоков Дьенеша», проводилась диагностика на начало и конец проведения игр: дети начинают показывать высокие результаты развития мыслительных и речевых способностей.
Подводя итог, хочется отметить, что проводимая нами работа по интеллектуально - речевому развитию детей посредством игр с «Логическими блоками Дьенеша» плодотворная и интересная как для детей, так и для педагогов.
В результате у детей наблюдается увеличение объема памяти, уровня восприятия, изменилось качество знаний. У детей увеличился уровень речевого развития: расширился словарный запас; дети научились правильно, в точном соответствии со смыслом употреблять слова; связно, последовательно объяснять свои действия простыми законченными предложениями. Дети показывают более высокий уровень интеллектуально - речевых способностей, они стали затрачивать меньше времени на выполнение игровых упражнений. Таким образом, у старших дошкольников развивается словесно-логическое мышление, которое позволяет манипулировать рассуждениями, отвлеченными понятиями, выраженными словами.
|