| 
				
			      Формирование человека как неповторимой индивидуальности, разносторонне развитой личности предполагает широкое приобщение к разнообразным видам человеческой деятельности, в том числе и к чтению художественной литературы как к одной из составляющих понятий «культура» и «интеллигентность».- Что же ты не ешь меня, баба-яга? - спрашивает Василиса.Не секрет, что современная молодежь – это малочитающая и нечитающая  молодежь. Мы перестали дарить на праздники и дни рождения друг другу книги. Мы перестали дарить книги учителям. Мы не застываем в очереди за подписными томами в магазинах. Неужели книга уже не имеет той ценности, какую она имела в прошлые века?  А между тем роль книги по формированию личности человека огромна. Она несоизмерима с  эффектом воздействия кинофильма, видеоролика, театрального действия…
 Чтение – это одна из форм потребности человека познавать мир, себя, смысл и назначение своей жизни. Читательский опыт слагает в нас образ мира и рождает способность ориентироваться в том мире, чтобы в нем действовать и его переделывать. Чтение художественного произведения формирует мировоззрение будущего человека. Говоря словами великого классика:  «Сказка - ложь, да в ней намек,  Добрым молодцам урок…».  Чему, например, учит всем известная сказка «Василиса Прекрасная»?  Перед смертью матушка отдаёт дочери куклу со своим благословением. Кукла не простая: если дать кукле поесть, то можно получить от неё помощь при неприятностях. И стала жить Василиса по заветам матушки. Через некоторое время отец вторично женится. Как водится в сказках, злая мачеха отправляет в дремучий лес падчерицу, надеясь, что людоедка баба-яга  встретит девушку и съест её. Однако живёт Василиса Прекрасная у бабы-яги и день, и два, и три.
 На что старая отвечает:
 - Как же я тебя съем такую благословенную?
 И вытолкала её вон, сказав: «Не нужно мне благословенных».
      Надо ли говорить, что сказка прививает уважение к родительскому слову? Мысль о том, что послушание родителей спасает тебя в трудную минуту, ложится лейтмотивом на детское мировоззрение. Какие современные произведения решают эту проблему воспитания столь ненавязчиво и легко?-  содействовать способности эмоционально откликаться на содержание реалистических произведений о нашей стране, о трудолюбии, заботе о людях, об отношении детей к живой природе;В литературе сказанное СЛОВО всегда имеет продолжение. «Береги честь смолоду», -  было завещано отцом Петру Алексеевичу, герою повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Чем закончились мытарства дворянского сына? Женился по любви благородный юноша. А в произведении Н.В.Гоголя отец завещает сыну «беречь копейку». И что в итоге? В конце поэмы становятся явны все злодеяния главного героя. «Мертвые души» — это «безответно мертвые обыватели», страшные «неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца». Что интересно: прошло полтора столетия с момента выхода «Мертвых душ»,  а черты Чичикова кажутся подозрительно знакомыми. Жаль, что Николая Васильевича нет сегодня, чтоб описать нынешние нравы.
 Приобщение детей к книге, к чтению – важнейшая задача дошкольного периода. В Федеральных государственных образовательных стандартах, принятых в 2010 году, выделена образовательная область “Чтение художественной литературы”, главная цель которой формирование интереса и потребности в чтении книг.
 «Чтение художественной литературы» среди других образовательных областей  в дошкольном образовании занимает особое положение в образовательной программе: именно здесь соприкасаются и складываются в общую картину знания воспитанников о мире, о самом себе. Именно в моменты совместного прочтения художественного текста мы погружаемся в единое пространство «чувствования окружающего мира»,   и именно в эти моменты воспитывается прежде всего активный читатель.
 Под словом «читатель» мы понимаем – личность, способную воспринимать художественное слово, сочувствовать, сопереживать, сострадать. Не всякого читателя можно назвать «активным читателем». Прежде всего, это человек, желающий найти в процессе чтения ответ на волнующий вопрос, желающий найти в нём пищу для удовлетворения потребностей/  Ибо всякое деяние человека по Маслоу – удовлетворение потребностей: витальных, познавательных,  интеллектуальных, эмоциональных и других./
 Активный читатель-дошкольник умеет воспроизводить более сложные сказки, рассказы, не искажая их смысла, принимает участие в совместном с воспитателем пересказе; умеет ориентироваться в знакомых произведениях, узнаёт их по картинкам, отвечает на вопросы по содержанию. Надо ли говорить, что у маленького активного читателя усвоены представления о подвиге, о смелости, о справедливости и честности; не искажены понятия о доброте, бескорыстии простых людей, щедрости и зависти, жадности и др. Он владеет умением находить главную мысль, чувствовать настроение, высказывать собственное отношение к событиям и персонажам, передавать его разными средствами выразительности исполнения (смысловыми ударениями, произвольными паузами, интонациями, силой голоса, жестами, мимикой). Он инициативно, творчески активно проявляет себя в разных видах художественной деятельности. Как добиться этого?
 Перед воспитателями стоит сложная задача помочь открыть малышу мир словесного искусства, приобщить его к литературному наследию произведений классиков литературы и современных писателей, золотого фонда мировой детской литературы. А для этого необходимо ежедневно последовательно
 -    развивать желание слушать и эмоционально воспринимать литературные произведения разных жанров (сказка, рассказ, стихотворение, малые формы поэтического фольклора);
 -    научить понимать, что в художественных произведениях могут быть отражены разные жизненные явления, смешные и серьезные эпизоды из жизни детей;
 -    развивать исполнительские способности (выразительность голоса при чтении стихотворения, умение интонационно разнообразно передавать текст в зависимости от его содержания, пользоваться естественными интонациями сохраняя логические паузы, ударения;
 -        учить следить за развитием сюжета, сопереживать героям полюбившихся произведений.
 
 Модель активного читателя. Активный читатель-дошкольник
 
 1.    Испытывает эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение в процессе чтения. Испытывает чувство отдыха после прочтения произведения. Ощущает душевное удовлетворение, удовольствие, радость от встречи с новой книгой.
 2.    Задает вопросы после прочтения или просмотра детской книжки.
 3.    Находит утоление чувству голода адринолиновых впечатлений.
 4.    Переносит в жизнь читательский опыт. Соотносит поступки героев с поступками окружающих. Использует образы литературных художественных произведений в других специфических детских видах деятельности (театр, рисование, лепка и др.)
 5.    Умеет самостоятельно работать с книгой: рассматривать иллюстрации, ведёт устную беседу с героями, изображенными на картинках. Водит пальцем по странице и повторяет наизусть слова текста
 6.    Выразительно читает текст, или старается выразительно, эмоционально читать наизусть, улавливает ритм повествования.
 7.     Обращается часто к текстам литературных произведений:
 - в привычное время чтения (перед сном, например),
 - не отказывает в предложении взрослых «почитать»,
 - инициирует сам: «почитайте мне»,
 - внимателен в моменты чтения педагогов, во время НОД или в режимные моменты.
 8. Хвастает новой книжкой, как хвастают дети приобретением новых игрушек: машин, кукол.
 Но неоспоримо мнение Набокова в том, что "хороший читатель, большой читатель, активный и творческий читатель - это перечитыватель".
 Никогда и ничто не даст человеку столько знаний о жизни, мире как художественная книга, созданная гением. Книга будет другом и учителем, если дошкольник научится осмысленно ее слушать и осмысленно читать наизусть, если прочтение всякий раз будет рождать мысли о чём-то и погружать его в пространство единого «чувствования», в «союз волшебный звуков, чувств и дум» .
 
 
 
 |