Формирование человека как неповторимой индивидуальности, разносторонне развитой личности предполагает широкое приобщение к разнообразным видам человеческой деятельности, в том числе и к чтению художественной литературы как к одной из составляющих понятий «культура» и «интеллигентность».
Не секрет, что современная молодежь – это малочитающая и нечитающая молодежь. Мы перестали дарить на праздники и дни рождения друг другу книги. Мы перестали дарить книги учителям. Мы не застываем в очереди за подписными томами в магазинах. Неужели книга уже не имеет той ценности, какую она имела в прошлые века? А между тем роль книги по формированию личности человека огромна. Она несоизмерима с эффектом воздействия кинофильма, видеоролика, театрального действия…
Чтение – это одна из форм потребности человека познавать мир, себя, смысл и назначение своей жизни. Читательский опыт слагает в нас образ мира и рождает способность ориентироваться в том мире, чтобы в нем действовать и его переделывать. Чтение художественного произведения формирует мировоззрение будущего человека. Говоря словами великого классика: «Сказка - ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок…». Чему, например, учит всем известная сказка «Василиса Прекрасная»? Перед смертью матушка отдаёт дочери куклу со своим благословением. Кукла не простая: если дать кукле поесть, то можно получить от неё помощь при неприятностях. И стала жить Василиса по заветам матушки. Через некоторое время отец вторично женится. Как водится в сказках, злая мачеха отправляет в дремучий лес падчерицу, надеясь, что людоедка баба-яга встретит девушку и съест её. Однако живёт Василиса Прекрасная у бабы-яги и день, и два, и три.
- Что же ты не ешь меня, баба-яга? - спрашивает Василиса.
На что старая отвечает:
- Как же я тебя съем такую благословенную?
И вытолкала её вон, сказав: «Не нужно мне благословенных».
Надо ли говорить, что сказка прививает уважение к родительскому слову? Мысль о том, что послушание родителей спасает тебя в трудную минуту, ложится лейтмотивом на детское мировоззрение. Какие современные произведения решают эту проблему воспитания столь ненавязчиво и легко?
В литературе сказанное СЛОВО всегда имеет продолжение. «Береги честь смолоду», - было завещано отцом Петру Алексеевичу, герою повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Чем закончились мытарства дворянского сына? Женился по любви благородный юноша. А в произведении Н.В.Гоголя отец завещает сыну «беречь копейку». И что в итоге? В конце поэмы становятся явны все злодеяния главного героя. «Мертвые души» — это «безответно мертвые обыватели», страшные «неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца». Что интересно: прошло полтора столетия с момента выхода «Мертвых душ», а черты Чичикова кажутся подозрительно знакомыми. Жаль, что Николая Васильевича нет сегодня, чтоб описать нынешние нравы.
Приобщение детей к книге, к чтению – важнейшая задача дошкольного периода. В Федеральных государственных образовательных стандартах, принятых в 2010 году, выделена образовательная область “Чтение художественной литературы”, главная цель которой формирование интереса и потребности в чтении книг.
«Чтение художественной литературы» среди других образовательных областей в дошкольном образовании занимает особое положение в образовательной программе: именно здесь соприкасаются и складываются в общую картину знания воспитанников о мире, о самом себе. Именно в моменты совместного прочтения художественного текста мы погружаемся в единое пространство «чувствования окружающего мира», и именно в эти моменты воспитывается прежде всего активный читатель.
Под словом «читатель» мы понимаем – личность, способную воспринимать художественное слово, сочувствовать, сопереживать, сострадать. Не всякого читателя можно назвать «активным читателем». Прежде всего, это человек, желающий найти в процессе чтения ответ на волнующий вопрос, желающий найти в нём пищу для удовлетворения потребностей/ Ибо всякое деяние человека по Маслоу – удовлетворение потребностей: витальных, познавательных, интеллектуальных, эмоциональных и других./
Активный читатель-дошкольник умеет воспроизводить более сложные сказки, рассказы, не искажая их смысла, принимает участие в совместном с воспитателем пересказе; умеет ориентироваться в знакомых произведениях, узнаёт их по картинкам, отвечает на вопросы по содержанию. Надо ли говорить, что у маленького активного читателя усвоены представления о подвиге, о смелости, о справедливости и честности; не искажены понятия о доброте, бескорыстии простых людей, щедрости и зависти, жадности и др. Он владеет умением находить главную мысль, чувствовать настроение, высказывать собственное отношение к событиям и персонажам, передавать его разными средствами выразительности исполнения (смысловыми ударениями, произвольными паузами, интонациями, силой голоса, жестами, мимикой). Он инициативно, творчески активно проявляет себя в разных видах художественной деятельности. Как добиться этого?
Перед воспитателями стоит сложная задача помочь открыть малышу мир словесного искусства, приобщить его к литературному наследию произведений классиков литературы и современных писателей, золотого фонда мировой детской литературы. А для этого необходимо ежедневно последовательно
- содействовать способности эмоционально откликаться на содержание реалистических произведений о нашей стране, о трудолюбии, заботе о людях, об отношении детей к живой природе;
- развивать желание слушать и эмоционально воспринимать литературные произведения разных жанров (сказка, рассказ, стихотворение, малые формы поэтического фольклора);
- научить понимать, что в художественных произведениях могут быть отражены разные жизненные явления, смешные и серьезные эпизоды из жизни детей;
- развивать исполнительские способности (выразительность голоса при чтении стихотворения, умение интонационно разнообразно передавать текст в зависимости от его содержания, пользоваться естественными интонациями сохраняя логические паузы, ударения;
- учить следить за развитием сюжета, сопереживать героям полюбившихся произведений.
Модель активного читателя. Активный читатель-дошкольник
1. Испытывает эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение в процессе чтения. Испытывает чувство отдыха после прочтения произведения. Ощущает душевное удовлетворение, удовольствие, радость от встречи с новой книгой.
2. Задает вопросы после прочтения или просмотра детской книжки.
3. Находит утоление чувству голода адринолиновых впечатлений.
4. Переносит в жизнь читательский опыт. Соотносит поступки героев с поступками окружающих. Использует образы литературных художественных произведений в других специфических детских видах деятельности (театр, рисование, лепка и др.)
5. Умеет самостоятельно работать с книгой: рассматривать иллюстрации, ведёт устную беседу с героями, изображенными на картинках. Водит пальцем по странице и повторяет наизусть слова текста
6. Выразительно читает текст, или старается выразительно, эмоционально читать наизусть, улавливает ритм повествования.
7. Обращается часто к текстам литературных произведений:
- в привычное время чтения (перед сном, например),
- не отказывает в предложении взрослых «почитать»,
- инициирует сам: «почитайте мне»,
- внимателен в моменты чтения педагогов, во время НОД или в режимные моменты.
8. Хвастает новой книжкой, как хвастают дети приобретением новых игрушек: машин, кукол.
Но неоспоримо мнение Набокова в том, что "хороший читатель, большой читатель, активный и творческий читатель - это перечитыватель".
Никогда и ничто не даст человеку столько знаний о жизни, мире как художественная книга, созданная гением. Книга будет другом и учителем, если дошкольник научится осмысленно ее слушать и осмысленно читать наизусть, если прочтение всякий раз будет рождать мысли о чём-то и погружать его в пространство единого «чувствования», в «союз волшебный звуков, чувств и дум» .
|