Сегодня: 19.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Разное


Основные компоненты коммуникативной культуры в педагогическом общении

СКАЧАТЬ (25.1 Kb) 14.11.2014, 15:16
Орлова Ольга Викторовна
методист, ГБОУ СПО "Чапаевский губернский колледж" ОПДО г. Чапаевск Самарской области
Изучая условия развития коммуникативной культуры воспитателя, в первую очередь приходится рассматривать тот факт, что, наблюдая за деятельностью педагога, воспитанник невольно приобретает приемы и способы, которые он затем применяет в своей жизни. Воспитатель с высоким уровнем коммуникативной культуры, умеющий создать на занятиях положительный психологический климат, относящийся к обучаемому как к ценности, окажет положительное влияние на его развитие и становление и наоборот. В связи с этим мы отмечаем, что педагогическое общение во многом определяет результаты труда воспитателя.
Характеризуя коммуникативную деятельность педагога как творческий акт, В.А. Кан-Калик определяет рассматриваемый нами процесс следующим образом: «Профессионально-педагогическое общение есть система (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Причем педагог выступает как активатор этого процесса, организуя его и управляя им». 
В любом случае коммуникативная компетенция педагога проявляется в непосредственном межличностном общении как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Главной характеристикой общения как деятельности является способность человека строить свои отношения с другими людьми. В то же время общение представляет собой не только социальное, но и индивидуальное явление, которое выражается как в познании другого и выстраивании отношений, так и в познании человеком самого себя.
Таким образом, характер педагогического общения влияет не только на степень усвоения передаваемой информации, но и на самопознание как педагогом, так и воспитанниками своих возможностей, на преобразование внутреннего мира личности.
Ученый А.Н. Леонтьев отмечал, что оптимальное педагогическое общение создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для формирования личности. Оно обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучению, препятствует возникновению психологического барьера, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в ученическом коллективе и позволяет максимально использовать личностные качества учителя. Поэтому особое значением приобретает ценностное отношение учителя к обучаемому.
Культура педагогического общения предполагает достижение единства всех его компонентов:
- когнитивного (познание конкретных явлений действительности, передача знаний);
- эмоционального (эмоциональный отклик на процесс познания);
- поведенческого (реакция на состоявшееся общение).

Представьте себе ситуацию, когда педагог концентрирует внимание на отдельных сторонах общения, не учитывая значимость целостности процесса. Достаточно распространенная ситуация: воспитатель считает главной своей задачей передать знания и, обладая достаточной компетенцией, осуществляет эту коммуникативную сторону общения весьма успешно.
Но почему одни восприняли информацию и усвоили весьма успешно, а другие нет? Почему ослабевает внимание отдельных воспитанников к концу занятия? Ведь информация была интересной, воспитатель добросовестно подготовился к содержанию монолога, цель которого — трансляция учебного материала. Именно монолога, потому что методы получения обратной информации, актуализации личного опыта воспитанника не были продуманы. Педагог реализовал коммуникативную сторону общения, не учитывая значимости интерактивной и перцептивной сторон.
Другая возможная ситуация. Молодой воспитатель, увлекающаяся личность с широким кругозором, стремится быть приятным своим воспитанникам, заслужить их любовь. И это удается: воспитанники рады встрече с воспитателем, ждут новых интересных рассказов, им импонируют неожиданные проблемные опросы, которые предлагает обсудить педагог.
Но каждая встреча удручает молодого воспитателя, из-за того, что опять не уложился во времени, не успел реализовать все, что было запланировано, не закрепил учебный материал. Коммуникативная сторона педагогического общения пострадала.
В неформальном, повседневном общении преобладание внимания к одной из его сторон вполне допустимо и довольно часто проявляется. В одних случаях цель общения — только в передаче информации. В других — побудить к действию. В остальных случаях (особенно в интимном или духовном общении) цель в эмоциональном «заражении», получении эмоционального отклика.
Успех педагогического общения во многом зависит от умения организовать целостный процесс коммуникативной деятельности, то есть от уровня коммуникативной культуры педагога.
Первое условие становления и развития коммуникативной культуры — понимание психологических закономерностей общения и учет их в процессе общения с воспитанниками, родителями, коллегами и администрацией образовательного учреждения.
Другим условием становления и развития коммуникативной культуры является развитие коммуникативного потенциала личности.
Коммуникативный потенциал — это комплексная характеристика личности, определяющая готовность человека к общению, потребность в коммуникативной деятельности, активность и комфортность в ней.
Наиболее важные личностные проявления, составляющие коммуникативный потенциал человека: уровень потребности в общении; интенсивность и широта круга общения; умение говорить и слушать, убеждать и с уважением относиться к позиции партнера по общению; особенности эмоционального отклика на полученную информацию и на личность партнера; собственное самочувствие в процессе коммуникативной деятельности; умение контролировать себя, видеть себя как бы со стороны, то есть адекватно оценивать самого себя, а не только партнера по общению.
Проведенное исследование по определению особенностей коммуникативного потенциала педагога учащимися позволило вычленить следующие приоритетные качества:
    общительность (или коммуникабельность);
    уважительное отношение к воспитанникам, открытость, чувство юмора;
    самый высокий рейтинг при ранжировании характеристик коммуникативного потенциала получили: компетентность и методическое мастерство;
    терпимость и благоразумие;
    чувство собственного достоинства и самоуважение;
    уверенность в себе и способность влиять на других.
Попробуем оценить некоторые свои качества как участника коммуникативного процесса. Например, методом самонаблюдения проверим свою способность внимательно слушать, проявляя эмпатию.
Вот некоторые вопросы-советы:
1.    Способны ли Вы выслушать ребенка до конца или у Вас появляется потребность перебить его и высказать свою точку зрения?
2.    Можете ли Вы слушать учащихся, если тема разговора не представляет для Вас интереса?
3.    Можете ли определить, что разговор, который Вы начали, неинтересен собеседникам?
4.    Можете ли преодолеть чувство раздражения к детям, собеседнику, если их действия не соответствуют Вашим планам, настроению?
5.    Пытаетесь ли Вы в начале общения уловить настроение класса, группы учащихся?
Если большинство ответов отрицательны, значит, Вам следует заняться повышением уровня профессионально-коммуникативной компетенции.
Уровень профессионально-коммуникативной компетенции составляет комплекс знаний об особенностях коммуникации как важнейшем инструменте достижения целей обучения и решения задач, сформулированных исходя из этих целей. К числу таких знаний относятся в первую очередь следующие:
•    Знание психологии общения, структуры и закономерностей педагогического общения; психологии межличностных отношений. 
•    Знание технологии педагогического общения. 
•    Знание состава педагогической техники и требований к уровням и качествам профессионального владения ею. 
•    Знание (понимание) национально-специфических (этнических, культурных и пр.) особенностей (вербального и невербального) общения. 
•    Знание репертуара стандартных и стандартизированных формул формулировок, реплик сопровождающих (организующих, регулирующих) различные этапы, формы, виды работ на занятии (начало урока, формулирование задач и заданий, мобилизация внимания и учебной активности учащихся, выражение отношения, оценивания работы, действий, поступков; создание коммуникативных ситуаций и т.д.). 
•    Знание способов регулирования психического состояния (учащихся и своего). 
•    Знание типологии профессионально-коммуникативных задач. 
Установлено, что коммуникативные умения педагога в непосредственном процессе речевого общения заключаются в умении взаимодействовать с воспитанниками и воздействовать на них словом. Умение взаимодействовать включает в себя определенный стиль общения, умение воздействовать состоит в адекватности и эффективной передаче смыслов с использованием для этой цели социально-психологических механизмов общения.
К числу технологических профессионально-коммуникативных умений следует отнести:
- умение настроиться на предстоящее общение самому и сформировать настрой (создать установку) на общение у воспитанников;
- умение добиться коммуникативного контакта; умение установить педагогически целесообразные отношения с воспитанниками; профессионально целесообразные отношения с коллегами и другими участниками педагогического процесса;
-умение поддерживать установившийся контакт; умение видеть и понимать партнеров по педагогическому общению; 
- умение своевременно и адекватно воспринимать и оценивать изменения в условиях общения; правильно оценивать коммуникативные поступки воспитанников, их реакцию на речь воспитателя; оперативно по ходу общения корректировать коммуникативные действия свои и воспитанников; 
- владение педагогическим тактом; владение тактикой педагогического общения; умение выбирать тактику общения адекватно ситуации, состоянию учащихся и т.д.; умение импровизировать;
- умение использовать учебные ситуации для формирования коммуникативной, речевой компетенции; 
- умение использовать педагогическую коммуникацию для управления учебной активностью воспитанников; умение использовать различные способы вербального воздействия на воспитанников;
- умение делать общение на занятии и вне его привлекательным и комфортным для воспитанников;
- умение анализировать процесс общения (предварительно для выработки системы ориентиров и прогнозирования; спонтанно, оперативно по ходу общения для коррекции и регулирования; по итогам общения для оценивания его результативности);
- умение управлять общением; умение соблюдать чувство меры в определении количества собственной речевой продукции на занятии в определении соотношения звучащей речи воспитателя и воспитанника; умение, не подавляя речевой активности воспитанника, целенаправленно руководить диалогом;
- умение соотнести качество своего речевого произведения (или коммуникативного ожидания) с уровнем сформированности коммуникативной компетенции воспитанника, учитывая при этом, с одной стороны, доступность, а с другой, необходимую степень усложнения коммуникативных задач, рассчитанную на постоянное расширение и углубление компетенции.
Для этого необходимо владение педагогической техникой. Если под педагогической техникой понимается совокупность субъективных, личностных средств взаимодействия с воспитанником в процессе решения педагогических (в том числе и коммуникативных) задач, то в понятие владение педагогической техникой следует включить:
•    Владение техникой речи, которая предусматривает специальные профессиональные требования к речевому дыханию, голосу, дикции, темпу речи, использованию пауз, учету ритмических особенностей и т.д. К числу автоматизированных компонентов речевой компетенции воспитателя относятся навыки речевого дыхания, навыки правильной артикуляции (дикция), правильного произношения слов (орфоэпия), навыки говорения с разной скоростью и разной громкостью и т.д. 
•    Владение культурой речи, что предусматривает: 
нормативность, т.е. соответствие нормам современного литературного языка; точность словоупотребления;
•    выразительность речи, т.е. ее образность, эмоциональность, яркость; 
•    чистота, уместность, лексическое богатство; 
•    вариативность, «чувство учащегося», т.е. выбор из числа синонимических наиболее оптимального способа выражения значения. Умение использовать мимику (выражение глаз, лица) и пантомимику (движение рук, тела); 
•    Профессиональное отношение воспитателя к своему внешнему облику. 
•    Умение воспитателя профессионально регулировать свое психическое состояние. 
Таким образом, единство и взаимосвязь всех компонентов коммуникативной культуры воспитателя обеспечивают ему успешную коммуникативную деятельность при обучении, воспитании и развитии воспитанников.
Личностно-ориентированная педагогика предполагает создание атмосферы «человеческих» (культурных) взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса. В этом поле ученик сам должен найти и выработать для себя культурные средства общения.
Жизнедеятельность ученика в данном поле стимулируется вопросами к нему. Теоретики и практики личностно-ориентированного обучения считают, что «Вопрос, задаваемый детям, — это клеточка не только методики, но и всей педагогики. Если рассмотреть его под микроскопом, можно познать в нем всю направленность процесса обучения, характер отношений педагога к учащимся; можно познать самого педагога, ибо вопрос — почерк его педагогического мастерства (Ш.А. Амонашвили).
Осуществление личностно-ориентированного обучения невозможно, если педагог не научится «строить» себя, изменять в зависимости от требований педагогической ситуации и не способен научить подобному самостроительству ученика.
Личностно-ориентированное обучение — это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная организация обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно личностных функций или востребование его субъектного опыта.
Условием полноценного личностного развития учащихся является формирование «единого образовательного пространства». С содержанием данного понятия связывают мероприятия по созданию взаимосвязанных, согласованных условий, методов и средств обучения и воспитания.
Особую роль в личностно-ориентированном обучении играет коммуникативная функция урока. Упрощенное понимание роли коммуникативной функции заключается в том, что в ней видят прежде всего средство: общение способствует пониманию, доверию и не является самоцелью. Но ведь от культуры богатства общения во многом зависят эффективность усвоения знаний, психологическое состояние учеников, влияющие и на конечный результат образовательного процесса.
Динамика современного образования показывает, что недооценка коммуникативной функции урока педагогически ущербна. У школьников ослабевают навыки монолога и устной беседы, активно формируются структуры речи на основе книжно-электронных «языков» и стилей, где слово превращается в знак. Естественный язык — это тоже знак, но в нем сохраняются изобразительное, эмоциональное начало, в то время как искусственные языки жестко ориентированы на информативность. Два основных компонента коммуникативной функции — монолог и диалог (устная беседа), — между которыми всегда существовало устойчивое равновесие, стремительно теряют свой удельный вес в системе урока. Но больше всего потерь в новых условиях несет монологическая речь: ученики не могут усвоить навыки монологического высказывания, свободно изъясняться, вести спор. И это даже при хорошей теоретической подготовке по отдельным предметам.
Но можем ли мы считать образование законченным, если учащийся не может самостоятельно изложить полученные знания. Успешная индивидуализация подростка также невозможна без овладения монологом, как внешним, так и внутренним, что сказывается на интеллектуальном развитии.
Вместе с утратой коммуникативной функцией ее традиционного смысла происходят и серьезные изменения психологического характера. В системе образования коммуникативное богатство урока, общение с учителем всегда были средством формирования сознания или, как говорят психологи, орудием Я — сознания. Сегодня мы не можем предвидеть всех отрицательных последствий чисто психологического характера, которые ожидают образование в том случае, если не будут найдены средства по сохранению и восстановлению традиционной значимости коммуникативной функции школьного урока и общения ученика с компетентным взрослым.
Вот почему мы говорим о значимости речи учителя на уроке и его умении выстраивать диалог.
Диалог по своим целям, задачам и результатам может быть созидательным устанавливающим гармонию между участвующими в нем сторонами и разрушительным, возводящим непреодолимый барьер между его участниками. Главная роль в достижении гармонии принадлежит учителю как организатору, постановщику и дирижеру речевого события. 
Итак, принцип гармонизирующего диалога предполагает: прежде чем начинать общение, надо четко уяснить, кому, что, как и с какой целью я буду рассказывать и главное, каким образом сделать это общение целесообразным и эффективным.
Для этого необходимо составить «портрет» класса (уровень подготовки, мотивации, развития). Другое средство реализации требования гармонизирующего диалога — принцип конкретности.
Психологами установлено, что степень абстрактности текста обратно пропорциональна степени его восприятия и понимания слушателями. Принципу конкретности желательно подчинить даже лексику речи. Ясность речи — еще одно требование для участников гармонизирующего диалога. Наше сознание воспринимает новое и неизвестное на основе старого и известного, через его призму: одно как бы надстраивается над другим. Прекрасный афоризм древних гласит: «Учить — это всего лишь напоминать другим, что они знают это так же хорошо, как и ты». С каким рвением и удовольствием школьники постигали бы науки, если бы учителя следовали этому простому, но трудно выполнимому правилу. Диалог только тогда и возможен, когда его стороны обладают как некой общей, известной каждой стороне информацией, так и различной имеющейся только у одной из сторон. Если же эта информация сторон полностью совпадает или абсолютно различается, тогда диалог в принципе невозможен. При этом для учителя обязательным является правильность речи, речевое богатство, выразительность, эмоциональность.
Таким образом, анализ основных принципов личностно-ориентированной педагогики позволяет сделать вывод о том, что личностно-ориентированное обучение является приоритетным в решении проблемы речевого развития учащихся.


Категория: Разное | Добавил: DANIEL
Просмотров: 4143 | Загрузок: 39 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог