Экологический проект: «Птичкина столовая».
Подготовила: Ширяева Олеся Владимировна – воспитатель высшей категории МДОУ «д/с №49 о.в.» г. Магнитогорска Челябинской области.
Тип проекта: творческий
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.
Срок реализации проекта: краткосрочный
Виды деятельности: познавательный, коммуникативный, игровой, творческий, музыкальный.
Актуальность:
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается в детской душе только в том случае, если дошкольник ежедневно видит примеры внимательного, заботливого отношения к природе со стороны взрослых, воспитателей и родителей.
Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней через познание окружающего мира, научить помогать маленьким пернатым друзьям.
Зима для пернатых – самая тяжелая пора. Зимой птицы гибнут не от мороза, а от нехватки корма. Поэтому так важна подкормка птиц зимой.
Проблема:
Во второй половине зимы, когда большая часть зимних ягод и плодов съедена или пропала, птицам нечем питаться. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо постоянно подкармливать их в течение зимы. На сооружение кормушки из подручных материалов уйдёт немного времени. Главное - в дальнейшем кормить птиц постоянно.
Цель:
Сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:
• познавательную;
• ценностно-ориентированную;
• творческую (художественно-эстетическую);
• коммуникативную.
Задачи:
-Уточнить знания детей о зимующих птицах.
-Дать знания о том, что зимующим птицам очень трудно.
-Объяснить как правильно и чем подкармливать птиц.
-Развивать нравственные качества, желание заботиться о птицах.
-Способствовать развитию любознательности, познавательной и творческой активности.
-Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
-Воспитывать любовь к пернатым, интерес к ним, желание помочь в трудных зимних условиях.
-Воспитывать любовь и бережное отношение к животному миру.
-Укреплять семейные отношения.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
-Расширение знаний детей о зимующих птицах.
-Развитие у детей познавательной активности, любознательности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
-У детей расширится словарный запас речи по теме «Зимующие птицы»
-Заботливое отношение детей к зимующим птичкам, желание помочь им перезимовать.
- Вовлечение родителей воспитанников в изготовление кормушек.
-Пополнить предметно – развивающую среду в группе: фотографиями, иллюстрациями, загадками, художественной литературой о зимующих птицах.
Этапы проекта:
I. Подготовительный этап.
-Создание необходимых условий для реализации проекта.
-Перспективное планирование проекта.
-Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
-Подбор иллюстративного материала, детской художественной литературы по теме.
II. Основной этап. Реализация проекта.
Представляет собой внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период.
Выполнение проекта проводилось в трех направлениях:
• работа воспитателей с детьми;
• самостоятельная деятельность детей;
• совместная деятельность родителей и детей.
Работа с детьми по решению задач проекта:
• Работа воспитателей с детьми
Беседы: «Как живут птицы зимой», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Чем можно кормить птиц», «Зачем помогать птицам зимой».
Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой». Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Составление рассказа по мнемотаблице: В. Сухомлинский «Как синичка меня будит».
Разучивание стихотворения: О. Григорьевой «Синица»
Разучивание пальчиковых игр: «Считалка для ворон», «Кормушка».
Чтение художественной литературы: Л. Воронкова «Птичьи кормушки», В. Звягиной «Воробышки», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю. Никонова «Зимние гости», М. Зощенко «Умная птичка», А. Яшин «Покормите птиц», С. Махотина «Плохая привычка».
Непосредственно образовательная деятельность:
Лепка «Птичка – невеличка»
Аппликация «Птичкина столовая»
Рисование «Снегири на ветках рябины»
Подкормка птиц: изготовление «Вкусных печенек для птичек».
Прослушивание аудиозаписи «Как поют зимующие птички»
Дидактические игры:
«Собери зимующую птицу», «Что за зимующая птица? », «Где какая птица находится», «Четвертый лишний», «Найди кого назову», «Опиши, а мы отгадаем», «Найди по описанию», «Узнай птицу по силуэту», «Угадай, кого не стало?», «Кто чем питается».
Подвижные игры: «Воробушки и кот», «Полярная сова», «Воронята».
Экскурсия по территории детского сада.
Открытие «Птичьей столовой».
• Самостоятельная деятельность детей
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах
Рассматривание сюжетных картин и фотографии
Настольно-печатные игры, игры-вкладыши, разрезные картинки, трафареты.
Наблюдения на прогулках: за птицами вокруг детского сада, за птицами в кормушках, за птичьими следами на снегу.
• Совместная деятельность родителей и детей
Рекомендации для родителей «Зимующие птицы», «Народные приметы из жизни зимующих птиц». Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц», «Цикл наблюдений за зимующими птицами». -
Конкурс «Птичкина столовая» - изготовление кормушек.
Заучивание стихотворений о зимующих птицах. Отгадывание загадок про зимующих птиц. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад. Составление с ребенком рассказа о том, как кормили птиц.
III. Заключительный этап.
Экологическая акция «Птичкина столовая»
Развешивание кормушек и «Вкусных печенек для птичек».
Пополнилась предметно – развивающая среда в группе: фотографиями, иллюстрациями, загадками, художественной литературой о зимующих птицах.
Литература:
1. Экологические проекты в детском саду. Масленникова О. М. / Филиппенко А. А., 2015 год.
|