Развитие и обогащение речевого опыта детей в контексте их активного включения в сферу межличностных взаимоотношений через разработку устных повествовательных проектов
Если мы рассмотрим целевые ориентиры ФГС ДО, представленные на этапе завершения дошкольного образования, мы видим, что в приоритете личностные качества ребенка. На сегодняшний день одним из ведущих в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса.
Развивать и обогащать речевой опыт детей в контексте их активного включения в сферу межличностных взаимодействий через разработку устных повествовательных проектов, одна из актуальных тем нашей работы.
Впервые повествовательные проекты были вынесены в отдельную группу еще в начале20 века ученым Коллингсоном. Цель которых – получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме – устной, письменной, вокальной, музыкальной.
Повествование – это развитие сюжета, развертывающегося во времени. Основное назначение повествования – передать развитие действий или состояние предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Дети с помощью взрослого определяют проблему, затем обдумывают, как ее можно решить, собирают информацию (часто задействуют родителей), представляют ее сверстникам. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества, здесь каждый ребенок может проявить себя. Но как привлечь к себе внимание сверстников? Конечно же с помощью слова. На каждом этапе разработки проекта нужно активное включение каждого ребенка. В особенности в разработке устных повествовательных проектов. Есть дети, которые без проблем включаются и работают, даже являются инициаторами в определении проблемы, в планировании того, как можно решить эту проблему, затем активно собирают информацию, делятся этой информацией со сверстниками и со взрослыми.
Работая в проекте малоактивный и плохо говорящий ребенок имеет возможность проявить себя, принеся какую- то картинку, игрушку или видео ролик (в чем помогут ему родители), презентовать этот материал перед сверстниками. Этим самым повысится самооценка ребенка, уверенность в себе, интерес товарищей.
«Чтобы научиться говорить надо говорить» М. Р. Львов.
Говорить, это очень важно, но не менее важно уметь слушать сверстников. Ведь чаще всего дети игнорируют, того, кто не прислушивается к его мнению. Работая в проекте дети пользуются как вербальными, так не вербальными средствами общения, вступают в диалог, овладевают конструктивными способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой активности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно разработка устных повествовательных проектов помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
Таким образом, через разработку устных повествовательных проектов решается основной тезис метода проектов, который заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут их использовать в жизни. Можно утверждать, что проект- это пять «П»:
1.Проблема.
2.Планирование или проектирование.
3.Поиск информации.
4.Продукт.
5.Презентация.
Вместе с тем происходит развитие и обогащение речевого опыта детей, формируются личностные качества и совершенствуются межличностные отношения дошкольников.
|