Развитие патриотических чувств в дошкольном возрасте.
Воспитатель МБДОУ д/с №14 «Дельфинята»
Лопатина О.Б.
Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто.
К.Д. Ушинский
Ни для кого не секрет, что проще всего изменять взгляды на различные сферы жизни может только сам человек, причем это справедливо уже с малого возраста. Но если в период обучения в школе внешнее воздействие, хоть и обладает более широким «арсеналом», то преимуществом в дошкольном возрасте служит пластичность материала. Ближайшим аналогом может служить глина, которую только что вытащили на солнце – пока она лежит, можно сбегать за инструментами, пригласить специалистов и т.д., но она за это время затвердеет и изменить можно будет внешность, но не содержание.
Используя такую аналогию, в дальнейшем, будем считать, что каркас патриотизма закладываем мы, а все остальное способствует увеличению многообразия форм его выражения.
Ведущей деятельностью по Выготскому в данном возрасте является игра поэтому полезным будет придание этой деятельности элементов русского этноса, таких как название, элементы одежды, отдельные правила. К примеру, если дети играют в салки, то можно сделать буденовку из бумаги ведущему, и что-то вроде панамок для играющих, это и снизит скорости и почти наверняка вызовет вопрос, а что это за шапка, отвечая на который воспитатель в доступной форме может хотя бы в 3-4 словах рассказать о не столь далеком прошлом нашей страны.
Второй важной частью является убранство группы - помещения, в котором дети проводят половину дня, разумеется, если стены украшены безусловно красивыми, но чуждыми нашей культуре Диснеевскими мультяшками или пальмами, то ребенок просто привыкнет к тому, что это часть его культуры, а несколько блеклый Чебурашка и добрый Леопольд будут отторгаться по принципу я их не знаю мне с ними скучно.
И наконец третьим китом является работа с родителями, теми, кто является «заказчиком» и в тоже время источником воспитания. Прошли времена, когда все знали, что значит быть Русским и понимали, как научить этому детей. Хотя наша страна является многонациональной и ни в коем случае не ущемляя достоинства других национальных культур, тем не менее периодическое, небольшое напоминание, информирование или пожелание родителям сводить детей на тематические выставки народного ремесла позволяет приобщить детей (а в условиях современности и родителей) к историческому наследию нашей страны.
|