Каждый ребенок в свое время
есть натуральный гений
К. И. Чуковский
Интенсивное социальное развитие невозможно без роста творческого и нравственного потенциала ее граждан, без развития инициативы. Формирование этих качеств начинается уже в раннем возрасте, поэтому совершенствование педагогического процесса является важной задачей, стоящей перед дошкольной психологией и педагогикой. ФГОС определяет современные требования к усвоению программы дошкольного образования. Одним из компонентов структуры дошкольного образования является речевое развитие.
Речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание текстов различных жанров детской литературы.
Словотворчество – это усложнение программы обучения детей. Словотворчество – это полезные грамматические упражнения, это веселая, безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз. Фольклор, художественная литература – вот могучие источники, которые питают детское словотворчество. К. Д. Ушинский характеризовал припоминание как «труд, и труд иногда нелегкий, к которому должно приучать дитя понемногу».
Изучением словотворчества занимались А.М. Леушина, А.С. Макаренко, А.Н. Гвоздев, М.А. Рыбникова, К.Д.Ушинский. Словотворчеством занимался К.И. Чуковский. «Слово о словах – одна из первых попыток разобраться в тайнах творчества, понять, когда и почему наши дети бывают талантливы? Чудесно овладевает детский ум методами, приемами, формами народного словотворчества».
Виртуозами словотворчества являются детские поэты, которые балуются, озорничают сочинительством стихов. Л.И. Божович высказала интересную мысль, что у ребенка проявляется инстинктивная потребность познания, потребность новых впечатлений. А.Н. Гвоздев говорил, что ребенок, занимаясь словотворчеством, усваивает смысл отдельных аффиксов. Если ребенок образует «свои» слова – «примолоточил», «бездверный», то это значит, что ребенку ясен смысл некоторых приставок. Конечно, знание словотворчества интуитивное, оно может оказаться неверным. «Вы замечаете…, – говорил К.Д. Ушинский, – что ребенок, услышав новое для него слово, начинает по большей части склонять его, спрягать, соединять с другими словами совершенно правильно. Могло ли это быть, если бы ребенок, усваивая родной язык, не усваивал бы частицу той творческой силы, которая дала народу возможность создать язык?»
Словесное творчество можно наблюдать и в речи народа. Народное наименование пластыря – кластырь (класть), бульвара – гульвар. Поликлинику в народе часто звали полуклиникой, в отличие от клиники, т.е. больницы. Русский человек, хозяин своего языка, не потерпит, чтобы в этом языке звучали неживые слова, корня которых он не может понять и почувствовать. Ему нужно, чтобы в самом звуке был смысл. Каждое слово подчиняет он своей собственной логике, причем, стремясь к осмыслению слова, он тем самым русифицирует его. Величайшим знатоком и любителем народной этимологии, как известно, был Лесков. Его герои то и дело говорили: клеветон (фельетон), мелкоскоп (микроскоп), долбица (таблица умножения). Французское слово «мораль» производили они от русского слова «марать».
- Пустили мараль на девку, - замарали ее доброе имя.
Проблемами словотворчества дошколят занимался К.И. Чуковский. Он говорил, что наши дети талантливы, и словотворчество развивает, будит детский ум. В своей книге «От 2 до 5» он отметил, что среди ранних приобретений детского разума величайшую ценность имеет язык, его грамматика. Простодушное лукавство детей отмечено в детской литературе и поэзии: ребенок не может произнести букву «р» и придумывает мифическую личность – виновника всех его прегрешений.
Скажи «рыба». – Окунь.
Поедем на метро. – Нет, поедем на автобусе.
Ребенок не стал бы прибегать к таким хитростям, если бы сознание своей неумелости не было для него так огорчительно. Он хочет во что бы то ни стало считать себя умелым и знающим. Ребенок, который живет среди взрослых, часто слышит слова, смысл которых ему непонятен. Он пытается осмыслить их сам, уверенный, что эта задача не представит для него трудностей, и прибегает к самым фантастическим выдумкам. Человек, несущий грабли, - грабитель, мальчик, ломающий игрушки, – ломовик. Дети наполняют слова другим содержанием, но подлинный смысл услышанных слов ускользнул от них. Не подозревая об этом, дети дают каждому слову свое толкование; даже в этих ложных осмыслениях сказалось присущее маленьким детям великое чутье языка. Эти ошибки показывают, в каком направлении совершается мозговая работа ребенка, когда он принимает от нас наше обширное речевое наследие. Ребенок требует логики от каждого слова и, если не находит ее, то выдумывает. (Консервы делают в консерватории, мельница – жена мельника).
По представлению ребенка, многие слова живут парами; у каждого из этих слов есть двойник. Узнав новое слово, дети на третьем году жизни начинают отыскивать то, которое связано с ним по контрасту.
– Вчера была сырая погода. – А сегодня вареная?
– Эта вода стоячая. – А где лежачая?
Такие словесные игры являются для ребенка двойниками не только по смыслу, но и по звуку: желток – белок, начало – кончало и т.д.
Рифмотворство в двухлетнем возрасте – неизбежный этап языкового развития. Не об этом ли младенческом лепете мы читаем в стихах Б.Пастернака:
Так начинают. Года в два
От мамки рвутся в тьму мелодий,
Щебечут, свищут – а слова
Являются о третьем годе…
Так открываются, паря
Поверх плетней, где быть домам бы,
Внезапные, как вздох, моря,
Так будут начинаться ямбы,
Так начинают жить стихом.
Так начинают жить стихом, потому что в начале жизни мы все стихотворцы, и лишь потом постепенно учимся говорить прозой. Стихотворения детей от 2 до 5 имеют 3 особенности: возникают при прыжках, выкрикиваются множество раз и имеют две короткие строчки:
Я больше тебя,
А ты меньше комара!
Кончилось прыганье – кончилось творчество. Детское словотворчество – признак избытка играющих сил. Для того чтобы стать поэтом, ребенку нужно испытать то, что называется «телячьим восторгом». В стихах для ребенка важнее ритм и рифма, чем смысл самих стихов.
Шибко зайчик побежал,
А за ним бежит журнал.
Но если взрослый спросит, что это за журнал, скажет, что этого не бывает, то у ребенка утратится ритм игры и аппетит к стихотворчеству.
Каков ритм всех детских экспромтов? Ритм – хорей. Почему, никто не знает.
Вот, например, стих четырехлетнего мальчика, которому только что объяснили значение слова «всегда». Уразумев это слово, он долго бегал взад и вперед по дорожке, потом подбежал к маме и с какой-то торжественной страстью заявил свой протест против бренности всего существующего:
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда буду Я!
Прошло лет 30, и взрослый поэт Лев Ошанин ввел их в свою песню. И произошло небывалое! Стихи ребенка зазвучали на всех континентах земли. Так и слышишь мажорный мальчишеский голос, прославляющий жизнь, которой не будет конца!
Произведения русского фольклора дают детям уроки на всю жизнь. Такой литературой прежде всего являются произведения устного народного творчества. Детская литература создала особый тип книги – веселую книгу для детей, которая отвечает потребностям ребенка в радости, в духовном оптимизме, воспитывает ценные качества – умение шутить, с чувством юмора принимать жизнь со всеми ее хорошими и плохими сторонами. Веселые стихи развивают фантазию. «Фантазия – есть ценнейшее качество ума человеческого, и ее нужно воспитывать с самого раннего детства», – писал К.И. Чуковский. Виртуозы веселых стихов – поэты С.Маршак, К.Чуковский, Д.Хармс, С.Михалков, Б.Заходер, Е.Благинина, В.Берестов, Э.Успенский и др. Чем чаще ребенок будет повторять стихотворение, тем больше увидит в нем загадок, шуток, перевертышей. Отсюда – один шаг до сочинения собственных стихов.
Среди народных стихов для детей есть такие стихи, содержанием которых является заведомая чепуха, нелепость. Но чепуха эта особого свойства. Она подчиняется особому правилу – перевертышу. Это название придумал К.И. Чуковский. Ему же принадлежит определение перевертыша как игры ума по обратной координации вещей и явлений: предмету «а» приписываются функции предмета «б», и наоборот. Перевертыши – игры мыслительные, игры ума. Играя в перевертыши, в «мир вверх ногами», игра доставляет ребенку удовольствие лишь в том случае, если он ни на минуту не забудет подлинного взаимоотношения вещей. Когда ребенок намеренно перетасовывает качества слепых и немых, заставляет немого кричать, а слепого подглядывать, то эта игра только потому и является для него игрой, что он доподлинно знает и помнит истинные качества немых и слепых. Ведь ребенок забавляется обратной координацией вещей лишь тогда, когда правильная координация стала для него вполне очевидной. Чаще всего эта обратная координация мотивируется в детских стишках глупостью.
Глупец пил-ел лапти,
Глотал башмаки.
Польза подобных стихов и сказок очевидна: за каждым «не так» ребенок живо ощущает «так», всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребенка в норме, и он еще выше оценивает свою твердую ориентацию в мире. «Я-то не обожгусь холодной кашей. Я-то не испугаюсь улитки».
Еще одним методом детского словотворчества являются перевертыши – игры словами, ритмами, звуками. Они подводят ребенка к первоосновам юмора. Юмор научит ребенка смеяться. Авторы, сочиняя перевертыши, весь современный мир вокруг ребенка переворачивают вверх ногами, выворачивают наизнанку, чтобы ребенок не превратился в занудного «всезнайку, в мешок, набитый прописными истинами».
Целью моей деятельности является развитие неповторимой самобытной личности ребенка с основами его миропонимания, ценностного отношения к процессу познания, развитие словотворчества. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: формирование интереса к художественной литературе, обогащение словарного запаса детей, формирование лексико-грамматического строя речи, знакомство с литературными жанрами, развитие юмора, смекалки, развитие детского словотворчества.
В своей работе использовала следующие методы и приемы: словесные игры и упражнения, инсценировки, импровизации, элементы драматизации, дидактические игры, показ кукольного театра, сочинение собственных стихов детьми.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста по развитию словотворчества, я выделила следующие этапы:
- Придумывание слов-эпитетов за счет слов-представлений.
Лиса какая? Хитрая, рыжая, коварная. Или, наоборот, узнавали по эпитетам предмет. Что это? Зеленая, кудрявая, в белом сарафанчике? Береза.
- Загадывание загадок, придумывание собственных загадок.
Загадка не только развивает память, но и воспитывает поэтическое чувство. Загадка – игра в узнавание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе. Образность, неожиданность сопоставления, нестандартность мышления – этому учит ребенка загадка. Она сближает далекое с близким, неведомое с привычным. Образами народных загадок пронизана русская поэзия, знание загадок не только развивает память, но и воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы. Поощряю детей к придумыванию загадок.
Круглая, с нее едят. (Тарелка)
Я смеюсь, оно смеется,
Я грущу, оно грустит,
Только рот его открыт. (Зеркало)
Что за терем расписной?
Ребят веселых много в нем.
Читают сказки здесь, играют
И малышей не обижают.
Песни весело поют,
Очень дружно здесь живут.
Любят весело играть,
Рисовать, лепить, читать. (Детский сад)
- Придумывание детьми синонимов и антонимов.
Подбирая слова, близкие по смыслу, дети обучаются точности словоупотребления, осознают оттенки значений глаголов (шепчет, говорит). Работа над антонимами учит детей сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (величине, цвету, весу).
- Разучивание скороговорок.
Умение произносить скороговорки – интересное занятие для ребенка. Часто дети сами, без всякого поощрения, несколько раз повторяют скороговорку, стремясь овладеть произношением. Дети приобретают навык произносить их быстрее, отчетливее, порой доходят до виртуозности
На дворе трава, на траве дрова.
Коси, коса, пока роса.
- Знакомство детей с небылицами.
Небылица - это прекрасное средство для развития юмора. Небывальщина необходима ребенку тогда, когда он утвердился в «бывальщине». По какой-то непонятной причине ребенка влечет в этот перевернутый мир, где безногие бегают, а вода горит, а лошади скачут на своих седоках. Это игры мыслительные, игры ума, потому что ребенок играет не только кубиками, но и мыслями. Кочерга раскудахталась. Квашня бабку месит.
- Знакомство с пословицами и поговорками.
Пословицы – это народная мудрость, свод правил жизни. Пословицы воспитывают патриотизм, чувство любви к родной земле, по пословице судят о защите Отечества, о культуре. В пословицах – философский опыт осмысления жизни: Вороне соколом не бывать. Пословица, по определению В.И. Даля, коротенькая притча, это суждение, поучение. Поговорка, по его же определению, это «окольное» выражение, простое иносказание, но без притчи, без суждения. В работе с детьми использую пословицы и поговорки как на занятиях, так и в повседневной жизни.
- Сочинение собственных стихов.
Дети любят стихи слушать, а еще любят сочинять их. Хорошие стихи – это та же музыка. Ребята легко постигают его ритм, способны наслаждаться красотой построения, созвучием строф.
Требования к сочинению стихов таковы: простота и четкость ритма; краткость; простота и ясность образов.
С детьми придумали стихи об осени, «Наш огород», «Мой Новосибирск родной», загадки о профессиях, придумали сказки «Волк и семеро козлят», «Теремок» на новый лад и показали родителям. Итогом работы по данной теме являются стихи, сочиненные с детьми:
Осень золотая
Осень набежала,
Листья сорвала.
Желтые и красные
Краски пролила.
В сапогах резиновых,
Шапке и шарфе
Я по лужам шлепаю
Где-то во дворе.
Скоро, скоро Осень
Всех уложит спать,
Чтоб красотку Зиму
В гости приглашать.
Осень в гости к нам пришла
Осень в гости к нам пришла,
Всем подарки принесла:
Зайчику – капустки,
Спелой, очень вкусной.
Мишке – меду,
Полную колоду.
Рыжей лисичке –
Новые рукавички.
Хлопотунье-белочке –
Орехи на веточке.
А ребятам –
Пирог ароматный.
За обе щеки уплетайте
Да Осень дружно вспоминайте!
Ко Дню матери сочинили такое стихотворение:
Мама
Мама – лучик солнца,
Если страшно мне.
Мама – доктор дома,
Если больно мне.
Мама – это радость,
Если грустно мне.
Мама – это сказка,
Если спится мне.
Мама – это вкусно,
Если голодна.
Мама – мой защитник,
Если есть беда.
Мама всё умеет,
Если нужно мне.
Мама – ты волшебник
В жизненной судьбе!
Важно помнить, что большую роль в развитии речевого творчества детей будет играть то внимание, которое вы будете уделять любому, даже самому незначительному сочинению ребенка. Это очень сильно повысит значимость ребенка в глазах детей, а в будущем будут развиваться новые творческие успехи ребенка! Дерзайте!
|