"Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, способствующие познавательному и речевому развитию дошкольников"
авторы: Комиссарова М.В.. Батурина А.Б.
Актуальность. Одно из требований ФГОС ДО – создать образовательное пространство в группе, способное обеспечить познавательное развитие детей, их самостоятельность и инициативность, сделать их полноценными субъектами образовательных отношений; так как группа, в которой мы работаем, является группой комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, то мы поставили перед собой цель: создать развивающую предметно – пространственную среду в группе, способствующую познавательному и речевому развитию дошкольников.
Задачи:
1. Стимулировать общение между детьми в процессе свободных игр с помощью макетов различной тематики.
2. Активизировать диалогическую и монологическую речь детей.
3. Взаимодействовать с родителями воспитанников для повышения эффективности работы по познавательному и речевому развитию, обогащению развивающей предметно – пространственной среды.
Нами замечено, что дошкольники с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) из-за неправильного звукопроизношения, неумения выразить свою мысль могут испытывать трудности в общении со сверстниками, что порождает сокращение объема игр и их сюжетную ограниченность. Данную категорию дошкольников следует постоянно побуждать к общению друг с другом, комментированию своих действий, что способствует совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и формированию умения играть коллективно. Мы пришли к выводу, что первое, что необходимо сделать - обогатить развивающую предметно-пространственную среду макетами.
Нами были определены следующие требования к созданию макетов:
1. Макет – фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений (в условиях большой группы детей это особенно важно), служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.
2. Самодельные макеты изготавливаются из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума и других подходящих материалов. При этом важно не забывать об эстетическом аспекте оформления.
3. Независимо от вида макета – напольный, настольный, настенный (объекты на переднем плане, а изображения на заднем) – он должен быть удобным в обращении.
Неоценимую помощь в обогащении развивающей предметно-пространственной среды группы нам оказали родители. На родительском собрании мы активно обсуждали необходимость обогащения РППС, создавали наброски макетов, их тематику, спорили о том, что необходимо сделать в первую очередь, чем заинтересовать мальчиков и девочек. Родителями были изготовлены макеты: "Ферма", "Двухэтажный домик", "Микрорайон города".
После того, как были изготовлены первые макеты, мы начали работу, которая включала в себя следующий алгоритм действий:
1. Внесение в группу макета, привлечение к нему внимания детей;
2. Обогащение представлений у детей по теме макета На пример: "Дикие животные Прибайкалья", "Времена года" и др.) с помощью бесед, видеороликов, чтения художественной литературы;
3. Развитие у детей умение принимать на себя роли, выполнять игровые действия на плоскости макета и разворачивать сюжет в игре;
4. Создание условий для активизации диалогической и монологической речи детей, расширения словаря.
* Первым в группе появился макет "Дикие животные Прибайкалья". Проведя предварительную работу с детьми: беседы: «Кто живет в лесу», «Кто как зимует», «Какие животные впадают в спячку», «Кто такой лесник?» и т. д., используя видеоролики, презентации мы уточнили и расширили знания детей по данной теме. На основе содержания художественных произведений о диких животных, сказок, проводили обыгрывание диалогов. Расширили словарь детей словами: зимуют, впадают в спячку, линяет, рыщет. После использования макета словарь детей значительно увеличился, дети закрепили навыки составления рассказов, пересказа небольших текстов, стали отвечать на вопросы и задавать их, рассказывать о каких – либо событиях.
* Ландшафтный макет "Времена года" состоит из четырех полянок, которые соответствуют, определенному времени года, деревьев и набора игровых объемных фигурок животных сибирских лесов. Каждая полянка наделена приметами времени года и может обновляться новыми деталями, предметами, атрибутами. Данный макет помог уточнить представления детей о чередовании времен года, их характерных особенностях, закрепить умение наблюдать за сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой природе, упражняет в устанавливании простейших причинно-следственных связей. Дети с удовольствием используют его в режиссерских играх "Смена времен года", "Животные в разное время года".
Во время игры дети научились работать дружно, согласовывать свои действия, обсуждать последовательность действий игры.
* Ещё один макет - "Сцена". Так как дети с ТНР зачастую застенчивы, боятся высказываться, читать стихи на утренниках, использование этого макета позволило данной категории детей перебороть свой страх. Используя куклы - марионетки, дети становились артистами, разыгрывали знакомые сказки, придумывали новые сюжеты с персонажами.. Также во время использования этого макета дети учились высказывать, своё отношение к поступкам героев, к исполнению ролей. Предварительной работой к внесению макета было посещение театрализованных представлений, организованных в детском саду. Вместе с детьми мы обсуждали поведение актёров, как они передавали чувства героев, характеризовали поступки героев представления. Дети подбирали слова описывающие характер героя (добродушный, внимательный, смелый, отзывчивый; злой, грубый, жестокий, коварный, хитрый, трусливый). После посещения представления мы обговаривали правила поведения в театре. Просмотрев презентации о театре, дети познакомились с новыми словами (кулисы, партер, ложа, балкон, фойе, билетёр, гримёрная, гримёр, занавес).
* Макет "Ферма". Данный макет позволил пробудить интерес детей к предлагаемой деятельности, дал представления о хозяйственной деятельности человека в сельской местности; помог понять важность и необходимость каждой профессии в сельском хозяйстве.
* Макет "Пожарная служба". При помощи данного макета дети познакомились и ввели в свой активный словарь такие термины как огнетушитель, гидрант, насос, шлем, огнеупорный костюм, пожарная сигнализация, пожарная лестница. В группу был приглашён папа-пожарный Лопатин А. . Он познакомил детей с огнетушителем, правилами поведения при пожаре и оставил детям серию мультфильмов о работе пожарных. После данных мероприятий дети в течение 2-х недель играли в пожарных, значительно обогатили свой словарный запас и активизировали речь.
Мы продолжаем пополнять игровое пространство группы данными маркерами. Так нашли интерес у детей такие макеты как:
макет "Жаркие страны"
макет "Транспорт"
"Русская изба"
"Бурятская юрта"
"Загон для животных"
"Курятник"
"Автозаправка"
Таким образом, мы отметили, что благодаря обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы, повысился познавательный интерес, любознательность детей, обогатились знания, повысилась речевая активность, словарь детей расширился. Ребята доброжелательно общаются друг с другом, учатся правильно ставить вопросы, отвечать более развёрнуто. Во время общения дети стали более раскрепощёнными и эмоциональными.
В дальнейшем мы планируем внести еще несколько макетов разной тематики.
|