Пермитина Людмила Николаевна,
МБДОУ Калинка №28 г. Сургут
Статья «Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста».
Как бы часто современные педагоги не задумывались о времени становления личности ребенка, о ценности системы образования и об ответственности за это, вывод остается одним – все формируется с раннего детства. Поэтому мы - воспитатели, а так же и родители несем большую ответственность за будущих граждан нашей страны. В настоящее время одним из семи основных принципов образовательного процесса ДО является принцип «целостного представления о мире», о чём в ФГОС дословно сказано: «Познавательное развитие предполагает …. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме всех людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».
Это направление в настоящее время наиболее востребовано. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе. Мы стали забывать о народных традициях, современный уклад жизни так изменился, что нам стал непонятным уклад жизни наших предков. А народная мудрость гласит: «Кто не помнит прошлого, у того нет будущего». Только бережное отношение к историческому наследию российского народа, поможет нам сохранить национальную культуру, восстановить историческую преемственность поколений, воспитать духовно – нравственного человека.
Так, работая в этом направлении, в нашей группе стало традицией посещения музея - усадьбы купца Клепикова. У детей и их родителей появилась возможность увидеть настоящий быт русских людей. В интересной, доступной экскурсии дети узнали много нового об укладе жизни и традициях простого народа, пополнился словарный запас новыми, незнакомыми словами, ребят заинтересовали игрушки прошлого времени. В конце занятия работниками музея с детьми была проведена игра на закрепление полученных знаний. У детей остались неизгладимые впечатления.
В дошкольном детстве закладываются качества личности человека. Ребенок накапливает опыт в виде чувств, отношений, знаний, умений. Но именно на « пороге» своей жизни ребенок должен не только получать информацию и знания, а самое главное, мы – воспитатели должны потрудиться над развитием у ребенка души и сердца, научить умению чувствовать и проявлять свои чувства. Задача не из легких и труд наш незаметный - каждый день объяснять прописные истины: «что такое хорошо, а что такое плохо». Нужно постоянно поддерживать стремления воспитанников совершать добрые поступки, учить просить прощения и прощать, мирить поссорившихся, научить проявлять сочувствие к людям, быть правдивым, даже тогда, когда стыдно; уметь признавать свои ошибки и проявлять терпимость к ошибкам других людей; воспитывать трудолюбие, бережно относиться к труду другого и радовать близких своим трудом….
С самого раннего детства, на примерах героев русских народных сказок, ребенок учится быть добрым, различать добро и зло, учится почитанию родителей, заботе о близких. Так ребенок открывает для себя особенности национального характера. Минуя сознание, на рефлекторном уровне формируется система духовно-нравственных представлений и базовых нравственных ориентаций ребенка. По мере взросления она подкрепляется работой разума. Понимая систему ценностей, ребенок постепенно устанавливает причинно-следственные связи между поведением, поступками людей и образами их жизни. Постигая нравственные ценности своего народа, ребенок впоследствии овладевает основами гражданской культуры.
Одна из задач дошкольного образования - сохранить и развить у детей способность целостного восприятия мира, сформировать такие качества, как понимание, сочувствие и сопереживание миру природы. Для русского человека природа всегда была матерью, божественным началом. Ребенок воспринимает ее, как живую: это родные просторы, сказочный лес, горы и реки, моря – океаны, деревни и города. Так дети начинают постигать ценности внешнего мира.
Маленький ребенок принимает окружающий мир как осознанно, так и неосознанно, копируя с близких людей образцы поведения, отношение к различным объектам и явлениям жизни. «Яблоко от яблони недалеко падает», «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, и мы – пример ему», «Какова матка – таковы и детки» - гласят известные в народе изречения. Поэтому и родители, и семья должны направлять всю работу на формирование в детях ценностных знаний, правильного, доброго отношения к миру.
В свою очередь детский сад формирует у ребенка любовь и уважение к самому родному человеку – матери. «При солнышке тепло, при матери добро» - гласит народная пословица. В детском саду стало традицией проводить в «День матери» - день открытых дверей. Целый день вместе с мамами играем, занимаемся, поздравляем, радуемся общению.
Знакомство детей с миром и формирование доброго, доверчивого отношения к нему начинается в семье с ласковой улыбки матери и отца, ласкового слова, сказанного малышу. В семье ребенок не только слышит ласковое, доброе слово, он сам учится его произносить. Ласковое слово, соединяясь с мелодией, рождает ласковую песню, первая песня, которую поет ребенку мать — колыбельная. В ней воплощаются материнская нежность, забота, любовь.
С младшей группы, как только ребенок перешагнул порог детского сада, я в своей работе использую колыбельное пение. Колыбельные песенки можно просто читать, заменяя ласковое обращение в песенках на имена своих воспитанников. Проверенно опытом, детям это очень нравится. Такой тихий час приносит удовольствие и ребятам, и воспитателю. Дети ждут этой минуты, так как чувствуют доброту, ласку, любовь. Ну, а детская любовь не заставляет долго ждать, ее так много, что просто купаешься в ней. Любовь - это самое прекрасное чувство в жизни! А если она взаимна? Дети подросли и колыбельные песни уступили место сказкам, сейчас уже без сказки не проходит ни один тихий час. Это такая радость слушать сказку! Однако, и сейчас ребята по – прежнему любят колыбельное пение, но слушаем мы это пение под гусли в записи. /Рекомендует запись программа «Истоки»./ Доставьте такую радость детям. Уверена, вам понравится.
В возрасте 3-4 года ребенок способен почувствовать, что песня может быть также частью праздника, выражением общей радости. Самые любимые детские праздники — Новый год и Рождество. Нарядная елка, веселый хоровод вместе с родителями, красивые и вкусные подарки создают ту праздничную атмосферу, которая помнится все последующие годы.
Слово, песня, чувства связаны в восприятии детей с образом. Самый любимый образ — образ мамы, самый доступный для понимания — образ солнца. Солнце освещает, согревает, радует. Свет, тепло, радость, которые дарит солнце, ласковые и добрые слова, которые слышит ребенок, нежные материнские руки, создают образ доброго мира. Ребенок воспринимает мир добрым и светлым благодаря любви окружающих его взрослых, которых и он тоже любит. Так в группе « проросли» генеологические деревья.
Любовь и доверие ребенка к близким рождают любовь и доверие к миру и только тогда мир воспринимается по-настоящему добрым. На это указывал и В.А.Сухомлинский: «В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь». Чувства, пережитые в детстве, не исчезнут бесследно, останется, по выражению В.А.Сухомлинского, «память сердца». Вот почему так важно, чтобы всё, что воспринимает ребёнок в окружающем мире, вызывало в его душе эмоциональный отклик. Положительное отношение к окружающему - основа нравственных чувств.
В дошкольном детстве чувства проявляются в разнообразной деятельности. Одним из видов деятельности, в которых ребёнок выражает своё отношение к окружающему, является творческая изобразительная деятельность. Отображая события и явления окружающего мира, ребёнок передаёт не только зрительные впечатления, но и свое отношение к действительности. В этом смысле рисунок каждого ребёнка отражает его восприятие мира, интересы, его оценки. Эмоциональное отношение к изображаемому событию передаётся ребёнком с помощью композиции, цвета, линий. Всё красивое, хорошее, доброе прорисовывается ребёнком тщательно и подробно, изображается на переднем плане крупно, ярко.
Глядя на этот рисунок, нарисованный нашей воспитанницей – Настей Старостой, не трудно догадаться как ее любят дома и как мама ждет ее возвращения из детского сада. Неужели не видно как ребенок счастлив сам и как спешит осчастливить маму, подарив ей цветы?
Мам любят рисовать все дети потому, что лучше мамы нет никого на свете; потому, что мама самая красивая.
Чувство любви к Родине у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания и заботы. Эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. Происходит своеобразный перенос этих возникших в раннем детстве эмоций с близкого на далекое. «Любовь к матери: Любовь к Матери-Родине», «Любовь к отцу: Преданность Отчизне».
И родной дом, двор, где он не раз гулял, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Воспитание патриотизма означает воспитание любви, привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился. Недаром в народе говорят: где родился, там и пригодился. В таких мыслях заключена многовековая мудрость народа. Исторически доказано: человек, знающий родную историю, культуру родного города, проявляет преданность, любовь, уважительное отношение к своей стране, к своей Родине.
В заключение очень важно сказать о том, что тот, кто берет на себя ответственную задачу формирования духовно-нравственных ценностей в маленьких детях, должен и сам ориентироваться на эти ценности. В противном случае слова, даже наполненные большой мудростью, не будут иметь никакого веса, не принесут пользы. По словам С.Рачинского «Сейчас, как никогда, нужен личный подвиг, бесконечно тяжкий, до смешного скромный, потому – великий!»
Использованная литература:
О.С. Абрамова «Воспитание на социокультурном опыте» -
методические рекомендации к программе «Истоки».
|