Сегодня: 19.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Разное


Статья «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

27.05.2014, 21:53
Пермитина Людмила Николаевна
Воспитатель, МБДОУ Калинка №28
Пермитина Людмила Николаевна,
МБДОУ Калинка №28 г. Сургут
Статья «Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста».
Как бы часто современные педагоги не задумывались о времени становления личности ребенка, о ценности системы образования и об ответственности за это, вывод остается одним – все формируется с раннего детства. Поэтому мы - воспитатели, а так же и родители несем большую ответственность за будущих граждан нашей страны. В настоящее время одним из семи основных принципов образовательного процесса ДО является принцип «целостного представления о мире», о чём в ФГОС дословно сказано: «Познавательное развитие предполагает …. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме всех людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».
Это направление в настоящее время наиболее востребовано. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе. Мы стали забывать о народных традициях, современный уклад жизни так изменился, что нам стал непонятным уклад жизни наших предков. А народная мудрость гласит: «Кто не помнит прошлого, у того нет будущего». Только бережное отношение к историческому наследию российского народа, поможет нам сохранить национальную культуру, восстановить историческую преемственность поколений, воспитать духовно – нравственного человека.
Так, работая в этом направлении, в нашей группе стало традицией посещения музея - усадьбы купца Клепикова. У детей и их родителей появилась возможность увидеть настоящий быт русских людей. В интересной, доступной экскурсии дети узнали много нового об укладе жизни и традициях простого народа, пополнился словарный запас новыми, незнакомыми словами, ребят заинтересовали игрушки прошлого времени. В конце занятия работниками музея с детьми была проведена игра на закрепление полученных знаний. У детей остались неизгладимые впечатления.
В дошкольном детстве закладываются качества личности человека. Ребенок накапливает опыт в виде чувств, отношений, знаний, умений. Но именно на « пороге» своей жизни ребенок должен не только получать информацию и знания, а самое главное, мы – воспитатели должны потрудиться над развитием у ребенка души и сердца, научить умению чувствовать и проявлять свои чувства. Задача не из легких и труд наш незаметный - каждый день объяснять прописные истины: «что такое хорошо, а что такое плохо». Нужно постоянно поддерживать стремления воспитанников совершать добрые поступки, учить просить прощения и прощать, мирить поссорившихся, научить проявлять сочувствие к людям, быть правдивым, даже тогда, когда стыдно; уметь признавать свои ошибки и проявлять терпимость к ошибкам других людей; воспитывать трудолюбие, бережно относиться к труду другого и радовать близких своим трудом….
С самого раннего детства, на примерах героев русских народных сказок, ребенок учится быть добрым, различать добро и зло, учится почитанию родителей, заботе о близких. Так ребенок открывает для себя особенности национального характера. Минуя сознание, на рефлекторном уровне формируется система духовно-нравственных представлений и базовых нравственных ориентаций ребенка. По мере взросления она подкрепляется работой разума. Понимая систему ценностей, ребенок постепенно устанавливает причинно-следственные связи между поведением, поступками людей и образами их жизни. Постигая нравственные ценности своего народа, ребенок впоследствии овладевает основами гражданской культуры.
Одна из задач дошкольного образования - сохранить и развить у детей способность целостного восприятия мира, сформировать такие качества, как понимание, сочувствие и сопереживание миру природы. Для русского человека природа всегда была матерью, божественным началом. Ребенок воспринимает ее, как живую: это родные просторы, сказочный лес, горы и реки, моря – океаны, деревни и города. Так дети начинают постигать ценности внешнего мира.
Маленький ребенок принимает окружающий мир как осознанно, так и неосознанно, копируя с близких людей образцы поведения, отношение к различным объектам и явлениям жизни. «Яблоко от яблони недалеко падает», «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, и мы – пример ему», «Какова матка – таковы и детки» - гласят известные в народе изречения. Поэтому и родители, и семья должны направлять всю работу на формирование в детях ценностных знаний, правильного, доброго отношения к миру.
В свою очередь детский сад формирует у ребенка любовь и уважение к самому родному человеку – матери. «При солнышке тепло, при матери добро» - гласит народная пословица. В детском саду стало традицией проводить в «День матери» - день открытых дверей. Целый день вместе с мамами играем, занимаемся, поздравляем, радуемся общению.
Знакомство детей с миром и формирование доброго, доверчивого отношения к нему начинается в семье с ласковой улыбки матери и отца, ласкового слова, сказанного малышу. В семье ребенок не только слышит ласковое, доброе слово, он сам учится его произносить. Ласковое слово, соединяясь с мелодией, рождает ласковую песню, первая песня, которую поет ребенку мать — колыбельная. В ней воплощаются материнская нежность, забота, любовь.
С младшей группы, как только ребенок перешагнул порог детского сада, я в своей работе использую колыбельное пение. Колыбельные песенки можно просто читать, заменяя ласковое обращение в песенках на имена своих воспитанников. Проверенно опытом, детям это очень нравится. Такой тихий час приносит удовольствие и ребятам, и воспитателю. Дети ждут этой минуты, так как чувствуют доброту, ласку, любовь. Ну, а детская любовь не заставляет долго ждать, ее так много, что просто купаешься в ней. Любовь - это самое прекрасное чувство в жизни! А если она взаимна? Дети подросли и колыбельные песни уступили место сказкам, сейчас уже без сказки не проходит ни один тихий час. Это такая радость слушать сказку! Однако, и сейчас ребята по – прежнему любят колыбельное пение, но слушаем мы это пение под гусли в записи. /Рекомендует запись программа «Истоки»./ Доставьте такую радость детям. Уверена, вам понравится.
В возрасте 3-4 года ребенок способен почувствовать, что песня может быть также частью праздника, выражением общей радости. Самые любимые детские праздники — Новый год и Рождество. Нарядная елка, веселый хоровод вместе с родителями, красивые и вкусные подарки создают ту праздничную атмосферу, которая помнится все последующие годы.
Слово, песня, чувства связаны в восприятии детей с образом. Самый любимый образ — образ мамы, самый доступный для понимания — образ солнца. Солнце освещает, согревает, радует. Свет, тепло, радость, которые дарит солнце, ласковые и добрые слова, которые слышит ребенок, нежные материнские руки, создают образ доброго мира. Ребенок воспринимает мир добрым и светлым благодаря любви окружающих его взрослых, которых и он тоже любит. Так в группе « проросли» генеологические деревья.
Любовь и доверие ребенка к близким рождают любовь и доверие к миру и только тогда мир воспринимается по-настоящему добрым. На это указывал и В.А.Сухомлинский: «В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь». Чувства, пережитые в детстве, не исчезнут бесследно, останется, по выражению В.А.Сухомлинского, «память сердца». Вот почему так важно, чтобы всё, что воспринимает ребёнок в окружающем мире, вызывало в его душе эмоциональный отклик. Положительное отношение к окружающему - основа нравственных чувств.
В дошкольном детстве чувства проявляются в разнообразной деятельности. Одним из видов деятельности, в которых ребёнок выражает своё отношение к окружающему, является творческая изобразительная деятельность. Отображая события и явления окружающего мира, ребёнок передаёт не только зрительные впечатления, но и свое отношение к действительности. В этом смысле рисунок каждого ребёнка отражает его восприятие мира, интересы, его оценки. Эмоциональное отношение к изображаемому событию передаётся ребёнком с помощью композиции, цвета, линий. Всё красивое, хорошее, доброе прорисовывается ребёнком тщательно и подробно, изображается на переднем плане крупно, ярко.
Глядя на этот рисунок, нарисованный нашей воспитанницей – Настей Старостой, не трудно догадаться как ее любят дома и как мама ждет ее возвращения из детского сада. Неужели не видно как ребенок счастлив сам и как спешит осчастливить маму, подарив ей цветы?
Мам любят рисовать все дети потому, что лучше мамы нет никого на свете; потому, что мама самая красивая.
Чувство любви к Родине у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания и заботы. Эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. Происходит своеобразный перенос этих возникших в раннем детстве эмоций с близкого на далекое. «Любовь к матери: Любовь к Матери-Родине», «Любовь к отцу: Преданность Отчизне».
И родной дом, двор, где он не раз гулял, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Воспитание патриотизма означает воспитание любви, привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился. Недаром в народе говорят: где родился, там и пригодился. В таких мыслях заключена многовековая мудрость народа. Исторически доказано: человек, знающий родную историю, культуру родного города, проявляет преданность, любовь, уважительное отношение к своей стране, к своей Родине.
В заключение очень важно сказать о том, что тот, кто берет на себя ответственную задачу формирования духовно-нравственных ценностей в маленьких детях, должен и сам ориентироваться на эти ценности. В противном случае слова, даже наполненные большой мудростью, не будут иметь никакого веса, не принесут пользы. По словам С.Рачинского «Сейчас, как никогда, нужен личный подвиг, бесконечно тяжкий, до смешного скромный, потому – великий!»
Использованная литература:
О.С. Абрамова «Воспитание на социокультурном опыте» -
методические рекомендации к программе «Истоки».


Категория: Разное | Добавил: guzel_86
Просмотров: 1902 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог