Сегодня: 20.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Разное


Формирование коммуникативных компетентностей по программе Н.М. Крыловой "Детский сад – дом радости"

СКАЧАТЬ (118.0 Kb) 24.01.2015, 10:32
Орлова Ольга Викторовна
методист, ГБОУ СПО "Чапаевский губернский колледж" ОПДО г. Чапаевск Самарской области
    Коммуникативные компетентности это умение вести диалог со взрослыми и сверстниками, выражать свои чувства и намерения с помощью речевых и неречевых средств, то есть – умение общаться с людьми, окружающими ребенка в повседневной жизни. Общение и речь является дня него как деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности. Дошкольник ощущает потребность в теплоте, внимании, любви. Общение решает три функции: эмоциональную, познавательную и оценочную (А.А. Леонтьев). 
    Формированию ключевых компетентностей, в том числе и коммуникативных, способствует «лесенка успеха» - которая является основой программы Н.М. Крыловой «Детский сад – дом радости». «Лесенкой успеха» обозначена деятельность воспитателя, содействующая обогащению развития деятельности ребенка. Именно на первой ступеньке лесенки происходит эмоциональная функция общения воспитателя и ребенка. Рассмотрим на примере лесенки успеха игровую и конструктивную деятельность детей и формы общения. По программе Н.М. Крыловой любая сюжетно-ролевая игра начинается с конструирования, а затем переходит в сюжетно-ролевую, когда дети обыгрывают свои постройки. На первой ступеньке лесенки успеха воспитатель выступает в роли артиста. Он эмоционально, как артист, рассказывает детям о том, какие бывают дома, показывает картинку, показывает и рассказывает, как по порядку строить дом, а дети, как «зачарованные зрители» - наблюдают, запоминают, как строить дом, какие детали использовать. Затем, переходя на вторую ступень лесенки, происходит новая форма общения воспитателя и ребенка и назвали эту ступеньку «вкусные собеседники» - где в индивидуальной работе воспитатель учит ребенка правильно, последовательно строить этот дом и затем приглашать матрешку пожить в этом домике. При этом ребенок не просто зовет матрешку в гости, а доказывает, почему матрешку захочет жить в его домике, потому что и фундамент есть и стены не упадут, завалинки есть, и в домике светло, потому что окошко есть, и крыша есть – дождь не замочит. Очень понравится матрешке дом, потому что еще украшения есть на крыше, на завалинках. 
    На второй ступеньке лесенки происходит не только эмоциональное общение с ребенком, когда ребенок торопится в детский сад, ждет встречи с воспитателем, но и узнавания чего-то нового, поэтому вторая ступень лесенки несет познавательную функцию. Третья ступенька лесенки это уровень самостоятельности детей. Ребенок выступает в роли исполнителя, а воспитатель в роли «дирижера», «режиссера» совместной деятельности детей (или всей группы или в подгруппах детей).
    На третьей ступеньке лесенки, ребенок проявляет потребность в общении со сверстниками, не только со взрослым, объединяются в пары, в группы во время конструирования и в ходе ролевой игры. Происходит общение между детьми при распределении ролей и во время оценки постройки или роли (оценочная функция общения).
    Четвертая ступенька – вершина, проявление творчества детей. Уже ребенок выступает в роли артиста, а воспитатель – очарованный зритель. Ребенок строит не просто дом для матрешки, а «домок-теремок» - какой он придумает сам и украсит по своему, проявит творчество свое, сможет сам оценить свою постройку. Самостоятельность и потребность в творчестве позволяют детям строить между собой отношения, основывающиеся на признании взаимных достоинств, искреннем интересе и симпатии друг к другу.

Коммуникативные компетентности это умение вести диалог со взрослыми и сверстниками, выражать свои чувства и намерения с помощью речевых и неречевых средств, то есть – умение общаться с людьми, окружающими ребенка в повседневной жизни. Общение и речь является дня него как деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности. Дошкольник ощущает потребность в теплоте, внимании, любви. Общение решает три функции: эмоциональную, познавательную и оценочную (А.А. Леонтьев). Именно эмоциональный компонент общения дает ему возможность испытать чувство защищенности, помогает ощутить свою значимость, адаптироваться к новым условиям (особенно тем, кто недавно пришел в детский сад из семьи). Познавательный компонент общения больше всего значим для мальчика, который во всем ищет смысл. Интерес к содержанию общения со взрослым, инициатива которого сначала ему и принадлежит, постепенно меняет позиции ребенка: он сам проявляет инициативу общения со взрослым или не проявляет ее, если взрослый не находит интересного содержания для каждого воспитанника. Роль педагогического содержательного общения ребенка со старшими (с родителями, воспитателями) в познании им окружающего мира, освоении его чрезвычайно велика. Очень важна оценка собеседниками друг друга, которая обозначается мимикой, специальными формами речи, интонацией («Я думаю… Я считаю… Я не согласен, у меня своя точка зрения» и т.д.). Программа Н.М. Крыловой предлагает три аспекта: «Ребенок как член семьи», «Ребенок как член детской группы», «Ребенок как член общества».
    В младшей группе интерес малыша к окружающему миру распространяется на познание не только внешних свойств предметов, но и их более существенных качеств и взаимосвязей. Однако ограниченные опыт и возможности пока не позволяют ему самостоятельно разобраться во всех закономерностях и взаимосвязях окружающего мира. Для того чтобы понять, ему нужен взрослый человек, который становится источником новых знаний.
    У младшего дошкольника сохраняется ситуативно-деловая форма общения. Он воспринимает взрослого как партнера по игре и выделяет, прежде всего, его деловые качества. К 4 годам у ребенка складывается новая форма общения – внеситуативно-познавательная. В ней ведущее место занимают познавательные мотивы. К концу года изменяются вопросы малыша, содержание его разговора. Теперь он инициатор общения со взрослым. Главным средством взаимодействия становится речи на основе наглядного материала. Речь дает возможность малышу выйти за пределы определенной ситуации в огромный окружающий мир.
    У ребенка все явственнее проявляется потребность в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками, первоначально обычно удовлетворяемая в конструировании, играх, хозяйственно-бытовом труде.
    Содержание общения ребенка пятого года жизни (средняя группа), его внимание, интерес сосредоточены уже не только на предметном окружении, явлениях неживой природы, но и на человеке, его внутреннем мире. Особое место занимают вопросы о свойствах и качествах личности взрослого, мотивах поведения человека. Возросшая потребность в общении и любознательность, формулируемая вопросами Что? Зачем? Как? Почему? – яркий показатель, по которому детей этого возраста называют «почемучками». Анализируя жизненные ситуации, слушая художественные произведения, воспитанник учится понимать мотивы поступков взрослых и сверстников как в реальной жизни, так и в художественных произведениях. Ему могут открыться такие стороны взаимоотношений, которые помогут правильно строить свое поведение с друзьями, ровесниками, объясняет ему знания о себе самом.
    Внеситуативно-личностное общение развивается интенсивно. В этом возрасте появляется новая форма общения между детьми – обучающая. Ребенок может объяснить другому правило, способ действия. Он берет на себя роль «учителя», которую осваивал в общении с персонажем (недотепой Мишкой, в старших группах с Незнайкой). Обучающее общение возникает в двух случаях, когда «ребенок-учитель» достиг уровня самостоятельного выполнения деятельности и когда исполнение еще не удовлетворяет его, но он хорошо представляет, как надо делать. Оба варианта «учительства» значимы для развития общения детей между собой и потому поддерживаются педагогом в разных видах их деятельности. Воспитанник данного возраста любит свою группу, радуется встрече с товарищами, потому что ощущает успешность деятельности, которую выполняет самостоятельно. Он открывает необходимость совместного сотрудничества ради достижения интересного для всех результата. Отдельные воспитанники продолжают обращаться с жалобами при нарушении кем-то правил поведения в группе. Однако взрослый, предупреждая возникновение негативного поведения, называемого ябедничеством, меняет тактику. «Жалобщику» предлагается способ построения делового общения с нарушителем («Посоветуй Пете, как правильно поступить, объясни ему, почему так не надо делать»). В этом совете имеет значение не только содержание, но и форма – взгляд, интонация взрослого. Ребенок пятого года жизни очень тонко чувствует в общении со взрослыми многообразную палитру его интонаций и мимику (иронию, сомнение, юмор, огорчение, сочувствие…) как реакцию на ситуации, в которых он оказывается по разным причинам (из-за упрямства, лени, неаккуратности). Ответная реакция ребенка (смущается, смеется, испытывается чувства стыда…) – показатель высокого уровня развития самосознания, влияющего на становление разных форм его общения со сверстниками и взрослыми.
    В старшем возрасте взаимоотношения ребенка с окружающими людьми получают дальнейшее развитие и приобретают новую окраску. Его интересуют взаимоотношения людей, правила поведения в обществе. Интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений приводит ребенка к новому типу общения: ориентации на «мир людей», освоению взаимосвязей в социальном мире. Общение становится способом познания своего собственного внутреннего мира. У многих воспитанников ярко проявляется одаренность в отдельных видах деятельности, которая способствует росту потребности в общении со сверстниками, в сравнении себя с другими, сознательному подражанию. В процессе общения с интересом прислушивается к речи другого человека, у него появляется критичность, оценочное отношение к речи сверстника, он может о ней высказывать суждения, давать советы к совершенствованию ее.
    Стремление общаться друг с другом, участвовать в каком-либо деле (конструировании, разных видах труда, продуктивной деятельности) становится достаточно устойчивым, главным образом, из интереса к самой деятельности и к сверстникам-партнерам, общению с ними не только в детском саду, но и в семье на тематических встречах. Тематические встречи в семье подгруппы сверстников (не более 5 человек) становятся важной формой развития общения между детьми вне группы (дни рождения). Подготовка к семейной встрече, выбор и приглашение гостей, участие, обсуждение прошедшего события – значимые этапы для нравственного воспитания, для развития культуры общения детей между собой. В результате воспитанник старшей и подготовительной групп становится более самостоятельным, независимым от взрослых. В то же время он осознает себя индивидуальностью среди сверстников, признает их право тоже быть неповторимыми и стремится к общению, к коллективным формам жизни в группе. Воспитанники, прожившие вместе 4 года, представляют собой сплоченное «детское общество». Существенно увеличивается интенсивность и широта круга общения. Возрастает устойчивость объединений до 5 человек (для продуктивной трудовой деятельности), до 8-9 человек в разнообразных видах игр, которыми владеют все участники на уровне самостоятельности и творчества.
    Развитию общения, коммуникативных способностей ребенка способствует овладению им речью как средством общения, а также активное постижение богатств родного языка и языка других народов. Речь понимается как система высказываний (текст), которая позволяет ребенку выразить свою индивидуальность. Она всегда творческая деятельность. Речь оформляет мысли – знания об окружающем мире и о себе самом.
    Программа развития речи отражает понимание, что когда воспитанник «Детского сада – дома радости» свободно владеет родным языком, то его речь превращается в средство формулирования целостной системы речевых высказываний – в тексты (повествование, описание, доказательство, объяснение), отражающие дошкольника как индивидуальность. Потребность общения со взрослыми побуждает его овладеть связной контекстной речью, которая, в свою очередь, стимулирует малыша к овладению словарем, грамматикой, звуковой культурой речи. Воспитатель записывает тексты, составляемые детьми. Письменная речь способствует овладению им логикой монологической речи. В связи с овладением разными видами деятельности на уровне самостоятельности возникает новая организация их – от игры рядом к игре вместе. Поэтому у ребенка возникают новые потребности общения и появляются новые типы высказываний: комментирующие собственные игровые и другие действия (конструирование, труд), корректирующие поведение партнера. Развитие диалога со сверстником выражается в согласовании практических действий, в адекватном ответе действием на речь партнера и затем согласовании высказываний. Малыши используют такие средства коммуникации, как улыбка, смех, выразительные движения, позы, контакт глаз. В средней группе речь ребенка становится ведущим средством общения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Он овладевает умением составлять монологи на основе модели последовательности рассказов описания, повествования. Воспитанник учится быть участником беседы, которая предполагает не только умение самому говорить, но главное – слушать другого. Это умение помогает ему строить посредством речи взаимоотношения в совместной игре, труде, конструировании и других видах деятельности. Необходимость быть понятым побуждает ребенка выражать свои мысли разными видами предложений, овладевать грамматически правильными формами слов. У него совершенствуется структура простого предложения, он активно использует сложносочиненные и сложноподчиненные предложения разных типов, предложения с прямой и косвенной речью.
    В старшей группе ребенок шестого года жизни овладевает разными видами текстов – творческой формой проявления себя как индивидуальности. Он может пересказывать литературные произведения (близко к тексту, по ролям, по частям, от лица героя), с удовольствием сочиняет сюжетные рассказы (по картине, по игрушкам, из личного опыта) на основе модели структуры сюжетного повествования (Когда? Где? С кем? Что случилось? и развязка - окончание), сочиняет рассказы-описания по модели (1 – название предмета, 2 – его назначение, 3 – строение, 4 – материал, 5 – другие особенности). Это умение помогает сочинять загадки. На основе опыта предыдущих групп ребенок приобретает очень важное умение слушателя (партнера по общению); внимательно выслушивает рассказы сверстников, анализирует соответствие логики рассказа плану повествовательного (описательного) рассказа, оценивает оригинальность сюжета; замечает речевые и логические ошибки и доброжелательно, конструктивно исправляет их; задает вопросы.
    Развитие речи – доказательства обусловлено интересом детей к беседам, диалогам, в процессе которых старший дошкольник обобщает и систематизирует ранее приобретенные знания. Участвуя в беседах, «посиделках», он сознательно овладевает принятыми нормами вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, правильно задавать вопрос, строить свое высказывание кратко или распространенно, ориентируясь на задачу общения, выстраивая форму со слов «Я думаю», «Я считаю», «Мне кажется» и т.д.). В старшем дошкольном возрасте ребенок уже хочет учиться разрешать споры и конфликты в соответствии с правилами общения (аргументировано исправлять ошибочные суждения сверстников, не ущемляя их достоинства). Ему открываются способы установления речевых контактов со взрослыми и детьми (обращаться по имени, имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным, дружелюбным тоном).
    В подготовительной группе наряду с развитием таких видов речи как повествование, описание, доказательство, особую роль во взаимоотношениях между детьми начинает играть самый сложный вид – объяснение. Опыт, который воспитанник, приобретает через разные каналы познания, ему хочется передать другим. Он с удовольствием обучает сверстника новой настольно-печатной игре, правилам подвижной игры, соответствующим словесным дидактическим и народным играм. Важным средством развития речевого общения являются коллективные разговоры – «посиделки», «философские игры», протекающие как проблемные ситуации с развивающей интригой, беседы – как специальный метод формирования нравственного сознания и связной доказательной речи на заданные взрослым темы, а также беседы с небольшими подгруппами детей на темы личностного или познавательного характера («Мой лучший друг», «Доволен ли я тем, как исполнил роль в игре сам», «Мое впечатление об игре других», «Правила безопасности» и т.п.). Им открыты выразительные средства речи, придающие тексту неповторимость авторского сочинения. Ребенок седьмого года жизни учится пользоваться и неречевыми средствами коммуникации – жестами, мимикой, движениями.
    Формирование коммуникативных компетентностей у дошкольников по программе Н.М. Крыловой «Детский сад – дом радости» происходит ежедневно и ежечасно в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми, на занятиях и во время режимных моментов, потому что весь день с утра и до вечера ребенок находится в детском саду, общается с воспитателем, сверстниками, другими сотрудниками детского сада, развивая и совершенствуя свою речь.

Список использованной литературы:
1.    Крылова Н.М. Детский сад - Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника - 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии ФГОС ДО. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 225 с.

Категория: Разное | Добавил: DANIEL
Просмотров: 2493 | Загрузок: 61 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог