Статья « Мир детской игры»
Большие возможности заключают в себе игрушки, которые постоянно присутствуют в играх детей. В моей младшей разновозрастной группе есть мягкая игрушка – собачка. Но это не просто игрушка. Благодаря таланту художника был создан удивительный образ очень доброго, милого щенка, который смотрел на мир преданными глазами-пуговками, радовался ему и … улыбался. Выражение глаз, поворот симпатичной мордочки, положение ушей и хвоста свидетельствовали об исключительном дружелюбии и желании в любую минуту прийти на помощь.
Но мои малыши не видели этого и не могли сами увидеть. Дети по очереди играли с собачкой, но чаще всего она подолгу сидела в шкафу игрового уголка.
И вот однажды, наводя в групповой комнате порядок, я взглянула на собачку и поняла, какое это чудо. Я привлекла внимание детей к игрушке, предложила рассмотреть щенка, дать ему кличку. Малыши мои сами не могли придумать кличку и я предложила назвать его Тузиком. Каждый хотел до него дотронуться. Танечка погладила пушистую шерстку, Катюша потрогала забавные ушки, Андрюша маленький короткий хвостик, а Витюша заглянул в глаза-пуговки и все поняли, что это очень милая и добрая собачка.
Теперь я встречала тех детей, которым очень трудно было по утрам расставаться с мамой, только с собачкой в руках. Когда я, держа Тузика, подходила к плачущему Максиму и говорила: «Посмотри Максим, как Тузик рад, что ты к нему пришел. Он без тебя очень соскучился. Видишь, щенок улыбается тебе…» - напряжение прощальной минуты исчезало. Прижав к себе Тузика, малыш ощущал ласковую пушистость его шерстки, ловил на себе добрый взгляд доверчивых собачьих глаз, видел его улыбку и начинал верить, что Тузик действительно ждал и очень его любит, и успокаивался.
При дальнейших рассматриваниях игрушки на непосредственно образовательной деятельности я продолжаю «открывать» для себя и для детей её новые выразительные особенности: «У Тузика мягкая шелковистая шерстка», - говорила я и предлагала погладить собаку. Дети касались пальчиками шерсти собаки, и не только выражали этим свое отношение к щенку, но и приобретали первый сенсорный опыт знакомства с фактурой. Забавная, улыбающаяся мордочка игрушки помогала детям осознать, что такое настроение. «Наш Тузик – веселый, а мишенька – медведь грустный» - говорила я – давайте покажем, какие мы веселые, а кто это у нас сидит за столом и грустит». Подхожу к Альбине, глажу по головке лапкой щенка, и она тоже улыбается. Тут же дети понимали это, и сравнивая выражения мордочек и глаз обоих животных – собачку и медведя.
Дети очень доверчивые по натуре. Они способны откликаться на выразительность образа игрушки, передавать отношение к нему – младшие поведением, мимикой, жестом, старшие словом. Однако такой веселый Тузик и такой грустный медведь неповторимы, и их нельзя убирать в дальний шкаф. А если у детей отпадает интерес к любимой игрушке, можно и убирать на время, чтобы дети успели соскучиться по нему или поискать его «Куда спрятался наш Тузик?». Все- таки, новая игрушка – это давно забытая старая. Еще моей задачей было найти среди игрушек, имеющихся в группе, наиболее выразительные. Они могут быть самыми разнообразными и выполненными из различных материалов: дерева, меха, пластмассы и др. пластмассового козленка дети полюбили, потому что она «умела» принимать разные позы (сидеть, лежать и т.п.)
Но самое главное, в моей работе с детьми присутствовало умение самой удивляться и радоваться. Ведь именно мой эмоциональный отклик «Как красиво!» выводит сознание ребенка за пределы обыденности и включает в эстетическое отношение. До того момента, пока я не обратила внимание на собачку, малыши не «видели» его. Щенок был для детей обычной игрушкой, к которой можно привязать веревочку, «водить» по комнате, катать на машине. Но как только вызвала эмоциональный отклик на эту игрушку, их отношение переменилось, даже в игре. Новенькую Галю, бесцеремонно севшую на собачку, сразу же попросили слезть с нее. А потом долго собачку жалели, отряхивали и говорили много ласковых слов.
Для эмоционального отклика детей на игрушку требовалась предварительная установка на ее восприятие (что это такое?) и моя эмоциональная реакция (какой замечательный Тузик). В дальнейшем мы этого Тузика брали с собой на прогулку (Тузик хочет гулять). Он радуется. (Что мы его берем на улицу). Как - то раз Аминочка не могла долго уснуть. На помощь пришел тот же самый Тузик. Ребенок обнял его и уснул крепким сном. А еще щенок участвовал в сюжетно-ролевых, подвижных играх, для него пели песни, ему посвящали стихи, подарили рисунки.
К счастью, такой мир существует! Мир игрушек и мир детей. Этот удивительный мир, в котором куклы ходят в гости друг к другу, собачки, зайцы, медведи посещают парикмахерскую и магазины, обращаются за помощью, когда болеют. Это мир детской игры.
Литература. Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон «Обучение детей 2-4 лет рисовании, лепке, аппликации в игре» Москва «Просвещение» 1992
|