Актуальность проекта:
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Цель проекта: Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники
Задачи проекта:
1.Изучить научно-педагогическую литературу по использованию
мнемотехники для развития связной речи дошкольников.
2. Создать материальную базу для использования мнемотехники в ДОУ.
3. Повысить уровень педагогического мастерства педагогов.
4.Способствовать развитию основных психических процессов - памяти,
внимания, образного мышления дошкольников;
5.Развивать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы
(перекодирование информации);
6. Развивать творческие способности воспитанников, умение составлять
схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по
инструкции;
7.Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению
словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира;
8.Способствовать формированию у дошкольников навыков сотрудничества,
взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности,
ответственности;
9. Обеспечить взаимодействие с родителями по использованию мнемотехники
для развития связной речи дошкольников
Гипотеза: использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного
возраста будет способствовать расширению и обогащению словаря, развитию
грамматического строя, связной речи воспитанников.
Этапы реализации проекта :
• Подготовительный (сентябрь)
• Внедренческий (октябрь-апрель)
• Заключительный (май)
Подготовительный (Сентябрь)
- Изучение научно-педагогической литературы по использованию мнемотехники для развития связной речи детей
- Изучение опыта работы по использованию мнемотехники в сети Интернет
- Подбор и создание совместно с педагогами ДОУ дидактических пособий ( мнемодорожек, мнемотаблиц, коллажей, тактильных дорожек (ладошек))
- Консультации для педагогов ДОУ по использованию мнемотехники для развития речи дошкольников
- Проведение входной диагностики, по изучению развития речи воспитанников экспериментальных групп
- Родительские собрания по проблеме исследования
- Анкетирование педагогов «Что такое мнемотехника?»
Внедренческий (Октябрь-апрель)
С педагогами
- Разработка плана – программы с использованием комплексно-тематического принципа (объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;)
Структура программы
Использование мнемотехники
При составлении описательных рассказов При заучивании стихотворений При пересказе сказок При составлении творческих рассказов
- Разработка серии конспектов НОД по развитию речи с использованием мнемотехники
- Использование педагогами в образовательной деятельности
мнемотехники при заучивании стихов,
составлении описательных рассказов,
составлении творческих рассказов природоведческого характера,
пересказах сказок,
использование тематических коллажей при составлении творческих
рассказов (« Как я провёл лето», «Зимние каникулы» и т.д.)
- Обогащение методической базы, информационно-методических ресурсов
- Консультации для педагогов по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников
- Мастер-классы
- Круглый стол
- Открытые показы занятий для педагогов ДОУ
С воспитанниками
Для обучения детей связной речи мы использовали такие приёмы мнемотехники, как: мнемодорожка, мнемотаблицы, коллаж и многое другое.
Значение метода мнемотехники .
- Возможность использования в нескольких областях - «коммуникация», «познание», «безопасность».
- Используются имеющиеся методические и дидактические средства, не требующие финансовых затрат;
- Проявляются и реализуются потенции ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога;
- Технология мнемотехники универсальна - может использоваться педагогами всех возрастных групп.
Работа с родителями
- Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек
- Выпуск папок-передвижек «В помощь родителям»
- Выпуск буклетов
- Выпуск газеты
- Выставка мнемотаблиц для развития речи детей
- Совместное изготовление мнемодорожек и мнемотаблиц для разгадывания загадок и запоминания стихов
Заключительный (Май)
- Проведение итоговой диагностики
- Обобщение и распространение полученных результатов
- Анкетирование педагогов
В результате
- Разработана план- программа по развитию речи с использованием мнемотехники
- Создана материальная база для использования мнемотехники в ДОУ
- Разработаны конспекты непрерывно непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники
- Повысился уровень педагогического мастерства педагогов ДОУ
- Дети научились преобразовывать абстрактные символы в образы составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции
- У дошкольников расширился и обогатился словарный запас , произошло развитие связной речи; целостное восприятие окружающего мира
- Сформированы навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
- Повысилась заинтересованность родителей в использовании приёмов мнемотехники для развития речи детей
Вывод
Наша гипотеза подтвердилась: использование приёмов мнемотехники с младшего дошкольного возраста способствовало расширению и обогащению словаря, развитию грамматического строя, связной речи воспитанников 3-7 лет.
|