Сегодня: 03.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Развитие речи


Аннотация к проекту "Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников"

13.04.2014, 10:12
Стивкина Наталия Владимировна
старший воспитатель, МБДОУ детский сад комбинированного вида "Росиночка"

Актуальность проекта:
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Цель проекта: Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники
Задачи проекта:
1.Изучить научно-педагогическую литературу по использованию
мнемотехники для развития связной речи дошкольников.
2. Создать материальную базу для использования мнемотехники в ДОУ.
3. Повысить уровень педагогического мастерства педагогов.
4.Способствовать развитию основных психических процессов - памяти,
внимания, образного мышления дошкольников;
5.Развивать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы
(перекодирование информации);
6. Развивать творческие способности воспитанников, умение составлять
схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по
инструкции;
7.Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению
словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира;
8.Способствовать формированию у дошкольников навыков сотрудничества,
взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности,
ответственности;
9. Обеспечить взаимодействие с родителями по использованию мнемотехники
для развития связной речи дошкольников
Гипотеза: использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного
возраста будет способствовать расширению и обогащению словаря, развитию
грамматического строя, связной речи воспитанников.
Этапы реализации проекта :
• Подготовительный (сентябрь)
• Внедренческий (октябрь-апрель)
• Заключительный (май)
Подготовительный (Сентябрь)

- Изучение научно-педагогической литературы по использованию мнемотехники для развития связной речи детей
- Изучение опыта работы по использованию мнемотехники в сети Интернет
- Подбор и создание совместно с педагогами ДОУ дидактических пособий ( мнемодорожек, мнемотаблиц, коллажей, тактильных дорожек (ладошек))
- Консультации для педагогов ДОУ по использованию мнемотехники для развития речи дошкольников
- Проведение входной диагностики, по изучению развития речи воспитанников экспериментальных групп
- Родительские собрания по проблеме исследования
- Анкетирование педагогов «Что такое мнемотехника?»
Внедренческий (Октябрь-апрель)
С педагогами

- Разработка плана – программы с использованием комплексно-тематического принципа (объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;)

Структура программы

Использование мнемотехники
При составлении описательных рассказов При заучивании стихотворений При пересказе сказок При составлении творческих рассказов

- Разработка серии конспектов НОД по развитию речи с использованием мнемотехники
- Использование педагогами в образовательной деятельности
мнемотехники при заучивании стихов,
составлении описательных рассказов,
составлении творческих рассказов природоведческого характера,
пересказах сказок,
использование тематических коллажей при составлении творческих
рассказов (« Как я провёл лето», «Зимние каникулы» и т.д.)
- Обогащение методической базы, информационно-методических ресурсов
- Консультации для педагогов по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников
- Мастер-классы
- Круглый стол
- Открытые показы занятий для педагогов ДОУ

С воспитанниками
Для обучения детей связной речи мы использовали такие приёмы мнемотехники, как: мнемодорожка, мнемотаблицы, коллаж и многое другое.
Значение метода мнемотехники .
- Возможность использования в нескольких областях - «коммуникация», «познание», «безопасность».
- Используются имеющиеся методические и дидактические средства, не требующие финансовых затрат;
- Проявляются и реализуются потенции ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога;
- Технология мнемотехники универсальна - может использоваться педагогами всех возрастных групп.
Работа с родителями
- Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек
- Выпуск папок-передвижек «В помощь родителям»
- Выпуск буклетов
- Выпуск газеты
- Выставка мнемотаблиц для развития речи детей
- Совместное изготовление мнемодорожек и мнемотаблиц для разгадывания загадок и запоминания стихов
Заключительный (Май)
- Проведение итоговой диагностики
- Обобщение и распространение полученных результатов
- Анкетирование педагогов
В результате
- Разработана план- программа по развитию речи с использованием мнемотехники
- Создана материальная база для использования мнемотехники в ДОУ
- Разработаны конспекты непрерывно непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники
- Повысился уровень педагогического мастерства педагогов ДОУ
- Дети научились преобразовывать абстрактные символы в образы составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции
- У дошкольников расширился и обогатился словарный запас , произошло развитие связной речи; целостное восприятие окружающего мира
- Сформированы навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
- Повысилась заинтересованность родителей в использовании приёмов мнемотехники для развития речи детей
Вывод
Наша гипотеза подтвердилась: использование приёмов мнемотехники с младшего дошкольного возраста способствовало расширению и обогащению словаря, развитию грамматического строя, связной речи воспитанников 3-7 лет.



Категория: Развитие речи | Добавил: Yfnfkb-Yfcnz2002
Просмотров: 3272 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 03.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог