Сегодня: 18.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Развитие речи


Дифференцированные задания по русскому языку как средство обучения младших школьников

СКАЧАТЬ (21.1 Kb) 03.11.2019, 17:45
Дедюхина Полина Сергеевна
студент, ГБПОУ СО НТПК№1
Тема: дифференцированные задания по русскому языку как средство обучения младших школьников.
Автор: студентка ГБПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж №1» Дедюхина Полина Сергеевна
Аннотация.
В статье рассмотрена технология дифференцированного обучения на уроках русского языка; объяснены основные понятия и явления, способствующие осуществлению данного процесса; описаны возможности применения технологий на уроках русского языка.
Ключевые слова: дифференцированное обучение, русский язык, уровни обучения, дифференцированное задание, технологии дифференцированного обучения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования сформулированы требования к предметным результатам обучения младших школьников. Предметные результаты на уровне «Ученик научится» являются обязательными и должны быть освоены всеми обучающимися. [3]
Русский язык как учебный предмет является основным в начальном общем образовании, так как закладывает основы функциональной грамотности человека. Успешное овладение русским языком способствует тому, что ребенок будет успешным и при изучении других учебных предметов. При изучении русского языка у младшего школьника начинают формироваться языковые понятия, языковые и речевые умения. В Примерной программе по русскому языку определены предметные результаты, которые должны быть достигнуты всеми обучающимися.
Однако анализ результатов Всероссийских проверочных работ по русскому языку в 2016 и в 2017 годах выявил проблемы в достижении учащимися 4-го класса планируемых результатов по русскому языку. Одной из причин недостаточного уровня сформированности предметных умений является такая организации учебного процесса по русскому языку, при которой не всегда учитываются различия между учащимися.
У каждой группы школьников проявляются особенности в восприятии, осмыслении, запоминании учебного материала. В традиционном учебном процессе всегда фиксированы два параметра: темп обучения и способ предъявления учебного материала. Эти параметры не учитывают особенности учеников, т.е. на уроках не создаются оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех школьников. Нередко в одном классе можно наблюдать школьников как с очень высоким, так и с очень низким уровнем развития. Учитель обычно выбирает методы и формы обучения, ориентированные на среднего ученика. При этом слабым и сильным ученикам уделяется мало внимания. В этих условиях учащиеся с хорошими способностями работают без особого напряжения, а слабые учащиеся испытывают возрастающие затруднения. Учителю нужно найти средства, позволяющие преодолеть эти затруднения, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ребенка.
Организация учебного процесса, позволяющая учитывать различия между учащимися, возможна при дифференцированном обучении, которое обеспечивает усвоение всеми учениками учебного содержания. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать её на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен, прежде всего, на создание условий «для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья»[3]. Речь в данном случае идет о необходимости дифференциации обучения в начальной школе.
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на части.
Дифференцированное обучение – это:
1) форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых. [2]
Цель дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, особенностей. В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход.
Дифференцированное обучение – это не разделение детей на классы по уровням, а технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. Поэтому знание общих психологических особенностей детей данной группы, данного возраста обеспечивает в обучении возможность понимания учебного материала каждым учеником.
Существует множество различных методик внедрения дифференцированного обучения в образовательный процесс. Каждая их них имеет свои особенности и отличительные признаки. Рассмотрим две разных модели, применяемые в дифференцированном обучении.
1. Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация», автор Н. П. Гузик.
Автор назвал свою систему «Комбинированной системой обучения», ее отличительные особенности: внутриклассная дифференциация по уровню и развивающий цикл уроков по теме.
Уроки по каждой учебной теме составляют пять типов, которые следуют друг за другом. Первый – уроки общего разбора темы (лекции). Второй – комбинированные семинарские занятия с углубляющей проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся (от трех до пяти уроков по каждой теме). Третий – уроки обобщения и систематизации знаний (тематические зачеты). Четвертый – уроки межпредметного обобщения материала (защита тематических заданий). Пятый – уроки практикумы.
Из-за неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин в классе появляются и отличники, и отстающие. Поэтому учитель организует уровневую дифференциацию работы учащихся на уроке.
Выделяются три типа дифференцированных программ: «А», «В», «С», разной степени сложности. Задания программы «С» зафиксированы как базовый стандарт. Задания этой программы должен уметь выполнить каждый ученик, прежде чем приступить к работе по более сложной программе.
Программа «В» обеспечивает овладение учащимися теми общими и специфическими приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал.
Выполнение программы «А» поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. При повторении материала широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий. Учет знаний по системе «зачет-незачет». [2]
Следуя такому методу работы, каждый ученик сможет понять тему, на доступном его возможностям уровне, опираясь лишь на учебный материал.
2. Модель «Личностно-ориентированное обучение в современной школе», автор И.С.Якиманская.
Основываясь на высказывание Л. С. Выготского: «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно», Якиманская И.С. осознала, что индивидуальный подход является одним из важных принципов обучения.
Главной задачей в технологии, считает автор, является создание условий для личностного развития школьника, независимо от индивидуальных способностей и особенностей. [2]
Для дифференциации Якиманская И.С. предлагает следующие показатели:
- Изучение мотивации учащихся.
- Уровень учебных возможностей.
- Адекватность уровня учебных возможностей учащихся уровню их обученности.
- Показатели проявления самостоятельности в учебной деятельности.
- Уровень сформированности ОУУН.
- Техника чтения.
Используя опыт известных педагогов, учитель может реализовать данные модели и в современной школе по своему усмотрению. И каждая из них эффективна, если будет грамотно реализована в начальной школе.
При реализации технологий дифференцированного обучения, важно не забывать о средствах достижения результатов. Такими средствами служат дифференцированные задания, при помощи которых дети будут в разной, доступной для каждого степени получать знания.
Дифференцированное задание - это задание, построенное с учетом особенностей типологической группы учащихся, т.е. группы, объединенной одинаковым уровнем знаний и умений по предмету и уровнем их усвоения.
На учебных занятиях, как правило, всегда применяются дифференцированные задания.
Существует несколько способов дифференциации:
1. по степени сложности;
2. по объему;
3. по времени выполнения;
4. по состоянию здоровья;
5. по способу передачи информации;
6. по степени оказания педагогической помощи;
7. по ориентации на будущую профессию;
8. по интересам;
9. по уровню общеучебных знаний;
10. по уровню развития памяти, мышления. [1]
Для успешной практической деятельности создаются следующие условия: например, для «сильных» обучающихся подбираются задания, требующие самостоятельности, творческого поиска; для «слабых» – задания, позволяющие осмыслить новый материал. Выделяются такие типы заданий:
1. задание с наличием образца выполнения (вначале полный, подробный образец, потом сокращенный, затем выполнение по аналогам) – I уровень сложности.
2. Тренировочные упражнения с дополнительным заданием – II уровень сложности.
3. Проблемно-познавательные задания (требующие рассуждения, творческих поисков) - III уровень сложности.
Дифференцированный вид работы используется в процессе знакомства с новой темой, формирования умения и навыков, закрепления и систематизации полученных знаний, организации самостоятельной работы (в том числе и домашних заданий). Тем детям, которые испытывают затруднения, оказывается помощь в виде вспомогательных карточек, подготовительных упражнений, записей на доске.
При изучении новой темы необходимо учитывать различия между учащимися, в первую очередь в учебных умениях и умственных способностях. От этих свойств зависит, в каком руководстве они нуждаются и насколько сложное задание они могут выбрать для самостоятельной работы.
При изучении нового материала следует по возможности использовать различные анализаторы (зрительный, слуховой, двигательный и т.д.), т.к. это благоприятствует лучшему осмыслению и закреплению.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме позволяет сделать следующие выводы.
Дифференцированное обучение является одной из современных технологий для достижения поставленных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования целей, поскольку предполагает максимальный учет индивидуальных особенностей учащихся. При этом определяющим является уровень достижения планируемых результатов «Выпускник научится».
Сущность уровневой дифференциации выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику школьники могут усваивать материал на разных уровнях и, формируя умения и навыки в процессе освоения учебного материала, переходить из одного уровня в другой.
Применение технологии уровневой дифференциации с опорой на обязательные результаты обучения позволяет не только повысить общую успеваемость класса, но и раскрыть по мере возможностей потенциал каждого участника образовательного процесса, замотивировать на дальнейший прогресс в предметной области и создать ситуацию успеха вне зависимости от того, каким уровнем знаний на данный момент обладает учащийся.
1. Использование дифференцированных заданий на уроках русского языка. https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=1086.(16.03.19)
2. Технология дифференцированного обучения. http://gifted.ru/files/ca95888af088c6ba8a83d19638169edd.pdf.(13.03.19)
3. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: /М – во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – Введ. 06.10. 2009 г., № 373. – Москва: Просвещение, 2011. – 31 с


Категория: Развитие речи | Добавил: fekramilova
Просмотров: 705 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог