Санаторная школа-интернат №133 – единственное образовательное учреждение в Западной Сибири, которое с успехом занимается консервативным лечением заболеваний позвоночника, в котором созданы условия для интеграции образовательного и реабилитационного процессов. Наш контингент обучающихся: дети с нарушениями НОДА с сохранным интеллектом (I и II степени сколиоза, юношеский кифоз, дети после хирургического лечения на период послеоперационной реабилитации), дети с ЗПР, нарушениями слуха.
При построении образовательного процесса для детей со статусом ОВЗ, мы сталкиваемся с рядом проблем:
• нарушение двигательной сферы;
• недостаточное развитие психических процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания);
• изменение способов коммуникации и средств общения;
• замедленная скорость восприятия, приема и переработки поступающих сведений, объема воспринимаемой сенсорной информации;
• проблемы с моторикой;
• низкий уровень произвольности психологических процессов и поведения
Каким образом совместить лечение, обучение, внеурочную деятельность, не нарушая рекомендации лечащих врачей, и соблюдая стандарты образования? Как сделать процесс обучения эффективным для всех групп детей? Ответ прост, применение ИКТ технологий, и внедрение в образовательный процесс школы электронные формы учебников.
С 2018 года наше образовательное учреждение является одним из тех, кто участвует в федеральном проекте внедрения ЭФУ в образовательный процесс в рамках ФГОС НОО и ОО, под руководством ОблЦит, в лице Г.В.Утюпиной, начальника учебно-методического отдела ГБУ ДПО НСО «ОблЦИТ» г. Новосибирска.
Обучая детей с ОВЗ, мы понимаем, что основная задача в индивидуализации обучения, соответственно ЭФУ выполняет эту задачу, делая этот процесс «безболезненным».
Во-первых, это удобство использования при работе с долго отсутствующими детьми по болезни, или в процессе реабилитации. Например, если ребенка нужно аттестовать, но ему противопоказано находиться в школе – решение «Мобильный класс», «Контрольная работа» и т.д. Соответственно: ребенок обучается, тестируется, работает с сервисами ЭФУ (заметка, закладка, аудио и т.д.), тем самым овладевает компетенцией «Умение учиться».
ЭФУ для нашей школы имеет огромное количество преимуществ:
• ребенок сам задает желаемый режим общения с материалом;
• ребенок сам выбирает необходимый материал и наиболее удобную для себя форму и темп его изложения;
• ребенок сразу получает оценку своей работы;
• сам контролирует свой учебный прогресс, не боясь совершить ошибку.
При работе с данной группой детей могу выделить ряд проблем и пути решения, применяя ЭФУ:
• проблема №1 «Нарушение познавательных процессов и полушарная асимметрия»
Практические задания ЭФУ с использованием высококачественной анимации, графиков, схем, таблиц, объясняющих связи и взаимодействия явлений окружающего мира, фиксируют внимание правого полушария и активизируют его.
• проблема №2 «Развитие речи»
- Образы на экране становятся опорой построения собственных фраз и предложений, облегчается процесс речи.
- Аудиальное сопровождение закрепляет в памяти экстралингвистические сигналы, сопровождающие речевую информацию.
- Использование клавиатуры развивает центры головного мозга, связанные с речевой моторикой.
- Видеосюжеты «социальных историй» развивают коммуникативную составляющую речи.
• проблема № 3 «Развитие внимания и памяти»
- Визуальные средства развивают наглядно-образное внимание и память.
- Интересные структурированные сюжеты развивают долговременную память.
- Чтение правил и определений, написанных приемом стихотворных строк и выделенных фоном и цветом, развивает зрительное и слуховое ритмическое восприятие и память.
- Вариативность аудио сопровождения с паузами, изменением громкости голоса, тембра, ритма развивает слуховое восприятие и память. Использование позитивной анимации развивает эмоциональную память.
Следовательно, анализируя эти проблемы и пути их решения, можно заявить о том, что ЭФУ – решение данных проблем. Но, мы, как педагоги, работающие с детьми, должны строго соблюдать рекомендации нормативно-правовых документов, одним из них, является СанПин, в котором четко разграничено время использования ЭФУ, smart доски, печатного учебника. Соответственно, нашли выход чередуя виды деятельности на уроке, применяя динамические паузы, и различные виды технологий.
Говоря о технологиях и методах, которые применяю я на своих уроках, обучая английскому языку, хотела остановить ваше внимание на следующих:
• Предметный класс, и зональное обучение. Преимущество данных технологий в том, что работа в классе происходит и с помощью ЭФУ, и бумажных носителей. Также дети в процессе урока могут менять положение тела, занимаясь сидя, лежа или стоя, что влечет за собой разгрузку опорно-двигательного аппарата.
• Смешанное обучение, вместе с технологией BYOD. Плюсы этой модели заключаются в том, что ребенок работает на своем гаджете, используется индивидуальные формы работы (тренажеры, тестирования и т.д.). А также зонирование площадок урока, где дети передвигаются по классу, тем самым снимая нагрузку с позвоночника.
Еще одна технология, которая имеет место быть в нашем учреждении, это дистанционное обучение. Дети, которые находятся на после операционном режиме не посещают школу, с такими детьми педагоги занимаются по средством скайп технологий, включая работу с ЭФУ, мобильные классы, тренажеры, якласс, учи.ру и т.д.
Конечно же основа всему соблюдение ФГОС НОО и ОО, так как дети сдают ЕГЭ/ОГЭ, пишут ВПР, различные виды мониторингов, и задача педагога, научить школьников, несмотря на то, что существует ряд особенностей обучения данной категории детей.
Например, используя ЭФУ по английскому языку добиваюсь коммуникативных УУД при помощи сервисов: заметка, поиск информации, закладка и т.д. Дети обретают умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ; овладевают устной и письменной речью. Говоря о регулятивных УУД, ЭФУ решает и эту задачу: дети овладевают умением оценивать правильность выполнения учебной задачи, находят собственные возможности её решения.
В итоге могу выделить плюсы внедрения ЭФУ:
• информация в контексте происходящего в окружающем мире ребенка;
• трансляция информации через вербальное общение;
• смена видов деятельности;
• образность и кратность
• удобство (нет необходимости приносить печатные учебники, все хранится в едином пространстве).
Конечно, в любой бочке меда, есть ложка дегтя. И так минусы использования ЭФУ:
• не все ЭФУ снабжены гиперссылками на необходимые источники;
• мало тренажеров, и интерактивных заданий;
• частая потеря логина и пароля детьми, для выхода в личные кабинеты.
В современном мире быстроменяющейся информации человек обеспечивает защиту мозга от перегрузок. Важно научить детей умению быстро переключиться с одного источника на другой тем самым, не перегружать мозг ненужной информацией. Быстрая реакция позволяет легко включаться в работу, осваивать новый материал, эффективнее реагировать и подстраиваться под любые изменения. Применяя в своей работе ЭФУ и ИКТ технологии, мы идем в ногу со временем, позволяя школьнику решать многозадачные проблемы, тем самым помогая ему социализироваться в информационном мире.
|