Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: "Путешествие в музей кукол".
Программное содержание: познакомить детей с историей создания игрушек и кукол; естественным образом пополнить словарный запас; пробудить у детей интерес к кукле и игрушке и вызвать у них желание сделать куклу своими руками, одновременно приобщить детей к увлекательному миру, в котором пересекаются сказка и быль.
Планируемые результаты: заинтересовать детей куклами-самоделками, помочь им научиться эти куклы мастерить поначалу с помощью взрослых, а затем самостоятельно; пополнять словарный запас, связанный с этой тематикой; применять этот словарный запас в общении между собой и развивать связную монологическую и диалогическую речь.
Материалы: иллюстрации по теме, куклы-самоделки, заготовки для изготовления тряпичных кукол, мини-музей кукол и игрушек разных времён, указатели для музея, рисунки детей "Моя любимая игрушка", выполненные с родителями дома, схема изготовления тряпичной куклы, магнитофон, CD с пальчиковой гимнастикой.
Словарная работа: кукла-самоделка, тряпичная кукла, музей, экскурсовод, подручный материал, чурбанчики.
Подготовительная работа: ознакомление детей с альбомом "Народная игрушка"; с иллюстрациями, изображающими старинные куклы; игры детей и взрослых с куклами; разъяснительная работа с родителями, чтобы они дома с целью лучшей организации детей и самих себя к предстоящей работе: составили вместе с детьми рассказ о любимой игрушке; нарисовали эту игрушку и раскрасили её в весёлые цвета; сделали заготовки тряпичных кукол дома вместе с мамами и бабушками; составили вместе с родителями небольшой импровизированный рассказ, о том в какие игрушки играли их бабушки и дедушки.
Ход занятия:
(Дети заходят в комнату и здороваются с гостями, а затем садятся на стульчики, расставленные полукругом, столы расставлены в конце комнаты парами для удобной работы детей по изготовлению тряпичных кукол из заготовок. В уголке ИЗО Мини-музей игрушек и кукол под покрывалом до начала занятия).
Воспитатель - Ребята, вам нравится ходить в детский сад? (Ответы детей)
Вы знаете, а раньше детских садов не было. Взрослые были заняты своими взрослыми делами, а детей нужно было чем-то забавлять и родители мастерили игрушки из подручного материала. А чтобы узнать об этом поподробнее, мы с вами сейчас отправимся в Музей кукол и игрушек, которые собрали для вас работники нашего детского сада, ваши мамы и бабушки. Давайте вспомним с вами, что такое музей? (Ответы детей)
Да, это помещение, в котором собраны различные ценные предметы из разных времён: картины, скульптуры, а в нашем случае - это игрушки и куклы. Как нужно вести себя в Музее? (Ответы детей)
Сейчас давайте отправимся с вами в наш Музей кукол, а расскажет нам об игрушках экскурсовод (2-й воспитатель).
Экскурсовод - это человек, который работает в музее и рассказывает о предметах, которые выставлены для просмотра.
Экскурсовод - Здравствуйте, ребята, в нашем музее много интересных старинных игрушек и кукол. Кукла - куколка - кукляшка - куклёнок - это изображене, подобие человека, а иногда зверей или животных, которые сделаны из кожи, бумаги, тряпок, глины, дерева т.е. из того, что было под рукой. Посмотрите на этот стенд, здесь на картинках изображения игрушек, в которые играли дети в старину: заводные игрушки, фарфоровые куклы, плюшевые мишки, игрушки деревянные.
А давным-давно, когда ещё не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, дети играли вот такой деревянной куколкой (показать чурбанчик в косыночке). Интересно было играть таким чурбанчиком? (Ответы детей)
Да, у неё нет ни рук, ни ног, она не красивая. Но прошло время и человек придумал другую куклу (показать глиняную куклу). Такую куклу делали из глины, а раскрашивали угольками. Вскоре придумали искусственные краски и стали глиняных кукол раскрашивать. Они стали яркие и красивые, но играть в них было не удобно: тяжёлые, холодные, хрупкие, нельзя переодеть. Они сохранились и до наших дней, но в наше время они служат для украшения (Дымковские игрушки, барышни; Гжельские статуэтки; Богородские ...). Позже стали делать игрушки из соломы, они получались красивыми, но легко ломались. Прошло много лет и человек придумал другую куклу - тряпичную (показать). Почему она так называется? (Ответы детей) Но кукла быстро пачкалась, и переодеть её было тяжело.
Наконец, люди изобрели пластмассу и научились делать из неё различные предметы и, конечно, кукол. Вот этой кукле 30 лет. С ней играла дочка Зинаиды Фёдоровны, нашей няни. Позже человек придумал таких кукол, которые сами танцуют, говорят, поют. У них сгибаются руки, ноги, голова поворачивается и наклоняется. (Показать куклу Барби). Про такую куклу есть даже загадка: Кукла есть одна на свете,
Куклу эту любят дети.
Модница она большая -
Платья без конца меняет.
В нашем музее есть и театральные куклы: пальчиковые, перчаточные и куклы-марионетки. Вот Петрушка - это кукла-марионетка, ею управляет сверху человек, в данном случае я, можно подёргать за ниточки и кукла будет слушаться.
Наше путешествие в мир кукол подошло к концу, но нам хотелось бы продолжить знакомство с этими замечательными персонажами - куклами, которые понравились и нам взрослым, и вам - детям. Куклы говорят вам: "До новых встреч, ребята!"
Воспитатель - Ребята, посмотрите кто к нам пришёл? Петрушка. Здравствуй, Петрушка! (Дети здороваются)
Петрушка - Здравствуйте, ребята! Я прибежал к вам, потому что устал висеть на ниточка неподвижно. Очень хочется познакомиться с вами поближе и вместе с вами поиграть. Вы что будете сейчас делать?
Воспитатель - У нас сейчас будет физкульминутка. Нам нужно размяться перед серьёзным занятиям.
Петрушка - А можно мне с вами?
Воспитатель - Конечно. (Воспитатель проводит физкультминутку под музыку. Текст прилагается.)
Петрушка - Спасибо, ребята, мне понравилось делать разминку с вами. Можно я буду приходить к вам на зарядку? (Ответ детей)
Спасибо, до свидания. (Дети прощаются с Петрушкой)
Воспитатель - К нам сегодня пришла в гости бабушка Ксюши, Лариса Михайловна, которая расскажет в какие игрушки играла она, когда была маленькой девочкой. (Рассказ Ларисы Михайловны. Дети говорят ей спасибо).
Ребята, скажите какие игрушки, куклы есть у вас дома и во что вы любите с ними играть? ( Ответы детей, подготовленные вместе с родителями дома.)
А во что играли ваши дедушки и бабушки, вы знаете? Расскажите, пожалуйста.(Ребёнок рассказывает о тряпичной кукле, в которую играла его бабушка).
Воспитатель - Сейчас мы с вами станем на время кукольными мастерами, которые сделают каждый свою тряпичную куколку. Но сначала мы разомнём наши пальчики, которые будут сейчас выполнять не простую работу: закручивать нитки.
(Пальчиковая гимнастика. Текст прилагается).
Воспитатель - Давайте с вами попробуем сделать тряпичную куколку, Кувадку. (Использовать схему). Мы будем вам помогать.
(Дети садятся за столы и делают тряпичных кукол из заготовок, сделанных с мамами дома).
Воспитатель - Куколки получились все разные, каждая по-своему хороша и, я думаю, дорога вам, потому что вы сделали её сами.
Посмотрите, ребята, на куколок и скажите какая нравится каждому из вас больше всего и почему? (Ответы детей)
Давайте мы устроим выставку кукол, сделанных вашими руками. Выставим их на столике и все будут любоваться нашими куколками. И с этих кукол мы начнём создание своего кукольного музея нашей группы.
На этом наше занятие закончено. Спасибо всем.
(Приложение)
Физкультминутка:
Руку правую - вперёд, а потом её - назад,
А потом опять вперёд и немножко потрясём.
Ну-ка, дружно все танцуем, поворачиваясь в круге,
И в ладоши хлопаем вот так.
Руку левую - вперёд, а потом её - назад.
А потом опять вперёд и немножко потрясём.
Ну-ка, дружно все танцуем, поворачиваясь в круге.
И в ладоши хлопаем вот так.
Ногу правую - вперёд, а потом её - назад,
А потом опять вперёд и немножко потрясём.
Ну-ка, дружно все танцуем, поворачиваясь в круге,
И в ладоши хлопаем вот так.
Пальчиковая гимнастика (под музыку):
Мы для пальчиков гимнастику начнём,
Упражнения для пальцев проведём.
Укрепляем мышцы пальцев, кисти рук,
Чтобы каждый пальчик стал нам верный друг.
(1-й раз гимнастику проводит воспитатель,
а 2-й раз повторяет ребёнок.)
Список использованной литературы:
1."От рождения до школы", Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией
Вераксы Н.Е., Москва, 2011.
2. Художественное чтение и рассказывание в детском саду, Боголюбская М.К., Шевченко В.В., Просвещение, 1970.
3. Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет, для воспитателей ДОУ, Программа "От рождения
до школы", под редакцией Вераксы Н.Е., Волгоград, 2012.
4. Что было до ..., Дыбина О.В., Игры- путешествия в прошлое предметов, Москва, 2011.
5. Народная культура и традиции, Косарева В.Н., Занятия с детьми 3-7 лет, Волгоград, 2012.
6. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада, Гербова В.В., Москва, 2011.
7. Знакомим с литературой детей 5-7 лет, Ушакова О.С., Гавриш Н.В., Москва, 2010.
8. Метод проектирование в детском саду, Чтение художественной литературы, Смирнова О.Д., Москва, 2011.
|