Широкова Галина Игоревна
МБОУ «Лицей №130 «РАЭПШ», г.Барнаул
Учитель английского языка
Формирование мировоззрения школьников средствами контекстного обучения
Мир открывается нам во всем своем многообразии через общение с природой, через общение с людьми, которые рядом и через желание общаться с теми, кто далеко.
Барнаул удален от англо-говорящих стран на тысячи миль, но это не означает, что мы оторваны от мировых культурных и информационных центров.
Английский язык, как, возможно, ни один другой школьный предмет, дает широкие возможности для вхождения учащегося в поликультурный мир и взращивание его личности.
Именно поэтому я часто и с удовольствием применяю на своих уроках контекстное обучение.
Контекстное обучение иностранным языкам представляет собой преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера. Иными словами, контекстное обучение – это реалии нашей жизни. В рамках этой системы обучения подростки вырабатывают модели поведения в обществе.
Коммуникативно-ориентированное обучение осуществляется через ролевое общение, а именно через ролевые игры и задания речевого взаимодействия. Мною разработаны и используются на уроках ряд ролевых игр. Большинство из них направлены на решение семейных коммуникативных задач («Обсуждение ТВ программы», «Планы на выходные», «Поедем поедим», «Семейный бюджет»), но есть и такие, которые требуют решения деловых и производственных задач. В этом смысле старшая профильная школа предлагает широкое поле для деятельности. Учащимся можно предложить пройти собеседование при приеме на работу (как в рамках темы «Работа», так и в рамках тем «Характер» или «Взаимоотношения») или попробовать себя в роли секретаря или телефонного оператора компании (например, в рамках темы «Общение»).
Ролевые игры требуют тщательной и довольно длительной подготовки со стороны учителя и хорошего владения тематической лексикой со стороны ученика. В связи с этим они наиболее эффективны в качестве завершающего урока по той или иной теме.
В процессе же прохождения темы ролевое общение можно и нужно тренировать с помощью заданий речевого взаимодействия. Они направлены на усвоение языкового информативного материала и обеспечивают речевую практику.
Эти задания построены так, что их невозможно выполнить без партнера или партнеров. Они выполняются в парах или малых группах.
Фактически, ознакомление с любым сюжетным текстом можно превратить в задание речевого взаимодействия. Для этого необходимо разбить класс на две (три, четыре) группы и предложить каждой группе различные части одного и того же текста. Задача группы – восстановление текста, а для этого нужно, пользуясь своей информацией, запрашивать недостающую у «соседей». Одним из лучших и успешных заданий подобного ряда в моей практике стало задание, организуемое в рамках темы «Семья» или «Родственники». Его изюминка в том, что группы получают не просто отрывки текста, а краткое содержание различных серий одного и того же молодежного сериала. Учащимся, естественно, необходимо выяснить, что произошло с героями в других сериях.
Одной из недавних удачных находок для меня стал урок «Текстовое сообщение и его язык». Я начинаю этот урок с обсуждения ряда вопросов, например: Пользуетесь ли вы СМС? ММС? Сервисом WhatsApp? В чем удобство услуги? В чем особенность? и т.д. Таким образом, мы с учениками рано или поздно выходим на разговор о своеобразии коротких сообщений. В этот момент я даю им ряд примеров аббревиатур английских СМС (CU = See you; L8R = later; 2day = today). Следующее задание – задание на «расшифровку» и «зашифровку» английских слов. После этого я, как правило, предлагаю к расшифровке полное сообщение (удачное задание для работы в парах или малых группах). Наконец, приходит время, когда ученики сами должны придумать СМС, состоящее из английских аббревиатур. И в этот момент не стоит ограничивать подростков ручкой и тетрадкой. Коль скоро мы говорим о реальных жизненных ситуациях, пусть ваши ученики возьмут в руки реальные сотовые телефоны, напишут реальные сообщения, отправят реальному адресату (в пределах классной комнаты) и напишут ответы на полученные сообщения.
Подобные уроки неизменно имеют успех у учеников. Языковой курс, основанный на жизненных реалиях, всегда рождает интерес к предмету. В то же время, он дает учителю отличную возможность решить когнитивную, развивающую и воспитательную задачу.
|