Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Развитие речи


«Как не стать жертвой» (занятие по профилактике виктимного поведения среди подростков)

05.06.2019, 10:05
Трунова Наталья Николаевна
Педагог - организатор, ГОО Кузбасский "РЦППМС"
Муниципальное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Детский дом № 7 «Дружба»
(МКУ «Детский дом № 7 «Дружба»)

«Как не стать жертвой»
(занятие по профилактике виктимного поведения среди подростков)

Трунова Наталья Николаевна, педагог-организатор Отделения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
МКУ «Детский дом № 7 «Дружба»
Валикова Юлия Владимировна,
педагог – психолог
МКУ «Детский дом № 7 «Дружба»

Прокопьевск, 2019 
«Как не стать жертвой»
(занятие по профилактике виктимного поведения среди подростков)

Цель – расширение знаний и представлений о безопасном поведении, профилактика виктимного поведения
Задачи:
1. повысить осведомленность подростков о поведении, при котором можно стать жертвой преступления;
2. научить подростков понимать собственные модели поведения в конфликтных и опасных ситуациях;
3. познакомить с моделями поведения, которые позволяют не стать «жертвой обстоятельств».
Возраст - 12-15 лет.
Численность – 6 - 10 человек.
Ход занятия.
Общая информация для участников.
Виктимное (виктимогенное) поведение – это поведение, при котором жертва определенным образом способствует совершению преступления, сознательно или неосознанно создает объективные и субъективные условия для криминализации, пренебрегая мерами безопасности.
Виктимность - приобретенные человеком физические, психические и социальные черты и признаки, которые могут сделать ее склонной к превращению в жертву. Каждая личность может быть оценена: насколько велика вероятность ее превращения в жертву. Эта вероятность определяет виктимность человека (чем больше вероятность, тем выше виктимность) [2].
Упражнение «Определение границ»
Цель – знакомство с дистанциями общения, последствиями нарушения интимной зоны человека.
К стоящему участнику (водящему) подходит другой человек, и постепенно приближаясь, берет за руку и подходит ближе. Когда это становиться неприятно для водящего, он говорит: «стоп». Водящий участник определяет, на каком расстоянии близости ему комфортно с этим человеком, возможно, он окажется на довольно далеком расстоянии от водящего. К водящему подходят все дети.
Обсуждение. Насколько один человек может быть близко к другому? Где проходит наша граница, насколько близко мы можем позволить другому подойти? Как Вы себя чувствовали, когда нарушали Вашу интимную зону?
Информация (раздается участникам, Приложение 1).
Выделяют четыре пространственные зоны, которые как концентрические круги на мишени или на воде окружают друг друга.
Дистанции общения:
Доверительная, Интимная зона (15 - 50 см). Из всех зон эта самая главная, поскольку именно ее человек охраняет так, будто это его собственность. В эту зону допускаются лишь дети, родители, супруги, влюбленные, близкие друзья и родственники. Для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновения.
Личная или персональная зона (0,5 - 1,2 м) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор. Вспомните, на каком расстоянии вы располагаетесь, когда приходите в гости к своим соседям. Эта дистанция обычно разделяет нас, когда мы находимся на приемах, официальных вечерах и дружеских вечеринках.
Социальная зона (1,2 - 3,7 м) обычно соблюдается во время социальных, деловых встреч в кабинетах, холлах и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают.
Публичная зона (свыше 3,7 м) подразумевает общение с большой группой людей - в лекционной аудитории, на митинге. При общении с большими группами людей и лектору, и слушателям будет удобнее передавать и воспринимать информацию на таком удалении друг от друга. Чрезмерно близкое или удаленное расстояние может отрицательно сказаться на общение! [3].
Чем ближе собеседники находятся друг к другу, тем труднее сохранять визуальный контакт и тем меньше они должны смотреть друг на друга в знак взаимного уважения. На удалении легче продолжительнее смотреть друг на друга, можно использовать жесты для сохранения внимания.
Упражнение «В классе»
Цель – информирование участников о том, как поведение в конфликте может формировать роль жертвы.
Педагог рассказывает участникам о значении контроля над своими эмоциями, поступками и словами во время общения с другими людьми. Затем идет обсуждение вербальных барьеров общения.
Педагог: «Конфликты часто возникают в ситуациях, когда кто-то из партнеров начинает со слов (вербальных барьеров), препятствующих вербальному общению».
Выбираются три пары участников. Предлагается следующая ситуация.
Ситуация 1. Один из подростков входит в класс после длительной болезни, а его парта занята другим учеником.
Данная ситуация разыгрывается несколько раз в разных вариантах.
Подросток начинает выяснять отношения:
- с приказа: «Сейчас же освободи мою парту!»
- с критики «Умный человек сначала бы убедился, что парта свободна, и только потом ее занял!»)
- с диалога и общения («До болезни я сидел за этой партой…»)
Затем обсуждается все варианты поведения и реакция обоих участников - можно ли не доводить дело до конфликта? в каком из вариантов можно достойно выйти из конфликтной ситуации.
Какова цель любого конфликта? Если решение не найдено, то начинается противостояние. Кому необходимо идти на уступки. Если оба идут на уступки, то это компромисс. Самый лучший выход – сотрудничество.
Упражнение «Как не стать жертвой»
Цель – знакомство с особенностями поведения жертвы, психологическими качествами жертвы.
На примере сказок «Колобок» и «Заюшкина избушка» рассматриваются особенности поведения жертвы. Обсуждаем, что привело к тому, что Колобок и Заяц оказались жертвами, перечисляем их качества. Затем в совместной дискуссии определяем качества человека и особенности поведения, которые позволят ему не оказаться в роли жертвы.
Главный признак виктимного поведения - это осуществление определенных действий или бездействий, которые способствуют тому, что человек или ребенок оказывается в роли потерпевшего (жертвы).
Психологические качества жертв: неосмотрительность, чрезмерная рискованность, конфликтность, склонность к агрессии, эгоцентризм, неразборчивы в знакомствах, нерешительность, слабовольность, доверчивость [2].
В завершении упражнения формулируем совместно с участниками группы принципы безопасного поведения.
Упражнение «В затруднительной ситуации»
Цель – закрепление знаний о виктимности человека.
Приглашаются три пары участников, которым предлагается разыграть ситуацию, используя разные поведенческие позиции.
1пара – позиция «жертвы» - Петр боится и не может и отказать Артему, хотя не согласен с его поведением; 2 пара – «активная жизненная позиция» – Петр не согласен с поведением Артема, открыто ему об этом говорит и отказывает; 3 пара – «попустительство» - «делай что хочешь, я покараулю, но если что, я ничего не видел и не знаю».
Ситуация. Одноклассник Артем неоднократно выручал Петра в сложных ситуациях – защитил перед старшеклассником, не допустив драки, помог найти пропавший телефон. И вот однажды, Артем попросил Петра постоять у дверей класса на карауле, пока он вытаскивал из учительской сумки деньги.
Обсуждение – какие качества Петра способствовали превращению его в жертву; как чувствовали себя участники в каждой из выбранных ролей; какие особенности личности и поведения позволяют снизить уровень виктимности.
Упражнение «Пожелание»
Каждый участник пишет на листе какое-нибудь пожелание, сворачивает листок и кладет его в центр комнаты. Когда все участники напишут свои пожелания, они встают в круг, и каждый вынимает по одному пожеланию. Таким образом, получается, что все участники группы обменялись пожеланиями.
Рефлексия.

Список литературы
1. Макартычева, Г. И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей [Текст] / Г. И. Макартычева — СПб.: Речь, 2007. — Зб8 с.
2. Малкина – Пых, И.Г. Психология поведения жертвы [Текст] / И. Г. Малкина – Пых - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 1008 с.
3. Журавлев, А. Л., Шорохова Е. В. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций [Текст] / А.Л. Журавлев, Е В. Шорохова.- М.: Изд-во «Социум», 2001 - 288 с.
4. Устюгова, И.А. Работа с подростками девиантного поведения. 5-11 классы. Поведенческие программы, социально-психологические тренинги [Текст] / И. А. Устюгова – Изд. «Учитель», 2014. – 148с.


Категория: Развитие речи | Добавил: stasy42
Просмотров: 2917 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог