Конспект занятия для средней группы на тему «Хлеб - первое чудо света»
14.04.2014 г.
Образовательные области: коммуникация (развитие речи) , познание, социализация.
Задачи:
- Познакомить детей с материалом по теме и закрепить их познания о хлебе, как одном из величайших богатств на земле.
- В развитие разговора о профессиях познакомить детей с новыми профессиями по теме (тракторист, комбайнёр, хлебороб, пекарь).
- Развивать связную речь детей.
- Расширять словарный запас.
- Учить объяснять смысл пословиц.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу.
- Учить работать в коллективе и индивидуально.
Материал к занятию:
1. Колосья пшеницы.
2. Зёрна пшеницы.
3. Мука, хлеб разного вида.
4. Русский народный женский костюм, рушник, расписной поднос.
5. Сюжетные картинки :
- трактор с плугом (пахота)
- трактор с сеялкой (сев пшеницы)
- колосящееся поле
- комбайн жнёт пшеницу
- мукомольный завод
- хлебозавод, пекарня
- магазин «Хлеб».
6. Стаканчики с землёй, аквагель (специальный грунт)
Ход занятия
Воспитатель - Ребята, посмотрите к нам пришли гости! А как встречают гостей? (Дети здороваются.) Мы рады гостям, добро пожаловать ! А как в старину на Руси встречали гостей?
Дети - Хлебом, солью.
(Входит 2-ой воспитатель в русском народном костюме с подносом, на котором каравай хлеба с солью на рушнике, и говорит приветствие:
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
Воспитатель - Вот так раньше встречали гостей. А знаете почему? Потому что хлеб считался и считается главным богатством народа. В давние времена зерном расплачивались за купленный товар.
Зерно играло роль денег. «Золотое зерно» говорили не только из-за золотистого цвета зерна, но и также из-за его высокой цены. Русский народ всегда с уважением относился к хлебу и называл его караваем. Каравай – это круглый цельный хлеб. А знаете чем пахнет хлеб? Ну, конечно, прежде всего, он пахнет вкусным хлебом. Запах хлеба – один из самых богатых и сложных по составу. Возникает этот запах при взаимодействии более шестидесяти ароматических элементов.
Каждая краюшка хлеба – это огромный труд большого количества людей разных профессий.
Послушайте стихотворение (ребёнок читает):
Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке,
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют. (Я.Аким)
Воспитатель – Труд хлеборобов (а хлебороб - это тот, кто работает, робит и выращивает хлеб) важный и почётный.
О хлебе русский народ сложил много пословиц.
Давайте вспомним некоторые из них (дети говорят):
Хочешь есть калачи, не сиди на печи. ( Калач –
белый, пшеничный хлеб, определённой формы ).
Хлеб – всему голова.
Худ обед, когда хлеба нет.
А будет хлеб – будет и песня.
Воспитатель - Да и как не петь было, когда…(Дети читают стихотворение):
Вот он – хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой,
Вот он – тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал – пришёл.
В нём – здоровье наше, сила,
В нём – чудесное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
С.Погореловский.
Воспитатель – А сейчас давайте поговорим о том, как выращивают хлеб, как он попадает к нам на стол. Ребята, я приготовила для вас картинки и мы сейчас составим рассказ по ним. Я буду приглашать вас по одному, вам нужно будет брать по одной картинке по порядку т.е. что сначала? что потом? (Воспитатель приглашает детей по одному к столу с сюжетными картинками. Дети берут по картинке и рассказывают, что на картинке у каждого, стараясь быть последовательными: что сначала? что потом?
Картинки прикрепляются на доске магнитами.)
Предполагаемая беседа:
1-я картинка: пахота.
Воспитатель: Что ты видишь на картинке? (Ответ 1-го ребёнка).
- Это трактор с плугом. Трактор пашет землю.
Отгадайте загадку:
Едет конь стальной, рычит,
Сзади плуги волочит. (Трактор)
2-я картинка: сев зерна трактором.
Воспитатель: Что ты видишь на картинке? (Ответ 2-го ребёнка).
- Я вижу трактор с сеялкой. Сеялка сеет (сажает) зёрна пшеницы в землю.
3-я картинка: колосящееся поле.
Воспитатель: А что ты видишь на этой картинке? (Ответ 3-го ребёнка).
- Это поле, на котором выросли колосья.
4-я картинка: уборка урожая.
Воспитатель: Что изображено на этой картинке? (Ответ 4-го ребёнка).
- На этой картинке идёт уборка зерна. Комбайн срезает колоски (показать колосья пшеницы), очищает (обмолачивает) зёрна (показать зёрна), и очищенные зёрна ссыпает в машины (грузовики) . И всё это делает комбайн, умная машина.
Загадка: Для уборки урожая, на поля я выезжаю.
И за несколько машин там работаю один. (Комбайн)
5-я картинка: мукомольный завод.
Воспитатель: Посмотри какая интересная у тебя картинка. Что же это?
(Ответ 5-го ребёнка).
- Это мукомольный завод. Сюда привозят (очищенное) зёрно, его измельчают (мелют) и получают муку (показать муку).
Отгадайте загадку:
У лепёшки, каравая, сушки, плюшки, пирожка
От рождения седая мать по имени …(мука).
6-я картинка: хлебозавод.
Воспитатель: А на этой картинке что ты видишь? (Ответ 6-го ребёнка).
- Это хлебозавод. Здесь (из муки) пекут хлеб.
Воспитатель - Давайте расскажем стихотворение (дети рассказывают):
Даже стены тут приятно
Пахнут хлебом ароматным:
Много дружных пекарЕй
Хлеб пекут здесь на заре.
А потом его - в машины
И развозят в магазины.
ВОТ ОТКУДА К НАМ НА СТОЛ
ТЁПЛЫЙ, ВКУСНЫЙ ХЛЕБ ПРИШЁЛ!
Воспитатель: А сейчас давайте отдохнём, выходите ко мне.
Физкультминутка:
В землю зёрнышко посадим –
Очень малое оно.
Но как солнышко засветит,
Прорастёт моё зерно.
Ветер тучку пригнал,
И водички нам дал…
Сожнёт косАрь зерно
И размелет его.
А хозяйка из муки
Испечёт нам пироги. ( Дети садятся на свои места).
Воспитатель: Давайте поиграем:
Ребята, а как мы назовём хлеб ласково? (ХЛЕБУШЕК)
Как называется завод, где выпекают хлеб? (ХЛЕБОЗАВОД)
Человек, который работает на тракторе? (ТРАКТОРИСТ)
Человек, который работает на комбайне? (КОМБАЙНЁР)
А человек, который выращивает, робит хлеб? ( ХЛЕБОРОБ)
А кто-же выпекает для нас вкусный хлеб? (ПЕКАРЬ)
А что пекут для нас мамы и бабушки? (ПИРОЖКИ)
Чистоговорки:
Шки-шки-шки – мы любим пирожки.
Жок-жок-жок – кушай, Ваня, пирожок.
Ач-ач-ач – вот калач.
Чи-чи-чи – мы любим калачи.
Воспитатель:
Теперь вы знаете, откуда приходит хлеб на наш стол.
Старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье. Нельзя хлеб бросать на пол, в старину, если хлеб роняли на пол, его поднимали, целовали и просили прощение. Хлеб был драгоценным: от него зависела жизнь людей. У некоторых народов не принято резать хлеб ножом (чтобы не делать ему больно). Хлеб разламывают руками или преломляют. В старину не было машин и люди всё делали вручную, а это тяжелая работа. Сейчас людям помогают машины, но работать им приходится также много.
Я думаю, что теперь, когда вы узнали , как много людей трудится, для того, чтобы на столе у нас всегда был хлеб, вы будете с большим уважением относится к хлебу.
*А сейчас, ребята, мы посадим свои зёрнышки пшеницы и будем ждать, когда они прорастут. Мы с вами увидим с чего начинается путь хлебушка на наш стол.
Каждый из вас посадит зёрнышки пшеницы в свой стаканчик , в котором насыпана земля. Вам нужно быть внимательными, и аккуратно сделать, что я скажу, ведь с хлебозавода нам прислали «волшебные» цветные шарики, которые помогут нам вырастить наш урожай.
(Всё заранее приготовлено и в каждый отдельный стаканчик дети сажают зёрна пшеницы, воспитатель помогает детям добавить 1-ну или 2-е ложечки аквагеля. Стаканчики подписаны.)
Воспитатель : Поставим наши стаканчики на подоконник и будем ждать, когда взойдёт наш урожай.
А сейчас подведём итог нашего разговора:
«Если не трудиться – хлеба не добиться». А мы с вами хорошо Потрудились и теперь можем отдохнуть (и попить чаю с сюрпризом с хлебного завода). Занятие закончено, а хлеб пусть не заканчивается никогда. Спасибо всем.
Использованная литература:
1. Стихотворения о хлебе ( Я.Аким, С.Погореловский).
2. «О хлебе», песня в исполнении Л.Зыкиной.
3. Пословицы и загадки о хлебе.
4. «Откуда что берётся. Хлеб.» Э.Емельянова, Мозаика-Синтез.
5. « Расскажите детям о хлебе», Э.Емельянова, Мозаика-Синтез.
6. «Злаки. Какие они?», Т.А.Шорыгина, Гном.
7. «Как наши предки выращивали хлеб?», Э.Емельянова, Мозаика-Синтез.
8. В.В.Гербова, Развитие речи в детском саду , Средняя группа, Мозаика-Синтез, Москва, 2014.
9. Л.В. Лебедева, Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем, Средняя группа, ООО «Центр педагогического обазования», Москва, 2009.
10. Л.В.Лебедева, Лексические темы по развитию речи дошкольников, Средняя группа, Центр педагогического образования, Москва, 2014.
Источники изображений:
1.фото колосьев пшеницы с разных ракурсов (собственное) - 2 шт. ;
2. фото колосков и зёрен пшеницы,после обмолота( собственное);
3. пророщенные зёрна пшеницы,посаженные детьми (собственное);
4. сюжетные картинки "Откуда что берётся? Хлеб." Э.Емельянова, Мозаика-Синтез;
5. фото из фильма "Всё о хлебе", ТД Волконский:Злаки; Хлеб,который ты покупаешь, выпекают на хлебозаводах;"Букеты", составленные из колосков сжатой пшеницы; Хлеб - один из самых важных продуктов, необходимых человеку;
6.Хлебобулочные изд-я:каравай,бублики,сушки, хлеб подовой.ржано-пшеничный,белый,ржаной на столе (собственное фото);
7.земля в стаканчиках и аквагель в спец.формочках для рассады + пластиковые ложечки;
8.поднос с мукой и картинкой с надписью "Откуда что берётся? Хлеб."
|