Конспект НОД по обучению грамоте
Цель:
• закрепить умение выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком;
• упражнять в делении слов на слоги;
• совершенствовать умение составлять слова из букв;
• развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом;
• развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память;
• воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе;
Оборудование и материалы: мультимедийная презентация, лист с зашифрованной пословицей, карточки на каждого ребенка со словами в которых перепутаны буквы, наборы букв, фломастеры
Ход:
Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение В. Берестова «Читалочка»
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
А что нужно для того, чтобы научиться читать? (знать буквы и уметь различать звуки) Мы с вами сегодня отправимся путешествовать по стране грамотеев. Как вы думаете, кто такие грамотеи?
Чтобы узнать на чем мы отправимся в путешествие, нужно составить слово по первым буквам названий картинок (помидор, огурец, ель, заяц, дом (поезд).
И вот первая остановка.
1. Сейчас мы проверим, кто самый внимательный. Рассмотрите внимательно картинки, найдите одинаковый звук в словах (барабан, бабочка, баран, баклажан, буратино, бочка). Какой это звук? Он гласный или согласный? (ответы детей)
2. Чтоб в пути нам не скучать
Будем мы в игру играть.
А игра называется «Кто больше?» Придумайте слова, начинающиеся со звука б (булочка, барабан, бык, бочка и т.д.)
3. Мы с вами прибыли на станцию «Сказочная». Жители этой станции очень любят сочинять сказки. Они сочинили небольшую сказку, но просят вас кое – что добавить. Поможем им?. Тогда слушайте сказку.
На лесной опушке жил зверек, в названии которого был звук [а]. Отгадайте, кто это мог быть (Заяц).
У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук [а] Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, картошка, кабачки, репка, редиска, баклажан). Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей зайчат. Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машинка, кукла, пирамидка). Зайчата были рады.
Какие слова со звуком [а] встретились в этой сказке?
4. Следующая остановка на станции «Шифровальная». Жители этой станции любят зашифровывать слова. И ля вас они приготовили задание.
Нужно расшифровать пословицу. Ключ к расшифровке дан в таблице: каждой букве соответствует определенная цифра. Необходимо вместо цифр записать буквы и прочитать пословицу.
Дети по очереди подходят к мольберту и вписывают буквы.
Век живи – век учись
В И К С Ч Ь Е Ж У
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 7 3 8 2 1 2 1 7 3 9 5 2 4 6
Ребята, как вы понимаете эту пословицу? (всегда следует чему-либо учиться; даже будучи очень опытным, человек должен оставаться открытым для новых знаний).
Пришло время немного отдохнуть.
Физминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)
5. «Чей домик?»
Посмотрите внимательно на картинку. Что изображено на ней? (Три домика и животные).
- Одинаковы ли домики? (Нет, в первом домике одно окно, во втором - два, в третьем - три).
- Нам необходимо расселить животных по домикам. В первом домике будут жить животные, в названиях которых 1 слог.
- Как вы думаете, какие животные будут жить во втором домике? (Животные, в названиях которых два слога)
- Какие животные будут жить в третьем домике? (Животные, в названиях которых три слога)
- Как мы проверим, сколько слогов в слове?
6. Станция «Конструкторское бюро». Работа за столами
«Слово рассыпалось». Детям раздаются карточки со словами, но в этих словах буквы перепутаны. Под каждой буквой стоит цифра. Нужно расставить цифры по порядку и составить слово. Затем зарисовать схему данного слова, провести звуковой анализ. Проводится анализ выполненного задания. Дети зачитывают получившееся слово, дают характеристику каждому звуку.
Вот и подошло к концу наше путешествие по стране грамотеев. А чтобы узнать, что же помогло нам в этом путешествии, нужно отгадать небольшой кроссворд. Рассмотрите картинки и вставьте в пустые клеточки первые буквы названий картинок. Какое слово получилось? (дружба).
Понравилось вам наше путешествие? Что интересного и нового вы узнали? С какими трудностями столкнулись во время путешествия? Спасибо вам всем. До новых встреч.
Литература:
1. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя / Сост. В. Волина. – М.: Просвещение.1991
2. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. Под ред. Н.С. Варенцовой, Н.С. Старжинской – Минск «Народная Асвета». 1992
|