Конспект НОД по образовательной области «Познание», ознакомление с
окружающим миром для детей старшей группы с задержкой психического
развития на тему «В гостях у солнышка»
Задачи. Коррекционно-обучающие задачи: • дать детям представление о солнце, о солнечной энергии – источнике тепла; • о временных и сезонных изменениях; • обратить внимание на постоянное присутствие света; • формировать художественно речевые способности через чтение стихов, потешек, учить четко проговаривать слова; • совершенствовать методы Триз – морфологический ящик, моделирование маленькими человечками. Коррекционно-развивающие задачи: • развивать речь через художественное слово, и ответы на вопросы; • развивать логическое мышление через вопросы и ответы; • развивать мелкую моторику через пальчиковую игру, игру «Расплети солнышку косички»; • развивать общую координацию через игру с движениями, хоровод, ; • развивать память через припоминание стихов, потешек, закличек; • развивать сенсорное восприятие, через сравнивания солнца с предметами окружающего митра. Коррекционно-воспитывающие задачи: • воспитывать нравственное отношение к миру, чувство сопричастности к явлениям окружающего мира; • воспитывать эстетическое чувство через устное народное творчество; • воспитывать уважение, доброжелательное и заботливое отношение к окружающему. Словарная работа: луна, светит, звезды, созвездия, солнце, жаркое, нежное, доброе, ласковое, теплое, заботливое.
Демонстрационный материал: • мягкая игрушка – Кот; • фланелеграф; • игра «Времена года» Агронович; • звездное небо; • солнце с лучиками – человечками; • морфологический ящик. Раздаточный материал: • солнышко с косичками. Технические средства обучения. • магнитофон; • кассета со спокойной мелодией. Предварительная работа. • Проведение опытов с растениями. • Чтение произведений. • Рассматривание плакатов «Солнечная система». • Разучивание стихов, потешек, закличек.
Методы и приемы. Игровой – пальчиковая игра «Здравствуй», игра с движениями «Луна», хоровод «Солнышко». Словесный – чтение стихов, потешек, закличек, беседа. Наглядный – рассматривание иллюстраций по временам года, звездное небо, созвездия., солнце, луна, земля. Практический – игра «Расплети солнышку косички», «Времена года». Эврестический – морфологический ящик (ТРИЗ) Помоги солнышку найти свой домик. Ход занятия 1. Организационный момент. За дверью кто-то мяукает. Кто это к нам пришел? Педагог заносит кошечку. Кот. Здравствуйте ребята. Педагог. Здравствуй котик. Что с тобой случилось? Какой ты холодный, весь дрожишь. Кот. Я замерз, лапки замерзли, хвостик. Педагог. Ребята, давайте мы его погреем, погладим. А где его можно согреть? Дети. На руках, на печке, на солнышке. Педагог. А давайте мы его посадим на окошко и попросим солнышко согреть нашего котика. Мы с вами знаем много потешек, закличек и стихов. 2. Дети читают стихи. Солнышко, солнышко Выгляни в окошечко, Солнышко, покатись, Красное, нарядись. Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнату, Мы похлопаем в ладошки, Очень рады солнышку. Солнышко, солнышко, Колоколнышко! Не пеки за реку, Пеки нам в окно, Будет нам тепло. 3. Пальчиковая игра «Здравствуй». Ребята, а давайте покажем пальчиками, как утром солнышко встает. Солнце утром рано встало, Ладони скрестить, пальцы широко раздвинуть и пошевелить. Руки вверх. Всех детишек приласкало. Гладят себя от макушки вниз. Здравствуй солнце золотое! Пальцы рук поочередно прикасаются друг Здравствуй небо голубое! к другу подушечками. Здравствуй вольный ветерок! Здравствуй маленький дубок! Мы живем в родном краю – Всех я вас приветствую! Пальцы рук сцепляются в замок. Ребята, а как называется наш край, наша Республика? Дети. Башкортостан. Педагог. Правильно, ребята. Мы с вами живем в чудесном краю Башкортостане. 4. Игра с лучиками и расслабляющий самомассаж. Посмотрите, солнышко услышало нас и проснулось, как оно светит в нашу комнату, на ковер падают солнечные лучики. Протяните им свои ладошки. Чувствуете, как лучики – малыши пригревают ваши руки. Это они так здороваются с вами. Давайте поймаем солнечный лучик и поиграем с ним. Солнечный лучик ласкает вас. Нежно побежал он по лицу, погладьте его ладошками, по лбу, по носику, по ротику, по щечкам. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, ручки, шею, животик, вот он забрался за шиворот, погладьте его там. Он не озорник, он любит и ласкает вас. Давайте скажем ему спасибо. Дети. Хором. Спасибо тебе солнечный лучик. 5. Солнце звезда. Педагог. А кто есть у солнечного лучика? Дети. Мама есть, Солнце. Педагог. Правильно, у солнечного лучика есть мама – это солнце. Давайте скажем ласковые слова солнышку. Скажем какое оно хорошее. Дети. Солнышко доброе, лучистое, теплое, милое, красивое, ласковое, ясное, приветливое … Педагог. А где живет солнце? Дети. В небе, в домике, за лесом, … Педагог. Солнце живет высоко в небе. А вы знаете, что такое солнце? Дети. Предположения детей. Педагог. Солнце – это очень большая и очень горячая звезда, которая находится далеко от нас. Каждый день солнышко посылает свои лучики на землю. Солнечные лучи заполняют весь мир и делают его красивым и радостным. А на что похоже солнце? Дети. На круг, колобок, апельсин, … Педагог. Давайте покажем, какое солнце круглое. Соедините пальчики, сделайте руками круг. А по цвету на что похоже солнышко? Дети. На одуванчик, на репку, на подсолнух, … Педагог. И правда, солнышко очень похоже на одуванчик. Про него даже есть стихотворение. Уронило солнце лучик золотой, Вырос одуванчик, первый, молодой. У него чудесный, золотистый цвет, Он большого солнца, маленький портрет. В лучиках солнца живут маленькие человечки невидимки. Они очень дружные и держатся всегда вместе, поэтому до земли доходит солнечное тепло и свет. Давайте и мы встанем в круг и возьмемся крепко за руки. Греет и светит солнышко в разное время по-разному. А какое у нас сейчас время года? Дети. Зима. Педагог. Как мы одеваемся зимой? Дети. Отвечают на вопрос. 6. Игра «Времена года». Давайте поиграем с солнышком. Зимой солнце светит, но не греет, вот и разгулялся мороз, заморозил реки и озера, заставил одеть теплые вещи. Солнце зимой бледное не яркое. Найдите зимнее солнышко и поставьте на зимнюю картину. А весной солнце встает рано и так сильно светит и греет землю, что всем становится весело. Тает снег, зеленеет трава, пробиваются первые листочки – идет весна? У весеннего солнца длинные лучики. Найдите весеннее солнышко и поставьте на весеннюю картинку. Летом солнце светит весь день, оно рано встает и поздно заходит. Распускаются цветы, поют птицы, все рады. Летом солнце яркое, жаркое, веселое с длинными и горячими лучами. Летом с солнцем шутки плохи, нельзя долго находиться на солнышке и ходить без головного убора, можно обжечься и перегреться на солнышке. Найдите летнее солнышко и поставьте его на летнюю картинку. Осенью лучики становятся короткими, Солнце уже греет не так жарко, не так ласково, с каждым днем оно становится все холоднее, часто идет дождь. Найдите осеннее солнышко и поставьте его на картинку. 7. Наш дом – Земля. Ребята, вы сказали, что солнышко живет на небе, а где живем мы с вами? Дети. На земле, на планете. Педагог. Правильно, наш дом – Земля. Земля вращается вокруг солнца. Прижмитесь спинками дуг к другу, и вытяните вперед свои ручки - лучики. Вы будете солнцем. А я землей. Я хожу вокруг вас, один круг сделала, год прошел, еще круг еще год, а каждый год состоит из 4-х времен года зима, весна, лето и осень. У нашего солнца есть подружки звезды, они напоминают крошечные искорки., а когда их много, образуются созвездия, они напоминают зверей и птиц. И кого там только нет: большая и малая медведицы, лев, рыба, скорпион, рак и многие другие созвездия. Наша планета вращаясь вокруг солнца подставляет ему то один, то другой бочек. Куда попадает солнце, там день, а где солнца нет, там ночь. А что же светит нам ночью? Дети. Луна. 8. Игра с движениями «Луна». Большая желтая луна Руки над головой в круг. Восходит в небе звездном Раздвинуть руки в стороны. Свой яркий луч мне шлет она Руки вперед, в стороны. И шепчет – «Очень поздно!» Палец ко рту. Луна встает, а мне в кровать! Руки вверх в круг. И до утра придется спать! Руки под щечку. Большая желтая луна Руки над головой в круг. Бледнеет и заходит Ладони вниз руки опускаются. Погасли звезды и видна Ладонями прикрыли глаза. Заря и солнце всходит. Раздвинуть пальцы, ладони Я встану, а луне – в кровать! скрещены; руки вверх. До вечера ей надо спать! Руки под щечку. Луна уходит спать, а солнце просыпается. Кому нужны солнечные лучики? Дети. Людям, растениям, животным. птицам. Педагог. Да, всему, что есть на земле, нужно солнце. Когда светит солнце, мы хорошо видим, растем, дышим, питаемся, развиваемся. Деревья рады солнышку – растут и дают нам чистый воздух. Животные растут и помогают человеку. Помните, когда мы убрали цветок с окна, что с ним стало? Дети. Стало болеть, побледнело, не росло, чуть не погибло. Педагог. А на свету растение снова ожило. Поэтому мы говорим, что всему живому нужен солнечный свет, днем мы растем, развиваемся, а ночью отдыхаем, спим, набираемся сил для нового дня. 9. Игра «Расплети солнышку косички» Ребята посмотрите, какое красивое солнышко пришло к нам в группу. Оно просит, чтобы вы расплели ему косички. Дети расплетают солнышку косички. 10. Хоровод «Солнышко». Солнышко сидит в центре круга. Дети ходят по кругу и поют. Солнышко, солнышко, Солнышко сидит в кругу. Выгляни на бревнышко – Солнышко встает Дам тебе меду Дети останавливаются руки перед Целую колоду. грудью кольцом. Солнышко, солнышко, Солнышко сидит в кругу. Выгляни на бревнышко – Солнышко встает Сядь на пенек, Дети останавливаются руки перед Погуляй весь денек! грудью ладонями вверх. 11. Морфологический ящик (ТРИЗ) Помоги солнышку найти свой домик. Дети раскладывают картинки подходящие к разным временам года. Время года Солнце Эмоции солнца одежда Развлечения Зима Бледно-желтое с белой каймой Сердитое, не ласковое, задумчивое. Шубы, шапки, валенки, штаны, шарф, варежки. и т. д. Снежки, хоккей, коньки, санки, лыжи, снеговик, новый год. Весна Более яркое с розовой каемочкой Радостное, веселое. Куртки, сапоги, беретки, и т. д. Кораблики, ручейки и т. д. Лето оранжевое Радостное, веселое. Сарафаны, платья, и т. д. Футбол, велосипед, игры с мячом, песком, купание в речке и т. д. Осень Солнце с тучкой Грустное, обиженное. Куртки, сапоги, беретки, и т. д. Букеты из осенних листьев. 12. Анализ – психогимнастика «Добрые люди». Кот. Спасибо вам ребятки. Согрелся я на солнышке. Вы очень добрые. Педагог. Мы и тебе котик подарим кусочек нашей доброты. Каждому из нас солнышко подарило свой горячий кусочек. Этот кусочек солнышко в нашем сердце. Солнышко доброе и ласковое. Давайте и мы с вами пошлем лучик добра всем людям и скажем: «Пусть миру будет хорошо, Мы дарим вам добро, добро. Мы добрые люди, хорошие люди. Давайте же вместе дружить мы все будем». Литература: 1. Агранович З.Е Сборник домашних занятий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико – грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.-СПб.: «Детство – Пресс», 2004.-128с. 2. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128с. 3. Кислова Т.Р По дороге к азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 1 и 2. /под научной редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой.-М.: «Баласс», 1999.-144с. 4. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет: конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.- 96с. 5. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий/ Под общей ред. С. Г. Шевченко – М.: Школьная Пресса, 2004. – 112 с
|