Сегодня: 28.02.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Развитие речи


Медицинское сопровождение ребенка с ОВЗ в соответствии с АОП

12.02.2020, 11:12
Лаптева Л.В. , Шмалько И.А.
учитель-логопед, МАДОУ «Детский сад №86 «Кораблик»; МАДОУ "Детский сад №42"
Авторы статьи :
Лаптева Лариса Владимировна,учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №86 «Кораблик»        г. Великий Новгород;
Шмалько Ирина Александровна,учитель-логопед МАДОУ "Детский сад №42" г. Великий Новгород.

Медицинское сопровождение ребенка с ОВЗ в соответствии с АОП.

У детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения, медицинское сопровождение (помощь профильных врачей и специалистов) – необходимое условие успешного коррекционного воздействия. Это очень важно донести до родителей. Отсюда вытекает цель работы учителя-логопеда с родителями детей в этом направлении.
Цель:
Формирование активной позиции родителей в привлечении их внимания к необходимости обращения в медицинские учреждения для дополнительных исследований, медикаментозного или другого лечения при сопутствующих (или первичных) медицинских показаниях у детей с нарушениями речи, в соответствии с АОП.
Задачи:
1. Установление партнерских отношений учителя-логопеда и родителей в коррекционно-образовательном процессе, сотрудничество учителя-логопеда и семьи.
2. Повышение компетентности родителей в вопросах лечения ребенка.
3. Консультирование родителей о методах и средствах медицинской коррекции при речевом или другом нарушении у ребенка.
4. Направление родителей к профильным врачам или специалистам для назначения необходимой медицинской помощи.
Для того чтобы помощь ребенку с отставанием в речевом развитии была результативной, необходим комплексный подход и согласованная работа разных специалистов (врачей, логопедов, психологов, педагогов), а также активное участие родителей. Важно, чтобы эти совместные усилия были направлены на раннее выявление и своевременную коррекцию речевых нарушений у детей.
Основными направлениями коррекционной работы при нарушениях развития речи у детей являются: логопедическая работа, психолого-педагогические коррекционные мероприятия, психотерапевтическая помощь ребенку и его семье, а также медикаментозное лечение.
Логопед направляет ребенка к врачу-неврологу для назначения ФИЗИО процедур и медикаментозного лечения.

Медикаментозная терапия.
Речевая терапия проводится наряду с медикаментозным лечением. Невролог или психиатр определяют стратегию лечения в зависимости от патогенетических механизмов речевой патологии, осуществляя строго индивидуальный подход в отношении каждого ребенка.
Применяется при:
• задержке речевого развития,
• гипертонусе (гипотонусе) мышц,
• дизартрии,
• алалии,
• СДВГ,
• заикании,
• нарушении мозгового кровообращения. и др.
Невропатолог может назначить лечение уже с 1 года, если рано установлена неврологическая патология, которая приводит или может привести к задержке речевого развития или к его нарушению.
Все назначения делаются ТОЛЬКО врачом-неврологом или психиатром.

Физиотерапия.
Одной из самых распространённых физиотерапевтических процедур является электрофорез.
Электрофорез - это метод лечения, основанный на введении лекарств через кожу и слизистые оболочки с помощью постоянного электрического тока.
Применяется при:
• задержке речевого развития,
• гипертонусе (гипотонусе) мышц,
• дизартрии,
• нарушении мозгового кровообращения.
Электрофорез назначается детям до года.

Логопедический массаж.
Метод активного механического воздействия на мышцы речевого аппарата. Проводится логопедом. 
 Логопедический массаж назначается детям:
• с дизартрией,
• ринолалией,
• заиканием,
• голосовыми расстройствами.
Иногда ребенок не может правильно произносить звуки из-за нарушения работы мышц речевого аппарата – языка, губ, мягкого нёба, щек. Логопедический массаж позволяет решить серьезную проблему – нарушение тонуса артикуляционных мышц.

Остеопатия.
Совместная работа логопеда и остеопата дает очень эффективные результаты. Однако, остеопат может помочь с лечением речевой задержки в комплексе с логопедом и родителями.
Как работает остеопат:
• Хороший остеопат за несколько сеансов может выправить малышу череп, если последний был поврежден и деформирован во время родов.
• Остеопатические техники позволяют снизить напряжение оболочек мозга, вследствие чего создаются нормальные условия для развития и функционирования мозга.
• Тончайшая работа над структурами головного мозга и костями черепа активизирует спящие зоны, которые отвечают за аспекты речевого развития у детей.
• Устраняются имеющиеся зажимы и блоки в мышцах и связках, повреждения в костных структурах.
• Обеспечивается нормализация тока лимфы, крови.
• Все манипуляции всегда мягкие и безболезненные.

Микротоковая рефлексотерапия.
Микротоковая рефлексотерапия (МТРТ) – достаточно молодой и в то же время востребованный метод лечения. В основе микротоковой рефлексотерапии лежат акупунктура и электролечение. Они относятся к чрезкожным методам лечебно-адаптационного воздействия на функциональное состояние различных структур и систем человеческого тела.
Микротоковая рефлексотерапия не приводит к усилению испытываемого пациентом дискомфорта и хорошо переносится, она может использоваться у детей старше 6 месяцев.
МТРТ может включаться в реабилитационную программу при следующих состояниях:
• ДЦП – все основные формы заболевания (со спастическими параличами конечностей, диплегиями, гиперкинезами, атонико-астатическим синдромом, психоречевыми дефектами);
• последствия перинатальной патологии ЦНС с гипертензионно-гидроцефальным синдромом, задержкой психоречевого и моторного развития, синдромом мышечной дистонии;
• открытая форма гидроцефалии;
• последствия натальной травмы шейного отдела позвоночника с разнообразными моторными и сенсорными нарушениями спинального уровня;
• состояние после перенесенных травм головного и спинного мозга, нейроинфекций и постпрививочных осложнений;
• задержка психомоторного развития ребенка, обусловленная фенилкетонурией, синдромом Дауна и другими генетическими заболеваниями;
• алалия, ЗРР, ЗППР различного происхождения и степени выраженности;
• аутистический синдром;
• синдром гипервозбудимости и дефицита внимания;
• невротические расстройства с различной симптоматикой;
• нейросенсорная тугоухость, частичная атрофия зрительного нерва;
• энурез;
• специфические нарушения формирования учебных навыков, что чаще всего связано с дисфункцией определенных зон коры головного мозга и может проявляться дисграфией, дискалькулией, дислексией;
• восстановительный период после тяжелых травм, в том числе спортивных.

Баланс-мастер (Balance-master).
Баланс-мастер (Balance Master) — это специальный прибор для тренировки вестибулярного аппарата и чувства равновесия. Занятия с использованием Balance Master показаны детям:
• с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), другими поведенческими проблемами и нарушениями внимания,
• задержкой речевого развития,
• нарушениями ритма и темпа речи (заиканиями),
• детям, страдающим алалией,
• детям с аутизмом,
• детям с различными нарушениями чтения и письма (дизартрия, дисграфия, дислалия),
• детям с нарушениями равновесия, различными нарушениями плавности движений, пациентам с диагнозом ДЦП.

Интерактивный метроном.
Программа для преодоления нарушений речи, внимания и поведения, связанных с расчетом времени и планированием движений.
Занятия с интерактивным метрономом назначаются:
• детям с СДВГ,
• детям с нарушениями аутистического спектра (ранний детский аутизм (РДА), синдром Аспергера, аутистические состояния),
• детям с задержкой психического развития,
• детям с ДЦП,
• детям с нарушениями темпа речи,
• детям после черепно-мозговых травм, повреждений спинного мозга.
Интерактивный метроном стимулирует мозговую активность, которая необходима для обработки сенсорной информации, поступающей извне. Это способствует развитию способности планировать свою деятельность, стабилизирует поведенческие реакции.
Работа построена по принципу «обратной связи». Ребенок должен хлопать в ладоши или топать ногой в соответствие с ритмичными звуковыми сигналами метронома. Сенсорная перчатка или сенсорный коврик позволяют оценить четкость выполнения ребенком задачи.
Заниматься можно начинать с 4-5 лет.

Трейнер INFANT.
Своевременное выявление и лечение врожденных аномалий челюстно-лицевой области и нарушений прикуса необходимы для правильного роста и развития челюстей, органов полости рта, функции речи – это основная задача врача-стоматолога (ортодонта).

Трейнер INFANT – это специальный тренажер для речевого аппарата в виде мягкой капы, изготовленной из специальных гипоаллергенных материалов.
Трейнер INFANT необходим, если у ребенка есть следующие проблемы:
• он постоянно ходит с приоткрытым ртом, не дышит носом (хотя насморка нет);
• сосет или грызет пальцы, карандаши, тесемки и т. д.;
• ленится жевать твердую пищу (мясо, яблоко, морковку), отказывается это есть, давится или заглатывает пищу большими кусками;
• нечетко говорит, словно каша во рту;
• Использование трейнера рекомендуется также при некоторых видах заикания.
Этот тренажер полезен для профилактики нарушений развития челюстных костей. Вовремя проведенная профилактика позволяет избежать дорогостоящей и сложной ортодонтической коррекции в будущем. Использование INFANT помогает правильному развитию мышц языка и губ, участвующих в речи. Во многих случаях использование трейнера при аденоидите позволяет избежать операции. Это происходит из-за того, что ребенок начинает активнее пользоваться носовым дыханием и разрастание лимфоидной ткани в носоглотке редуцируется.
Использование INFANT может быть включено в процедуру логопедического массажа или в логопедические занятия.

Миотонический тренинг «Реакор».
Компьютерная технология, позволяющая научиться управлять своими мышцами и своим вниманием с помощью биологической обратной связи. Тренировки проводятся на программно-аппаратном комплексе «Реакор».
Технология основана на регистрации мышечной активности ребенка. Тренировки назначаются детям, имеющим следующие проблемы:
• Сутулость, нестабильность шейных позвонков.
• Привычка держать рот открытым. Эта проблема часто возникает у детей с дизартрией, ДЦП, аденоидитом.
• Дефицит внимания.

Ритмическая транскраниальная магнитная стимуляция (РТМС).
Метод лечения заболеваний нервной системы при помощи коротких магнитных импульсов. Показаниями к ритмической транскраниальной магнитной стимуляции являются следующие состояния:
• задержка речевого развития,
• синдром дефицита внимания с гиперактивностью,
• аутизм,
• спастичность при детском церебральном параличе,
• некоторые формы эпилепсии.
Метод РТМС – безболезненная и легко переносимая процедура, которая проводится врачом-неврологом или нейрохирургом.

Транскраниальная микрополяризация (ТКМП).
Лечебное воздействие постоянных микротоков на нервные клетки головного мозга. ТКМП назначается:
• детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ),
• детям с дефицитом внимания,
• детям с задержками психического развития,
• детям с поведенческими и речевыми проблемами,
• детям с аутизмом.
Во время процедуры на голову ребенка надевается шапочка с проводами; ребенок не испытывает никаких ощущений и может чем-то заниматься: играть, смотреть мультфильм, читать книжку, рисовать и т. д.

Аудиотерапия по методу А.Томатиса.
Метод А. Томатиса — это система слуховых тренировок. Цель метода состоит в том, чтобы улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать информацию, воспринимаемую на слух. С помощью тренировок по методу А. Томатиса происходит перепрограммирование процесса слушания.
Эти тренировки назначаются детям с нарушениями:
• аутистического спектра (ранний детский аутизм (РДА), синдром Аспергера, аутистические состояния),
• синдромом дефицита внимания с гиперактивностью,
• задержками речевого и психомоторного развития,
• нарушениями письменной речи (дисграфия, дислексия),
• нарушениями функции равновесия.
Применение этого метода возможно благодаря специальному сложному устройству, которое называется Электронное Ухо. Во время занятия ребенок через наушники слушает музыку Моцарта или григорианские песнопения. При этом Электронное Ухо фильтрует музыку определенным образом, заставляя слуховую систему работать более эффективно. Во время тренировки ребенок может играть, рисовать или заниматься любым спокойным видом деятельности. Для каждого ребенка фильтры Электронного Уха настраиваются индивидуально.
Занятия можно начинать в 3-4 года.

Биоакустическая коррекция головного мозга (БАК).
Метод биоакустической коррекции — это возможность с помощью специальной компьютерной программы преобразовывать сигналы мозга, полученные из электроэнцефалограммы человека, в звук. Во время процедуры ребенок в буквальном смысле слушает «музыку» своего мозга.
Показан детям:
• с нарушениями психического развития (задержка умственного развития, умственная отсталость, аутистический синдром);
• c нарушениями речевого развития (дизартрия, дислалия, ОНР, алалия, дисграфия, дислексия);
• c синдромом дефицита внимания и гиперактивностью;
• c неврозоподобными нарушениями (тики, энурез);
• при последствиях ОНМК, органического поражения головного мозга, черепно-мозговых травм;
• со сниженным слухом;
• после кохлеарной имплантации.
При эпилепсии, эписиндроме и абсансах процедуры также показаны, но их необходимо проводить с осторожностью.
Преимущества метода:
1. Проведение сеансов безопасно, они неинвазивны.
2. Адаптация проходит быстро, побочные эффекты не наблюдаются.
3. Может использоваться в любом возрасте, в том числе детском.
4. Не вызывает никаких болезненных ощущений.
5. Возможно использование в качестве частичной замены традиционного медикаментозного лечения.
6. Использование на протяжении двадцати лет показало эффективность практики.
7. Пассивное участие пациента: его задачей является только прослушивание музыки, которую «исполняет» его мозг.
8. Контроль проведения за счет одновременной регистрации ЭЭГ.

Медицинское сопровождение - это неотъемлемая часть коррекционного процесса. Оно направленно на:
- повышение эффективности педагогических приёмов коррекционно-развивающей работы;
- выявление и изменение неблагоприятных компонентов;
- оптимизацию физического развития, что позитивно сказывается на самочувствии, эмоциональном статусе и, в конечном счёте на результативности оздоровительного процесса.

Только совместная работа врачей и учителя-логопеда позволит рано выявлять отклонения от нормы в состоянии здоровья детей, врождённые и приобретённые заболевания, сказывающиеся на развитии речи или способствующие возникновению речевой патологии, а также наиболее эффективно устранить или компенсировать дефекты развития.


Категория: Развитие речи | Добавил: mcplurry
Просмотров: 60 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.02.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог