Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится.
Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
А.Н. Толстой говорил: «Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».
Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс. Многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Целями патриотического воспитания являются: воспитание любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений.
Задачи:
1. Формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, поселку, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
2. Воспитание чувства достоинства у ребенка как представителя своего народа
3. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, чтение художественной литературы
4. Воспитание гражданских и патриотических чувств через изучение государственной символики России.
Патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО определяет методы работы с дошкольниками:
• Обустройство патриотических уголков в ДОУ;
• Организация экскурсий по достопримечательностям родного поселка;
• Организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы);
• Проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующей литературы, заучивание стихотворений, просмотр фильмов и передач.
ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
Патриотический центр в группе позволяет формировать патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы, воспитывая любовь и уважение к защитникам Родины. В наш патриотический центр входит наглядный материал с изображением президента России, символикой страны и Хабаровского края, альбомы «Наш любимый Хабаровск» и «Города России».
Для развития речи дошкольников в дошкольном учреждении могут использоваться разные варианты проектов.
За время работы в ДОУ были разработаны и реализованы проекты: «Герб семьи», «Генеалогическое дерево» «Все профессии важны, все профессии нужны!», активно работаем над проектом «Хабаровск – город воинской славы». Проектная деятельность поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Проектная деятельность развивает кругозор, творческое и критическое мышление, самодисциплину, общую культуру, позволяет участникам быть более активными, способствует развитию навыков общения в команде, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
В прошлом учебном году мы стали участниками Всероссийского проекта «ПОСТКРОССИНГ».
В основе проекта – популярный посткроссинг – обмен открытками между участниками со всего мира. В детском саду проект стал познавательным. Он предполагает работу с картой России, общение воспитателей и детей из разных детских садов посредством переписки, обмен информацией о городах для работы с детьми.
Проект "Посткроссинг между детскими садами" уже охватил более 26 городов. С его помощью дети узнают много интересного о своей стране и находят друзей по переписке в других городах. Мы установили связь с детскими садами г.Москвы, г.Подольска, детским садом из г.Белая Калитва Ростовской области, г.Иваново, Рязанской области, г. Комсомольск Ивановской области и др. Всего установили связь с 9 образовательными учреждениями из разных городов России.
Цель проекта "Посткроссинг между детскими садами" – воспитывать у детей старшего дошкольного возраста патриотические чувства, любовь к Родине, гордость за свою страну.
Задачи:
• развивать познавательную активность дошкольников;
• познакомить с понятиями «география», «карта», графическими обозначениями на карте морей, рек, озер, городов, областей;
• рассказать о разных регионах и народах России;
• познакомить с национальными традициями, историческими событиями, великими людьми из разных городов;
• прививать интерес к общению с помощью писем, открыток, телеграмм.
Таким образом, проект решает задачи разных образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого развития.
Формы работы:
- беседы,
- просмотр презентаций,
- составление творческих рассказов о достоприме-чательностях Хабаровска,
- ситуации общения при получении писем,
- дидактические игры,
- речевые игры,
- экскурсии.
Результаты проекта
- расширились представления детей о родной стране, ее географии;
- расширились представлений о родном городе;
- испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины;
- обогатился словарный запас;
- повысился уровень развития монологической и диалогической речи;
- повысился уровень развития внимания, мышления, памяти;
- у детей сформировано эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
- повысился уровень развития умения пользоваться различными материалами и средствами изобразительной деятельности.
Перспективы проекта
Проект не предполагает конкретных сроков реализации. Мы продолжаем работать над ним в данный момент.
Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, способствует обогащению и активизации словаря детей, развитию связной речи, развитию планирующей функции речи. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.
В заключении хочется отметить, что дети учатся общаться между собой, вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них, а также расширили знания о своей стране и малой Родине.
|