Непосредственно образовательная деятельность логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с применением ИКТ Тема: «Зимующие птицы»
Цели: Коррекционно-образовательные: - формировать навык правильного употребления лексико-грамматических категорий; - учить составлять предложения из четырех слов согласно схеме; - расширить знания детей о зимующих птицах. Коррекционно-развивающие: - развивать слуховое внимание и восприятие; - развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; - расширять и уточнять словарь. Коррекционно-воспитательные: - развивать наблюдательность; - воспитывать у детей самоконтроль за речью; - воспитывать интерес и любовь к природе; - воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: мультимедийная презентация, картинка-пропуск в сани, схемы для составления предложений, картинки с изображением птиц для отгадывания кроссворда, пустые рамки для фото. Ход занятия: I.Организационный момент. Логопед: Ребята, посмотрите на экран и послушайте внимательно песенку одного героя из мультфильма. Что вы увидели? А хотели бы вы отправиться вместе с ним в дорогу? Почему? Зачем? Для чего? II.Постановка проблемной ситуации. Распределение социальных ролей. Логопед: Правильно, чтобы помочь нашему герою. А еще больше узнать о других птицах. У героя в мультфильме, ребята, какое время года? А у нас? Чтобы отправиться на зимнюю прогулку, что нужно? Сейчас мы проверим, готовы ли вы к ней? Если вы ответите на вопросы, то путь открыт. За правильный ответ вы получите пропуск в эти чудесные сани. 1. Какие зимние месяцы вы знаете? 2. Какие зимние виды спорта вы знаете? 3. Какие осадки выпадают зимой? 4. Какие изменения происходят в лесу с наступлением зимы? 5. Какие изменения происходят в городе с наступлением зимы? 6. Какие зимние праздники вы знаете? 7. Как называю птиц, которые не улетают в теплые края? 8. Как называют птиц, которые улетают? 9. Как называю птиц, которые живут рядом с человеком?
Логопед: На все вопросы вы ответили. Молодцы! Вы готовы к путешествию?
III. Постановка правильного речевого дыхания.
Логопед: На морозе нужно правильно дышать, чтобы вдруг не простудить горло. Вдох через нос. Выдох через нос.
IV. Изучение нового материала с элементами театрализованной деятельности.
Логопед: Вот мы с вами можем наблюдать крылатых обитателей наших зимних лесов и парков. Снегирь, воробей, ворона, голубь, клест, синица, дятел, ворона. Посмотрите внимательно, нет ли среди них героя мультфильма, которому мы хотим помочь? Ребята, что вы видите на этом слайде? Конечно, у кормушки – синица! Давайте посчитаем: одна синица, две синицы и т. д. Смотрите, у этой кормушки тоже много птиц: один воробей, два воробья и т. д. Чем же можно угостить птиц? Сейчас мы выйдем из наших саней и покормим их. Какие вкусные угощения вы приготовили для зимующих птиц! Молодцы! Доставайте свои фотокамеры, такую красоту нужно обязательно сфотографировать.
Логопед: Ребята, я сделала несколько фотографий птиц, но они получились не качественными. Посмотрите внимательно: без чего сорока? И на следующих фотографиях ничего не понятно: чей хвост, чья голова, чьё крыло?
V. Динамическая пауза. Выполнение движений по тексту.
К нам в окно стучится птичка – Желтогрудая синичка. На нас смотрит сквозь стекло, Говорит: "У вас тепло… А мне холодно. Обидно: Зёрнышек нигде не видно. Я прошу вас: вы немножко Мне насыпьте хлебных крошек, Если вам не жалко крошек – Созову моих подружек. Вместе станем прилетать, На окошке щебетать". (Светлана Богдан)
VI. Повторение ранее изученного материала. Логопед: Ребята, определите какая птица лишняя? (Игра «Четвертый лишний») Слоговая структура слова. Отхлопайте в ладоши. Сколько слогов в слове соловей, ласточка. Вспомним правило: «Сколько в слове гласных столько и слогов». Ребята, а это слово рассыпалось от зимней вьюги. Нужно собрать слово, в котором перепутались буквы. Если вы правильно это сделаете, то узнаете, кто просил нашей помощи? Правильно – это цыпленок, птенец курицы! Тоже птица, но какая?
VII.Постановка образовательной ситуации.
Ребята, когда мы вернемся с прогулки, то мы сможем рассказать о ней всем, кто с нами не ходил. Составьте предложение о нашей зимней прогулке, согласно схеме. Молодцы!
VIII.Подведение итогов. Логопед: Но вот пришла пора возвращаться в группу. Как вы думаете, нам удалось помочь птенцу? Что мы сегодня увидели, что узнали, чему научились? Ребята, вы молодцы! Я приготовила для вас кроссворд. Попробуем разгадать? Молодцы! Вот вам пустые рамки для фотографий. Вы можете поместить туда рисунки зимующих птиц и устроить в группе фотовыставку.
Литература:
1. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий III периода обучения в подготовительной к школе группе. Издательство «Гном и Д» Москва, 2010 год.
|