Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Развитие речи


Обмен опытом: "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через творческое рассказывание"

СКАЧАТЬ (59.5 Kb) 11.03.2019, 12:27
Рысева Ирина Васильевна
воспитатель, МКДОУ №28

Развитие речи – одна из основных задач речевого развития детей дошкольного возраста. Низкий уровень речевого развития детей  обусловлен некоторыми причинами. Каковы же эти  причины? Дети мало общаются, разговорная речь бедна, всё свободное время дома в основном уделяется Интернету, снизился интерес к чтению, поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важное значение в системе дошкольного образования. Связность речи – это связность мысли. По тому, как ребенок умеет высказать свою мысль, можно судить об уровне его речевого и психического развития. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать застенчивость, молчаливость. Учить ребенка рассказывать – значит формировать его связную речь. Д.Б.Эльконин отмечал, что «постепенное овладение связной речью существенно влияет на интеллектуальное развитие малыша, он всё совершеннее пользуется речью как средством общения и мыслительно-познавательной деятельности».

Задача педагога – воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для овладения детьми продуктивной речевой деятельностью. Как развивать речевое общение ребёнка? Надо учить его разговаривать! Говорить – это значит научить ребёнка формулировать свои мысли, уметь строить высказывание, понимать речь окружающих, внимательно слушать других.

Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности детей. Термин «творческое рассказывание» -- условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания в том, что ребёнок должен самостоятельно придумать сюжет воображаемого действующего лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт. Также требуется умение придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку.

В основе словесного творчества, отмечает О.С.Ушакова,  лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы). 

 Обучая детей рассказыванию, воспитатель помогает найти нужные слова, правильно построить предложения,  использовать в речи прилагательные, наречия, объясняет значение новых слов.

 Для тренировки активного словаря детей необходимы речевые игры. Игра – это особая форма обучения, сотрудничества, которая выводит возможности ребенка на уровень творческой личности. Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребёнку».

 Речевые или словесные игры помогают ребенку формировать его связную речь, обогащают словарь, формируют грамматические навыки, развивают сообразительность. Например, с детьми старшего дошкольного возраста провожу следующие словесные игры.

Игра «Придумай слово»

Цель: активизировать речевую деятельность детей, развивать активный словарь, мышление, воображение.

 Показываю детям картинки и предлагаю подобрать прилагательные к существительному.

Медведь какой? Большой, сильный, косолапый, неуклюжий.

Дерево какое? Развесистое, большое, кривое, ветвистое.

Мышка какая? Юркая, маленькая, смелая, серенькая.

Лиса какая? Рыжая, хитрая, коварная, большая.

Зима какая? Морозная, снежная, холодная, ветреная.

Игра «Что из чего

Цель: учить подбирать составные части целого.

Из чего состоит дерево? Ствол, ветки, сучья, листья, почки.

Или, наоборот, из частей предмета определить целое (предмет).

Что это? Циферблат, две стрелки – одна большая, одна маленькая?

Часы.

Колёса, кузов, кабина, фары. Автомобиль.

Игра «Слова-противоположности»

Цель: учить называть слова, противоположные по смыслу.

Дети рассматривают картинки и называют слова-антонимы:

Слон большой, а хомячок…(маленький.)

Лев сильный,  а мышка…(слабая).

Тигр смелый, а заяц... (трусливый).

Заяц прыгает  быстро, а черепаха ползёт…(медленно).

Мостовая широкая, а тропинка…(узкая).

Дуб высокий, а дубочек…(низкий).

Мёд сладкий, а перец…(горький).

Игра «Назови слова»

Цель: учить детей употреблять в речи сложноподчиненные предложения.

Медведь залез на дерево, потому что…

Мышка убежала от кота, потому что…

Снег растаял, потому что…

Весело побежали ручейки, потому что…

Яблоня выросла большая, потому что…

Птицы улетели в тёплые края, потому что…

Игра «Что правильно?»

Цель: учить детей правильно подбирать подходящие по смыслу слова.

Медведь сосёт лапу, лает, спит?

Шарф тёплый, кислый, вязаный?

Слон стоит, читает, кивает?

Саша закрыл дверь, книгу, небо?

Торт сладкий, железный, песочный?

Игра «Бывает – не бывает»

Цель: развивать мышление, память.

Называю различные высказывания. Если такое бывает, то дети хлопают в ладоши.

Корова пасётся на лугу.

Маша ела кашу.

Каша ела Машу.

Собака гуляет по крыше.

У верблюда два горба.

Снегурочка любит мороженое.

Страус умеет летать.

Белка читает книгу.

Игра «Какой, какая, какие?»

Цель: учить детей называть притяжательные прилагательные.

Дом из дерева (какой?) деревянный.

Мяч из резины (какой?) резиновый.

Ложка из серебра (какая?) серебряная.

Ваза из хрусталя (какая?) хрустальная.

Обучение детей творческому рассказыванию – сложный этап работы по формированию связной монологической речи. Одним из видов монологической речи детей являются устные сочинения по воображению: творческое сочинение по картине, сочинение на темы известных художественных произведений, сочинение рассказов, сказок. Следующий этап работы – сказка, сказочный сюжет. К.И.Чуковский говорил: «Без знания сказок самое блестящее воспитание и образование неполноценно». По его мнению, ребёнок, лишенный сказки, сам создаёт сказочные, фантастические образы в своих играх, разговорах, что следует использовать тяготение детей к сказке, чтобы воспитывать их с помощью классических, веками испытанных художественных образов. Сказка учит доброте, человечности, развивает юмор, смекалку, формирует характер ребенка, развивает мышление, речь. На примере знакомых сказок дошкольники учатся пересказывать сказку, последовательно излагая события, анализируют поступки героев, придумывают продолжение сказки, моделируют знакомые сказки.

В работе по обучению творческому рассказыванию использую самые разные формы работы со сказкой:

- рассказывание и чтение народных и авторских сказок;

- пересказ сказок по вопросам;

- просмотр мультфильмов по мотивам знакомых сказок;

- совместный пересказ сказки ребёнка и воспитателя;

- проговаривание хором незнакомых фраз и предложений из сказки;

- игры-драматизации;

- инсценирование сказок.   

На примере знакомых народных или авторских сказок дошкольники учатся:

- пересказывать сказку по сюжетным картинкам;

- последовательно излагать события в сказке;

- давать характеристику поступкам героев;

- придумывать продолжение к пересказанному тексту;

- моделировать знакомые сказки, используя схемы;

- сочинять сказки на заданную тему.

В группе имеется детская библиотека, где дети знакомятся с новыми произведениями художественной литературы, на страницах книг встречаются с полюбившимися героями сказок, рассказов и т.д. Детям предлагаются различные конкурсы, игры, загадки, ребусы. У детей возникает желание помогать героям сказок, самостоятельно придумывать развитие сюжета.

Одним из условий успеха детей старшего дошкольного возраста в творческой деятельности является обогащение опыта детей: экскурсии, наблюдения в природе, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, иллюстрации, чтение книг. Чтение книг обогащает детей новыми знаниями и представлениями, углубляет нравственные чувства. Произведения устного народного творчества также оказывают положительное влияние на словесное творчество. Тематика творческого рассказывания разнообразна. Очень нравится детям сочинение таких сказок, где перемешиваются герои из нескольких сказок. Сочинили сказку, где Красная Шапочка шла по лесу, встретила Колобка, и они вместе отправились к бабушке, но заблудились и пришли к избушке, где жили три Медведя. Конец сказки всегда хороший, добрый. Детям можно предложить самые разнообразные сюжеты сказок:

«Приключения весёлого Колобка»,

 «Отчего у Зайца длинные уши?»,

 «Веселые друзья»,

 «Моя любимая книга»,

«Чудесный собакот»,

«Как щенок потерялся?»

«Тигренок без полосок»

«Почему жираф белый?»

 «Зеленая Шапочка».

«Зеленая Шапочка» -- сказка про девочку, которой бабушка подарила не красню шапочку, а зелёную, и девочка стала юной помощницей леса, помогала зверушкам и птичкам в минуты опасности: птенчику, выпавшему из гнезда, ёжику, потерявшему иголки, спасла медвежонка от браконьеров и т.д. Сочинили коллективную сказку «На таинственном острове», где героями были мы: дети и воспитатель. Сюжет такой: плыли на корабле, начался шторм, потерпели кораблекрушение, вынесло нас на берег. Инструментов нет, спичек нет, что делать? На острове в изобилии птица, рыба, животные, растут бананы, кокосы. Как сделать силки и поймать дичь? Чем поймать рыбу? Как развести огонь, если нет спичек? Как утолить жажду, если вода в море соленая, а на берегу растут пальмы? Как сбить кокосы? Как построить хижину? Как сделать первый инструмент-молоток? Ответы детей были необычными, такой же фантастической получилась и сказка.

Например, пересказ сказки с элементами сочинительства «Кот Васька».

Жила-была девочка Оля. У нее был  котёнок Васька. Это был маленький рыженький котёнок с зелёными глазами и чёрными усами. Васька был очень любознательным и везде совал свой нос: то перевернёт цветок на подоконнике, то уронит стопку книг на журнальном столике. Любимым занятием котёнка было сидеть у окна и наблюдать, что же творится на улице?  Однажды летом окно было распахнуто, и котёнок исчез.

Затем предлагаю детям придумать продолжение сказки. Ответы детей – самые разные.

София: Котёнок Васька сначала гонялся за бабочками, бегал на детской площадке, но потом увидел большую собаку и от страха залез на дерево. Собака бегала и громко лаяла. Оля увидела, что котёнка нет дома, и вышла на улицу. Мальчишки отогнали собаку, один мальчик залез на дерево и спас   котёнка. Девочка сказала им «спасибо» и отнесла котёнка домой.

Настя: Во дворе котёнок Васька стал гоняться за воробьями. Спрячется в траве или в цветах, пригнётся низко, а когда воробьи подлетят поближе – котёнок гонится за ними, но шустрые воробьи быстро улетали. Так котёнок играл с воробьями и заблудился. Котёнок стал жалобно мяукать. Хозяйка Оля услышала мяуканье котёнка, выбежала на улицу и забрала Ваську домой.

Сочинение собственных стихов – следующий этап работы с детьми. Дети любят слушать стихи, но еще и любят их сочинять. Хорошие стихи увлекают, завораживают, так и хочется, чтобы они не кончались. Дети легко постигают его ритм, способны наслаждаться созвучием строф, красотой построения.

Тематика стихов разнообразна: стихи об игрушках, загадки, стихи о временах года, о любимом городе, о любимой мамочке, о друзьях и т.д.          

С детьми сочинили стихотворения различной тематики:

 

Весна

Проснётся вся природа,

Услышат все капель.

И снег вдруг станет лужей,

И сердцу веселей!

 

И я за ручку с мамой

По лужам топочу

И жду, когда деревья

Оденутся в листву.

 

Когда земля застелется

Зелёненьким ковром,

И птицы защебечут

На сотни вёрст кругом.

 

Ты – моя подружка

Ты – моя подружка,

 Это навсегда.

Что бы ни случилось –

Не разлей вода.

Вместе мы смеёмся,

 Вместе мы грустим,

И конфетку тоже вместе поделим.

Вместе слёзы градом,

Вместе мир добрей,

Ярче солнце светит,

Даже ночь светлей.

 

Сочинили сказку «Волк и семеро козлят» на новый лад:

«Волк и семеро козлят»

В избушке, на опушке леса,

Коза с козлятами живёт.

И рано утром на рассвете

На огород она идёт.

 

Какой чудесный огород!

Чего там только не растёт!

Капуста, тыква, лук, горох –

И урожай у них не плох!

 

Капуста – всем на удивленье!

Капуста – просто загляденье!

Кочаны большие, сладкие какие.

 

Коза пастись на  луг идёт,

 В ручье попить воды.

Козлятам надо подрастать!

Никто не ждал беды.

.

И вдруг, откуда ни возьмись,

Разбойник Серый Волк.

Три дня не ел он ничего,

В козлятах знал он толк.

 

Забыли козлята мамин наказ –

Дверь на крючке держать.

Обманом разбойник в избушку проник,

Козлятам не убежать.

 

Но смелая мама Коза

Козляток спасла сама.

Серого Волка проучила,

 Козляток своих освободила.

 

«Мой Новосибирск родной»

Я иду по тихим аллеям,

По шумным проспектам иду.

Новосибирск – любимый мой город,

 Я жить без тебя не могу.

 

Здесь живу я,

Здесь родился,

Здесь пройдут мои года.

Красный проспект в моём сердце

Останется навсегда.

 

Я любуюсь твоим закатом,

Красотой твоих куполов,

Мой любимый Оперный театр,

Где с друзьями встречаться готов.

 

Где красавица Обь голубая

Быстроходна и широка.

Яхты, лодки и пароходы –

Это мечта моя!

 

Я мечтаю стать капитаном,

 У штурвала крепко стоять,

Но я знаю, дома ждёт меня мама,

Я мечтаю её обнять.

 

Я мечтаю вернуться с похода,

Крикнуть городу «Привет!»,

Побывал я в разных странах,

Лучше города в мире нет!

 

Не нужна мне заграница,

И не нужно чужой красы,

Новосибирск – родной мой город,

В моём сердце останешься ты!

Считаю, что организация  творческой продуктивной  деятельности детей  способствует формированию коммуникативных способностей, развивается воображение, творчество, интерес к сочинительству, что будет так необходимо ребёнку на следующей ступени развития – поступлению в первый класс.



Категория: Развитие речи | Добавил: risevaira | Теги: развитие речи, творческое рассказывание, дошкольное образование
Просмотров: 702 | Загрузок: 12 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог