Сегодня: 27.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Развитие речи


Применение интеллект карт как средство формирования логического мышления у младших школьников в начальном курсе математики

01.11.2019, 09:23
Овчинникова Юлия Юрьевна
Учитель начальных классов, ГБПОУ СО НТПК №1
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ КАРТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
Автор: Овчинникова Юлия Юрьевна
Курс: 3
Специальность: 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Учебное заведение: НТПК №1
Аннотация.
В статье представлено, как применение интеллект карт является средством формирования логического мышления учащихся в начальном курсе математике.
Авторы рассматривают понятие мышление, логическое мышление, ментальная карта.
На основании результатов теоретического исследования представлено описание сборника упражнений с ментальными картами.
Ключевые слова: мышление, логическое мышление, младший школьный возраст, ментальная карта.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Универсальные познавательные действия включают: логические, общеучебные, а также постановку и решение проблемы. Так же Федеральный образовательный стандарт выдвигает требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, в том числе и к метапредметным результатам, которые должны отражать овладение обучающихся логическими действиями анализа, сравнения, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Мышление– это психический познавательный процесс, с помощью которого отражаются существенные связи и отношения предметов и явлений объективного мира.
Логическое мышление – это мыслительный процесс, в котором человек использует четкие и конкретные понятия.
А.А. Люблинская утверждает, что логическое мышление осуществляется только словесным путем. Человек должен уметь анализировать и рассуждать, устанавливать нужные связи мысленно, отбирать и применять известные ему подходящие правила, приемы, действия к данной конкретной задаче. Он должен группировать разное и различать сходное, и все это выполняется лишь посредством умственных действий.
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения, конкретизации. Все эти операции являются различными сторонами основной деятельности мышления - опосредования, т.е. раскрытия все более существенных объективных связей, отношений между предметами, явлениями, фактами.
Формирование логического мышления непосредственно связано с процессом обучения, формирование первоначальных логических умений при определенных условиях может успешно осуществляться у детей младшего школьного возраста, процесс формирования общелогических умений, как компонента общего образования, должен быть целенаправленным, непрерывным и связанным с процессом обучения школьным дисциплинам на всех его ступенях.
Роль математики в формировании логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе.
В качестве средств формирования логического мышления в начальном курсе математики могут выступать ментальные карты.
Ментальная карта – это графическое выражение процесса радиального мышления. Проще говоря, интеллект карта – это инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Ментальные карты «представляют собой внешнюю «фотографию» сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени». Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.
«С помощью ментальной карты решаются следующие задачи:
 Развитие логического мышления;
 Развитие творческого потенциала;
 Формирование критического мышления;
 Рост уровня обученности;
 Повышение мотивации;
 Сохранение здоровья» [1, с.34].
«Ментальная карта характеризуется свойствами тремя основными:
 Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
 Привлекательность. Ментальная карта должна быть яркая, красочная, чтобы рассматривать ее было не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: «Настраивайтесь на создание красивых ментальных карт».
 Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета ментальная карта легко запоминается» [2, с.5].
Технология ментальных карт способствует развитию логического мышления, техники запоминания и усвоения информации в процессе обучения, умения обрабатывать в мозгу поступающую информацию посредством реализации пяти его основных функций: восприятия, удержания, анализа, вывода и управления.
Данная технология дает возможность сформировать у учащихся осознанное отношение к изучаемому материалу при условии, что наглядный, яркий, структурированный материал еще и легче запоминается. Установка на комплексное описание изучаемого объекта и длительная тренировка в этой деятельности формирует у ученика познавательную потребность в системном видении окружающего мира и умения отражать эти его свойства с помощью ментальных карт.
«Использование ментальных карт даёт ученикам огромные возможности в процессе обучения, особенно при изучении начального курса математики, так как при этом осуществляется:
 подача целостного образа учебного материала;
 многообразие связей, необходимых для достижения высокого уровня системности знаний;
 ориентация на понимание и анализ;
 непроизвольное запоминание;
 уменьшение затрат времени на освоение учебной темы;
 активизация творческих процессов;
 развитие логического мышления» [3].
Применение ментальных карт действительно позволяет сделать учебный процесс интересным для учащихся, избавив их от необходимости заучивать большие объемы плохо осмысленного материала. И чем раньше мы научим учащихся использовать творческие возможности мозга, в том числе применяя ментальные карты, тем быстрее расширятся творческие и интеллектуальные возможности.
В практической работе нами был разработан сборник упражнений с ментальными картами, направленный на формирование логического мышления учащихся 3Б класса на уроках математики в соответствии с УМК «Школа России». В сборнике содержится 14 заданий, связанных с основными темами уроков в соответствии с календарно-тематическим планом программы.
Задания с ментальными картами несут в себе познавательный, поисковый характер. Например: попробуйте составить рассказ по данной технологической карте; замените один ответ на другой, чтобы получился верный ответ; пользуясь ментальной картой, допишите и нарисуйте пропущенный предмет и так далее.


Рис.1 Ментальная карта
Таким образом, ментальные карты, как основа организации учебного процесса, является весьма перспективной альтернативой традиционному образованию и позволяет существенно повысить уровень информационной компетентности школьников и формирует логическое мышление.


Категория: Развитие речи | Добавил: ula1333
Просмотров: 895 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог