«Профилактика дисграфии у дошкольников, артикуляторно- акустическая дисграфия».
Слайд 1
Одним из основных этапов формирования грамматически правильной устной и письменной речи является работа по предупреждению дисграфии у дошкольников.
Слайд 2
Профилактика дисграфии — актуальная проблема в современных условиях. Предупреждение нарушения письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением письма существует тесная взаимосвязь. Дети с недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения письму. В настоящее время возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом. Ребёнок, идущий в массовую школу с недоразвитием речи, испытывает большие трудности в овладении письмом. Поэтому задача профилактики дисграфии чрезвычайно важна и необходима в наши дни.
Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех в дальнейшем обучении.
Слайд 3
Дисграфия (от греч.: "dys" – отрицание и "grapho" – писать) — частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
Слайд 4
Выделяются следующие виды дисграфий:
- артикуляторно-акустическая дисграфия
- дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая дисграфия)
- дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
- аграмматическая дисграфия
- оптическая дисграфия
Слайд 5
Артикуляторно-акустическая дисграфия — дисграфия, в основе, которой лежит отражение неправильного восприятия и произношения звуков на письме, опора на неправильное проговаривание.
Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме. Пишет так, как произносит. Артикуляторно-акустическая дисграфия наблюдается при дизартрии, ринолалии, сложной дислалии.
Слайд 6
Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах одних букв другими, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам в устной речи.
- Замены одних букв другими (особенно часто обозначающие звонкие и глухие звуки, свистящие и шипящие, р – л, мягкие и твердые).
- Пропуски букв (особенно часто пропускаются гласные буквы).
Кроме этих ошибок в письме детей с несформированным произношением встречаются нередко перестановки букв, пропуск слогов, вставки лишних букв, полное искажение слов.
Слайд 7 Вот характерные образцы письма детей с недостатками произношения. Письмо по слуху Диктуемый текст На ступи весна. Так снек. Наступила весна. Тает снег. Текут луци. Прилери писы. Текут ручьи. Прилетели птицы. Скоо будут поснезики. Скоро будут подснежники.
Как можно видеть из примеров, в письме учащихся отмечаются замены букв, показывающие на недостаточное различение определенных звуков («луци» - ручьи), и различные виды нарушения структуры слова(пропуски букв, не дописывание), указывают на слабое усвоение звукового анализа.
Слайд 8
Важными условиями предупреждения дисграфии являются раннее распознавание и единая система коррекционного воздействия.
Преодоление недоразвития речи и профилактика нарушения письма должны осуществляться комплексно.
Слайд 9
Основные направления логопедической работы: 1. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука). 2. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи, как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги - в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.
4. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений. 5. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.
Параллельно с постановкой звуков ведётся работа по развитию звукового анализа и синтеза.
Слайд 10
И возникают следующие задачи:
а) направить внимание учащихся на звуковую сторону речи;
б) научить различать звуки на слух, развивать слуховое восприятие;
в) отработать и уточнить артикуляцию сохранных звуков, т.е. тех звуков, которые изолированно произносятся правильно, но в речи обычно звучат недостаточно отчётливо, смазано;
г) ввести в речь те звуки, которые будут вновь поставлены;
д) отдифференцировать и закрепить в речи те звуки, которые смешивались между собой, научить правильно, пользоваться соответствующими буквами;
е) закрепить тот уровень звукового анализа и синтеза, с которыми дети пришли на логопедические занятия, а затем постепенно подвести их к усвоению более сложных форм звукового анализа и синтеза.
В первую очередь специальными логопедическими приёмами исправляется произношение звуков или уточняется артикуляция имеющихся звуков. При устранении недостатков звукопроизношения следует соблюдать строгую последовательность в работе над звуками одной фонетической группы с тем, чтобы постепенно выработать у детей прочные дифференцировки между сходными звуками. Последовательность учитывает постепенный переход от более лёгких по артикуляции звуков к более сложным.
Слайд 11
После постановки и автоматизации звуков проводятся упражнения по дифференциации звуков.
- Дифференциация звуков на слух
(хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком «С»; подпрыгни на месте, если услышишь слог со звуком «Ш»; подними руку, если услышишь слово со звуком «С»; топни, если услышишь слово со звуком «Ш» и т.д.)
Слайд 12
- Дифференциация звуков в слогах
Игры «Слоговая лесенка» «Запомни и повтори» (са - ша, со – шо) «Цепочка слогов» ( произношение слоговых рядов в прямом и обратном порядке са-ша-са) «Скажи наоборот» ( говорим слог со звуком «ш», а ребенок подобный со звуком «с») «Тихо – громко» ( слоги со звуком «с» произнеси громко, а слоги со звуком «ш» - тихо) «Придумай слова со слогами» (ша, са, шо, со, шу, су, ши, сы).
Слайд 13
- Дифференциация звуков в словах
Игры «Повтори слова парами» (шила – сила, шут – суд) «Назови сначала слова со звуком «С» потом со звуком «Ш» (предлагаем ребенку предметные картинки)
«Умный паровозик» (определение места звука в слове начало-середина-конец)
Слайд 14 -15
«В мире звуков» (определение места звука в слове начало-середина-конец) «Узор из звуков» (выделяем первый звук в словах и составляем узор)
Слайд 16
«Речецветик» (выбери картинки со звуком «С», выбери картинки со звуком «Ш»)
Слайд 17 «Умный паровозик» (раздели на слоги, распредели картинки по вагончикам) «Третий лишний» ( послушай слова, раздели на слоги и назови лишнее Саша-шест-сушки, смешной-пушистый-послушный) «Чем отличаются слова» (сутки-шутки, миска-мишка,каска-кашка) «Замени первый звук в слове» (пушки -… сушки, кошки-..сошки, Паша- …Саша) «Добавь первый звук»( шить- …сшить, пешка-…спешка, ушки-..сушки)
Слайд 18
«Зашифрованные слова» (выкладывание слова по первым звукам – картинками)
Слайд 19 Звуковой анализ слов и т.д.
Слайд 20
- Дифференциация звуков в предложениях
Игры «Повтори предложения» (Мой сынишка – большой хвастунишка.) «Составь предложения по опорным словам» (Саша, путешествие. Сынишка,сушки.)
«Найди лишнее слово в предложении» (Ксюша высушила карандаши мокрые варежки.)
«Составление предложений» (по сюжетной картине)
Слайд 21
«Четвертый лишний» (составление предложений по картинкам, выделение лишнего предложения рисует – пишет) «Закончи предложения» и др.
- Дифференциация звуков в чистоговорках
Игры «Повтори чистоговорки» (Шок-сок-шок - Саша выучи стишок) «Так бывает или нет?» (Са-ша-са – шубу шьет себе лиса)
- Дифференциация звуков в связной речи
Пересказ текста, составление рассказа по картине , разучивание стихотворения с движением На лесной опушке (присесть на корточки)
Потерял я сушки . (хлопать ладонями по полу)
Ко мне Слава подошел, (шаги на месте)
Сушки все мои нашел. (вытянуть руки вперед ладонями вверх)
Слайд 22
- Игры и упражнения с буквами
Составление слогов, слов из букв. Игры «Составь слова из слогов», «Спрятанные слова»,
«Слово в слове» (солнышко - сон, сок, слон, косы, осы, шок, нос,локоны) и т.д.
Сознательное усвоение акустико-артикуляционного образа каждого звука и развивающиеся навыки звукового анализа и синтеза позволяют детям не только отчётливо произносить целые слова, выделять из них число и последовательность звуков, но и правильно писать и читать их.
Слайд 23
Таким образом, работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте когда начинается развитие речи у ребенка. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.
|