Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Развитие речи


«Работа по ФГОС в сельской малокомплектной школе: проблемы, пути решения»

СКАЧАТЬ (32.3 Kb) 02.11.2019, 13:53
Микерина Елена Александровна
учитель начальных классов, МКОУ СОШ с.Лохово
Работа по ФГОС в сельской малокомплектной школе: проблемы, пути решения».
«Добрая школа – это хорошо, умная школа – это великолепно,
но ребёнок должен быть ещё и подготовлен к жизни»
Д. Дьюи
Когда – то очень давно Герберт Спенсерсказал: «Великая цель образования – это не знания, а действия».
Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.
Можно выделить ряд проблем и трудностей при реализации ФГОС, с которыми столкнулись малокомплектные классы. школы. Во-первых, формирование универсальных учебных действий на совмещённых занятиях с несколькими классами одновременно. Особым проблемным местом будет формирование коммуникативных и регулятивных умений (формирование УУД является основным условием нового ФГОС), становление которых менее всего связано с содержанием предметного материала и логикой его преобразования. ФГОС адресован, всем учителям, независимо от места работы. В условиях сельской школы гораздо труднее внедрять новые стандарты. Учить детей общению в сельской школе сложнее, для чего требуются специальные усилия и умения со стороны педагога. Исходя из собственного опыта, я выделила ряд наиболее острых проблем, с которыми столкнулось большинство сельских малокомплектных школ в процессе внедрения стандартов второго поколения.
Проблема: Формирование универсальных учебных действий на совмещённых занятиях с двумя классами одновременно.
Цели:Выявить и раскрыть новые подходы к технологии организации учебного процесса в малокомплектных классах.
Задачи
1. Изучить ФГОС НОО, материалы об организационно – педагогических моделей начальных малокомплектных школ ;
2.Разработать план – конспект урока в МНШ в соответствии с требованиями ФГОС
Ожидаемый результат: освоение учителем новых подходов организации учебного процесса разновозрастным коллективом.
В сельских малокомплектных школах низкое количество учащихся делает невозможным использование некоторых форм коллективной работы, которые можно было бы использовать в классно-урочной системе. Я работаю в 1и 2 классах одновременно. Особенностью работы в малокомплектной школе является то, что невозможно организовать занятия с двумя классами без самостоятельной работы. Самостоятельная работа детей на уроках в малокомплектных школах занимает больше 50% учебного времени, тогда как в обычной школе на самостоятельную работу отводится около 20% урока. Поэтому я должна научить детей работать самостоятельно. Начиная с 1 класса, я знакомлю детей с различными видами самостоятельной работы. Сначала эти задания небольшие по объему и носят подражательный характер. Постепенно задания усложняются и вводятся задания творческого характера. При организации самостоятельной работы я руководствуюсь теми же основными требованиями, что и в обычной школе, а именно:
• Самостоятельная работа должна соответствовать программным требованиям;
• Самостоятельная работа должна развивать логическое мышление, то есть надо будить мысль ученика;
• Вся самостоятельная работа должна быть посильной для учеников; в этом случае она может быть выполнена сознательно.
Виды самостоятельной работы должны быть разнообразными как по форме, так и по содержанию. При организации самостоятельной работы следует соблюдать принцип систематичности: каждая самостоятельная работа должна проверяться и оцениваться. Самостоятельная работа должна иметь место не только при закреплении знаний, но и на других этапах урока.
Готовя детей к выполнению работы самостоятельно, надо поставить цель разъяснить учащимся методы выполнения самостоятельной работы, а если необходимо, то дать образец работы. Особое внимание надо уделять слабым ученикам, по возможности дать им дополнительные разъяснения, а для сильных учащихся подготовить дополнительные задания повышенной трудности. Эти задания можно приготовить заранее на доске, на плакате или на отдельных карточках.
В условиях одновременной работы учителя с двумя классами, я лишена возможности постоянного контроля за ходом выполнения самостоятельной работы учащихся, поэтому важно научить детей самоконтролю. Элементы самоконтроля полезно вводить уже к концу первого класса. На своих уроках я практикую такие приемы, которые повышают самооценку и уверенность в себе:
• Сходи в гости к другу
• Самопроверка (по образцу)
• Взаимопроверка (выявление спорных ситуаций)
• Проверка домашних заданий друг у друга и нарисуй смайлик
• Проверка контрольных и диктантов.
В процессе обучения дети учатся самостоятельно работать с книгой и дидактическими материалами. Очень нравиться детям работать со словарями, атласами.В условиях малой школы учителю легче осуществлять: • индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений;
• личностно-ориентированный подход в обучении, при котором личное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика. Ученик и учитель «слышат» друг друга;
• практическую направленность учебной деятельности учащихся (экскурсии на сельскохозяйственные объекты, участие в опытнической работе и т. д.);
Так же для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра. Игра на уроке помогает снять чувство усталости, раскрывает способности детей, их индивидуальность, усиливает непроизвольное запоминание. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий. На уроках обучения грамоте использую игры, совершенствующие слуховое восприятие: “Хлопки”, “Твердый - мягкий”, “Слоги заблудились”. Для уроков математики - игры на отработку состава числа “Домики”, “Собери елочку”, и др.В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках используется групповая работа. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Учителем при использовании метода групповой работы регулируются внутри коллективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые "вырабатывают и утверждают сами": полное внимание к однокласснику; серьезное отношение к мыслям, чувствам других; терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку"). Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ:
- переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному;
- активизация познавательной сферы обучающихся;
- повышение положительной мотивации обучения;
- использование как средства самообразования;
- повышение уровня знаний;
- осуществление проектной деятельности младших школьников
Я считаю, что организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, я тщательно продумаю цель, место и способ использования ИКТ.
В нашей школе есть огромные возможности для ведения проектной деятельности. Не секрет, что именно сельские дети, обладают достаточным количеством практических навыков, они реально смотрят на жизнь и знают, чего хотят, добиваясь успеха в жизни.
Мои воспитанники всегда отличались независимостью суждений и самостоятельностью. Классы всегда активно участвовали в работе школьного коллектива и часто были инициаторами этой работы. Ученики – активные, самостоятельные, успешные люди.
Характер проектной деятельности в малокомплектной школе так же имеет свои особенности. Основными направлениями моей работы являются:
- научно-исследовательская;
-игровые;
-творческая;
-учебно-интеллектуальная деятельность учащихся.
На НПК определяются темы проектных работ и контролируется вся деятельность по ним. В прошлом году дети стали лауреатами. В условиях нашей школы основным условием создания проекта является – заинтересованность учителя и реальные возможности школы. Всё многообразие различной информации пропускаю через свои возможности и в начале каждого годы у меня есть примерный план проектной деятельности учащихся по предметам, План не является догмой: что-то не воплощается в проект, а что-то появляется в течении года. В наших условиях, в отсутствие спонсоров, большую роль играет помощь родителей. В любом случае помощь родителей и их желание участвовать в жизни ребёнка необходима.
Помощь родителей необходима и в предоставлении необходимого оборудования: фотоаппараты, камеры и финансовые средства.
Вопросы исследовательской деятельности формулируются при обсуждении проблемы.
Дидактические цели и методические задачи формулируются учителем, причём зачастую они конкретны для каждого ученика.
Формулировка проблемы часто приводит к образованию нескольких групп, которые предполагают решать данную проблему различными способами.
Выдвижение гипотез решения происходит в процессе обсуждения этого вопроса.
Творческое определение проекта зачастую происходит на уровне его защиты.
Определение направлений исследований и формирование групп происходит под руководством старших учеников.
Поиски источников информации оговариваются с помощью учителя и ведутся учениками, имеющими ПК.
Контролирует работу учитель.


Категория: Развитие речи | Добавил: mikerina
Просмотров: 896 | Загрузок: 29 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог