МБОУ «СШ№40» Дошкольное отделение.
г.Нижневартовск
«Развитие творческих способностей ребенка посредством театрализованной деятельности»
Подготовила: Шайдуллина Глюса Радифовна.
Существует точка зрения, что одаренность, если она действительно есть, сама обязательно проявится, не заметить ее будет невозможно. Большинство современных исследователей считают важным раннее выявление дарований. Это важно не столько для последующей жизни, сколько для полноценного проживания ребенком такого возрастного периода, как - дошкольное детство. Раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. К мощному синтетическому средству развития творческих способностей детей относится музыкально - театрализованная деятельность, которая представляет собой органический синтез музыки, танца, риторики, актерского мастерства; сосредотачивает в единое целое средства выразительности отдельных искусств, тем самым создает условие для воспитания целостной одаренной личности.
Практика показывает, что талантливые дети испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала. В нашем дошкольном учреждении проводится много праздников. И это не просто утренники, где исполняют тематические песни, стихи, танцы. Это всегда театрализованное действо, где артисты – дети. Те дети, которых сегодня мы называем одарённые. Одарённые дети, как правило, имеют отличное чувство ритма, прекрасный слух, с лёгкостью перенимают приёмы игры на детских музыкальных инструментах, проявляют творческую активность. Они грациозны, отзывчивы, эмоциональны. Этих детей я называю «звёздочками». Они - мои помощники, на которых я могу положиться. Это - мои артисты, которые будут сиять в театральных постановках нашего дошкольного отделения.
Для себя я разработала критерии оценки детей, одаренных в театрализованной деятельности.
Это:
• умение свободно и раскрепощено держаться при выступлениях перед зрителями;
• способность с увлечением импровизировать произведения средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций;
• умение различать настроение, эмоциональное состояние персонажей;
• способность быстро и прочно запоминать текст;
• обладание обширным словарным запасом;
• умение самостоятельно сыграть свою роль.
Если в этих критериях узнали своего ребенка, будьте внимательны к его творческому потенциалу. Основной целью моей работы с одаренными детьми в театрализованной деятельности является обеспечение эстетического,
интеллектуального, нравственного развития ребенка – дошкольника, а так же воспитание творческой индивидуальности, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Достижению поставленной цели в работе с одарёнными детьми, способствует решение следующих задач:
1. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера.
2. Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение) и внешней (чувство ритма, пространства и времени) техники актера в каждом ребенке.
3. Совершенствование грамматического строя речи ребенка, монологической и диалогической формы речи, речевой выразительности.
4. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку театральных сказок, кукольных спектаклей, игр – драматизаций.
5. Усвоение основ исполнительской, зрительской и общей культуры.
6. Улучшение психологической культуры между сверстниками.
Я считаю, что каждый ребенок талантлив изначально, и театрализованная деятельность дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться. Занимаясь с детьми театром, я стараюсь сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Я стремлюсь к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности дети смогли использовать в повседневной жизни. Работа по театрализованной деятельности, направленная на развитие творческих способностей детей проходит через такие формы деятельности, как: непосредственно образовательная деятельность (музыка, театр, развитие речи, изобразительное искусство); экскурсии, посещение театральных постановок, конкурсы, музыкально- театральный кружок, а так же индивидуальную и подгрупповую работу с детьми вне занятий. Работа по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности включает в себя:
• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
• игры-драматизации;
• театрализованные игры;
• музыкально- ритмические этюды;
• инсценирование разнообразных сказок, песен;
• творческие задания;
• определение жанров в различных видах искусства;
• передача движения в музыке, речи, рисунках;
• упражнения по формированию выразительности исполнения;
• упражнения по социально-эмоциональному развитию детей. Индивидуальная работа проводится в занимательной и интересной детям форме, основываясь на сюжетном построении. В индивидуальной работе с одарёнными детьми особо я хочу отметить эффективность использования театрализованных игр. Театрализованные игры всегда радуют малышей, пользуются у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Ребята смеются, когда смеются персонажи пьесы, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого сказочного героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Так же, очень удачен прием превращения, который дает ребенку возможность «превратить» себя, других детей, любой предмет в кого или во что угодно. Самое главное – это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что вас окружает, - мебель, посуда, камешки, и листики – может превратиться в какие угодно сказочные элементы. Эти упражнения помогают лучше понять сущность вещей, учат владеть телом и развивают воображение. Этюды на взаимодействие с товарищем, с группой, с предметом или воображаемым предметом, с самим собой, с окружающим пространством развивают умение не только отстаивать свое мнение, но и уступать другим ради общего дела, находить единомышленников, приносить радость человеческого единения. На занятиях в качестве игровой мотивации включаю разнообразные виды театра: кукольный, теневой, пальчиковый, настольный, театр - драматизации и другие. Накопленные знания дети позже активно используют в художественной и самостоятельной деятельности. Для творчески одаренных детей в дошкольном отделении функционирует музыкально- театральная студия, которую могут посещать все дети. Но продуманная отборочная работа помогла увидеть индивидуальные особенности каждого ребенка и наметить пути его творческого развития. Отбор детей осуществлялся в соответствии с индивидуальными наклонностями, интересами, позитивным отношением родителей к данному виду творчества.
В занятиях с одарёнными детьми принимают участие и взрослые. Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму ДОУ, которому присущи зарегламентированность и искусственная изоляция детей разного возраста. Такая подобная организация театрализованной деятельности дошкольников не только создает условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволяет ребенку вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми, способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех. В дошкольном отделении стало хорошей традицией проведение совместных спектаклей с участием детей и сотрудников, часто привлекаются родители воспитанников. Подготовку к спектаклю начинается с выбора литературного произведения – как в самом настоящем театре. Мы, как правило, выбираем сказки. В них стремительно развиваются события, действуют привлекательные для детей персонажи, совершаются чудеса, добро всегда побеждает зло. И вот начинается работа над подготовкой конкретного спектакля. Мы знакомимся с содержанием произведения, разбираем пьесу по отдельным эпизодам, характеризуем отдельных персонажей. Ребята пробуют изобразить разных героев с помощью мимики и жестов, используя элементы костюмов и декораций. Это так называемый кастинг, который помогает выявить, какая роль наиболее подходит ребёнку. Далее ведётся индивидуальная работа с каждым ребёнком: разучивание текста, работа над выразительностью речи, эмоциями, жестами, движениями. Таким образом, отрабатываются и накапливаются исполнительские навыки и умения. Дети находят новые комбинации, видоизменяют, улучшают сюжет спектакля. Следующий этап – коллективная работа над выпуском готового спектакля. И вот наступает день премьеры. Артисты (одарённые дети) выступают перед сверстниками и малышами. Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что
имеет существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления, каждому дается возможность почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным. На представление мы приглашаем фотографа, который снимает наиболее удачные моменты спектакля. Затем делаем фотовыставку и оформляем памятные фотоальбомы, маленькие артисты рассматривают себя. Видеофильмы по сказкам, показанные детям, помогают им увидеть себя и свою работу со стороны. Дети-артисты внимательно выслушивают критику зрителей и высказывают своё отношение к ней. Для детей театр – это игра, для родителей – праздник, для педагогов – работа. Эта работа совершается ради того, чтобы театр мог стать игрой и праздником. Театр «живет» в нашем дошкольном отделении, им «заражены» и взрослые и дети. Стало традицией ежегодное проведение в марте месяце фестиваля «Театральные встречи», приуроченной ко Дню театра -27 марта, с показом своих достижений каждой возрастной группы. Принимают участие все дети, начиная с четырёхлетнего возраста. Каждая группа готовит свой спектакль. Театральный фестиваль – любимый праздник для детей и взрослых Дошкольного отделения. Анализ работы с одарёнными детьми показал, что развитие ребенка через театрально-познавательную деятельность дает положительные результаты. Развивается социальная активность детей, память и воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникабельность, идет развитие речевых и познавательных функций. Систематическая работа с одарёнными детьми приносит свои плоды. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что мы на правильном пути и на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
|