Сказочное лото
Комплексное итоговое занятие в рамках проведения ежегодной Недели детской книги,
3 класс
Самойлова Т.Н., учитель начальных классов
МКОУ Ругозерская СОШ
2019 год
Цель:
развитие кругозора обучающихся, их читательской компетенции, отработка коммуникабельных навыков общения умения работать в команде, публично представить свои знания и умения по всем учебным курсам в форме нетрадиционной для проверки ЗУН.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, столы для команд, карточки для выполнения заданий
Произведения, включённые в задания:
1. Александр Сергееевич Пушкин «Руслан и Людмила» ( сказочная поэма)
2. «Калевала» ( карело-финский эпос)
3. «Крошечка - хаврошечка» ( русская-народная сказка)
4. Павел Петрович Бажов «Хозяйка медной горы»
5. «Иван – царевич и Серый волк» (русская народная сказка)
6. «Царевна-лягушка» (русская народная сказка)
7. Пётр Павлович Ершов «Конёк - Горбунок»
8. Александр Мелентьевич Волков «Волшебник Изумрудного города»
9. Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о царе Салтане»
10. «Гуси-лебеди» (русская народная сказка)
11. Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева»
12. Алексей Толстой «Приключения Буратино»
Задания для выполнения
№ задания Произведение Отрывок для чтения Задание по прочитанному отрывку Ответ к заданию
1 Александр Сергееевич Пушкин «Руслан и Людмила» Н?чной степью едет ?услан и замечает вдали огромный холм. Под?ехав ближе, при свете луны он видит, что это не холм, а ж?вая г?лова в богатырском шлеме. Руслан п?щекотал ноздри головы копьем, та чихнула и проснулась. Рассерженная голова грозит Руслану, но, видя, что витя?ь не пугается, гневается и начинает изо всей мочи дуть на него.
Вставить пропущенные буквы
2 «Калевала» ( карело-финский эпос)
Выбрался Вяйнемейнен на другой берег и пошёл прямо к избе хозяйки Похъёлы.
Толкнул дверь, переступил через порог и видит — сидят за столом мужи Похъёлы и пьют сладкий мёд. У каждого на поясе меч, у каждого за спиной лук.
От берега до дома он прошёл 500 дм. Сколько метров прошёл Вяйнемёйнен до дома Похъёлы?
У одного мужчины было 15 стрел для лука, у другого в 2 раза больше. Сколько стрел было у этих двух мужей Похъёлы»?
Вяйнемейнен прошёл 50 метров
500 = 50 м
У мужчин было 45 стрел.
15 • 2 + 15 = 45
3 «Крошечка - хаврошечка» ( русская-народная сказка)
Жила-была девочка, сирота, а звали ее Крошечка-Хаврошечка. Взяли ее люди к себе жить да по хозяйству помогать. Всю работу на нее свалили, а за это кормят и поят ее.
Вставала Хаврошечка в 5 часов утра. 60 минут корову кормила да доила. После за прялку садилась на 3 часа. Пока за водой бегала на колодец, ещё проходило полчаса. На завтрак сёстрам пирогов надо было напечь. Через час пироги готовы. Во сколько завтракали ленивые сёстры Крошечки-Хаврошечки? Ленивые сёстры завтракали в
10.30 утра.
5 часов + 60 минут = 6 часов
6 часов + 3 часа = 9 часов
9 часов + 30 минут = 9 часов 30 минут
9 часов 30 минут + 1 час = 10 часов 30 минут
4 Павел Петрович Бажов «Хозяйка медной горы»
Подошел к ней Степан, а она рукой маячит, обойди-де руду-то с другой стороны. Он и обошел и видит — ящерок тут несчисленно. И всё, слышь-ко, разные. Одни, например, зеленые, другие голубые, которые в синь впадают, а то как глина либо песок с золотыми крапинками. Одни, как стекло либо слюда, блестят, а другие, как трава поблеклая, а которые опять узорами изукрашены.
Степан увидел зелёных ящерок 10, голубых в 3 раза больше. На сколько голубых было больше?
Сколько ящериц не посчитал Степан, если всего в свите хозяйки их было 100?
Голубых было на 20 больше, чем зелёных.
10 • 3 = 30 (я) – голубых
30 – 10 = 20 (я) - больше
Степан не посчитал 60 ящериц.
100 – 10 – 30 = 60 (я)
5 «Иван – царевич и Серый волк» (русская народная сказка)
Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привез отцу своему Жар-птицу, а себе - невесту, Елену Прекрасную.
При помощи какого преступного действия
Иван-царевич приобрёл коня, жар-птицу и невесту?
Иван-царевич приобрёл коня, жар-птицу и невесту выкрав их, то есть совершил кражу.
6 «Царевна-лягушка» (русская народная сказка)
Пустил младший брат — попала стрела в грязное______________,
и подхватила её лягушка-квакуша.
Как называется природное сообщество, где проживала лягушка? Какие растения и каких животных мог увидеть младший сын в этом сообществе?
Природное сообщество, где проживала лягушка называется болото. В этом сообществе младший сын мог увидеть цаплю, журавля, ящерицу, различных насекомых, камыш, рогоз, морошку, голубику, кувшинки, мох.
7 Пётр Павлович Ершов «Конёк - Горбунок»
На другой день наш ?ван,
Взяв три луко?ки в карман,
П?теплее приоделся,
На кон?ке св?ем уселся
И п?ехал в дальний путь...
Дайте, бра?цы, о?дохнуть! Вставить пропущенные буквы На другой день наш Иван,
Взяв три луковки в карман,
Потеплее приоделся,
На коньке своем уселся
И поехал в дальний путь...
Дайте, братцы, отдохнуть!
8 Александр Мелентьевич Волков «Волшебник Изумрудного города»
Первым делом я построил Изумрудный город.
- Где вы достали столько прекрасного зеленого мрамора? - спросила Элли.
- И изумрудов? - добавил Страшила.
- И столько всевозможных зеленых вещей? - спросил Железный Дровосек.
При помощи какого оптического свойства Гудвину удалось убедить всех жителей страны в том, что город построен из изумрудов?
Со слов Гудвина в его городе не больше зеленого, чем во всяком другом. Тут все дело в зеленых очках, которые никогда не снимают его подданные.
9 Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной —
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Ежедневно белка разгрызала 200 орехов. Какой доход получит Гвидон за неделю и сможет ли он подарить Салтану 2000 изумрудов?
Гвидон за неделю получит доход в 1400 изумрудов.
200 • 7 = 1400
Подарить через неделю Салтану 2000 изумрудов он не сможет потому что 1400 меньше, чем 2000. Чтобы сделать такой подарок нужны ещё
3 дня.
10 «Гуси-лебеди» (русская народная сказка)
Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит - летят гуси-лебеди.
- Речка, матушка, спрячь нас!
- Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла их под кисельным бережком.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
Сколько лет было Алёнушке, если её возраст соответствует двузначному числу до 20, делящемуся на 3,4,6,2?
Алёнушке было 12 лет, так как 12 число двузначное и делится на 3,4,6,2
11 «Снежная королева» (Ганс Христиан Андерсен)
Вечером, когда Кай вернулся домой и уже почти разделся, собираясь лечь в постель, он забрался на скамеечку у окна и заглянул в круглое отверстие в том месте, где оттаял лед. За окном порхали снежинки; одна из них, самая большая, опустилась на край цветочного ящика. Снежинка росла, росла, пока, наконец, не превратилась в высокую женщину, закутанную в тончайшее белое покрывало; казалось, оно было соткано из миллионов снежных звездочек. Какое сильное человеческое чувство помогло Герде спасти Кая?
Герде помогла спасти Кая любовь.
12 «Приключения Буратино»
(Алексей Толстой)
— Послушай, — сказал Карло строго, — ведь я ещё не кончил тебя мастерить, а ты уже принялся баловаться… Что же дальше-то будет… А?..
И он строго поглядел на Буратино. И Буратино круглыми глазами, как мышь, глядел на папу Карло. Каким старинным ремеслом владел папа Карло для того, чтобы появился Буратино?
Папа Карло для изготовления Буратино использовал старинное ремесло – резьбу по дереву
СТРУКТУРА И ХОД ЗАНЯТИЯ
№ Этап урока Деятельность учителя
Деятельность ученика
1. Организационный Поприветствовать всех присутствующих. Приветствуют всех.
2. Актуализация знаний Вопрос:
Чем мы с вами занимались прошедшие две недели во внеурочное время?
Ответ:
Были в библиотеке, проводили викторину по произведениям детских писателей, рисовали рисунки к любимым произведениям, защищали свои читательские дневники.
3. Постановка проблемы Вопрос:
Можно ли в произведениях найти информацию, которая связана не только с литературой? Можете ли вы привести такие примеры?
Предложение:
Давайте попробуем вместе это сделать. Для этого нам нужно разделиться на 2 команды Ответы
Делятся на команды, используя цветовые значки
4 Установка правил работы в командах Вспомните, какие правила необходимы для честной игры?
Вывешивает правила.
Знакомит с «Листом достижений и ошибок» Ответы детей.
Задают вопросы о том, что непонятно.
5 Игра в командах Управляет презентацией Читают задание, обсуждают в командах, представляют результат работы, осуществляют самоконтроль, заносят в свои «Листы достижений» результаты своей работы.
6 Подведение итогов Просит команды оценить свою работу по плану:
1. Какие задания были выполнены правильно?
2. Какие задания давались с трудом? Почему?
3. Как оцениваете работу другой команды? Анализируют свою работу, дают оценку работы одноклассников.
7 Рефлексия занятия Попросить детей разделиться на две группы в виде кружков:
1 кружок - Кому было интересно
2 кружок – Кто потратил время зря
Включить звукозапись песни «Книжные волшебники» (заранее дети учили её на уроках музыки)
Учитель предлагает подпеть, и если, захочется во время исполнения соединиться, это можно сделать.
Делают выбор
Предположительно дети должны стать в один круг и исполнить песню вместе.
8 Заключительная часть Благодарит всех за работу Дети делятся впечатлениями
Схема работы по презентации
Слайд № 3
Иллюстрации закрыты номерами заданий. Команда выбирает задание, подводя курсор к иллюстрации.
Откроется окно с выбранной иллюстрацией.
Задание: узнать произведение и автора
После этого ведущий по щелчку открывает задание.
Для проверки выполненного задания вернуться в начало, нажав значок
Снова появиться слайд № 3. В углу выполняемого задания есть значок
Нажав на него вы получите правильный ответ.
После возможен выбор следующего задания по тому же алгоритму.
Закончить игру можно на любом задании, нажав кнопку
|