Никифорова Екатерина Эдуардовна, учитель-логопед
МБУг. Мурманска Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи
Стрелкова Ирина Сергеевна, учитель-логопед
МБУг. Мурманска Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи
Аннотация
В статье представлен опыт работы учителей-логопедов ППМС-Центра города Мурманска по применению театрализованной деятельности в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития. Описаны особенности организации работы с данной категорией детей, обоснована необходимость поиска и применения нетрадиционных форм обучения, способов развития высших психических функций, в частности, речи. Рассматриваются возможности использования театрализованных форм деятельности в процессе установления взаимодействия с детьми, стимулирования речевой активности, развития подвижности артикуляционных органов, а также развития связной грамматически оформленной речи.
Использование театрализованной деятельности в процессе работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития
Речь является одной из высших психических функций. На ранних этапах развития ребенка она перестраивает процессы детского восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности, способствует социализации, и расширяет представления ребенка об окружающем мире.
Несмотря на кажущуюся естественность и простоту, овладение речевой функцией – невероятно трудоемкий и сложный процесс. С самого рождения ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая их диффузными звуками: бормотанием и лепетом. Тем не менее, для полноценного речевого развития требуется скоординированная работа артикуляционных органов, умение быстро менять их положение, точность и сила отдельных движений. Несмотря на то, что мышца языка является самой сильной и подвижной в нашем теле, для ее развития и укрепления требуется проведение специальной работы.
Известно, что процесс становления речевой функции очень индивидуален и зависит от многих факторов, но, как правило, момент активного речевого развития ребенка происходит в 2-3 года. Однако, в настоящее время наблюдается некий сдвиг общепринятых временных периодов развития: те 5-10 слов, которые появлялись у ребенка к 1 году и фраза – к 1,5 годам, сейчас родители ждут к 2 и даже 3 годам. Так, за последние годы наблюдается существенный рост детей с различными трудностями в обучении, сложными нарушениями в речевом и психическом развитии, и в частности увеличивается количество детей с задержкой психоречевого развития.
Под влиянием различных факторов, дети затрудняются в самостоятельном нормативном овладении речевой функцией, следовательно, им требуется помощь специалистов. Поэтому, осуществляя коррекционно-развивающую работу в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, большое внимание уделяется раннему выявлению задержки психоречевого развития детей и процессу ее преодоления. С целью решения этих задач в Центре функционируют группы компенсирующей направленности для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Контингент групп составляют дети 3-4 лет с задержкой психоречевого развития, испытывающих также трудности формирования эмоционально-волевой и коммуникативной сфер.
Работа с такими детьми не может строиться по заранее продуманному, четкому алгоритму – специалист должен быть гибким в работе, уметь перестраивать ход деятельности, выбирать методы и подходы в соответствии с особенностями и потребностями каждого конкретного ребенка, варьировать сложность предлагаемых заданий. Поэтому работа с детьми, имеющими особые потребности – это своего рода искусство.
На начальных этапах взаимодействия с ребенком, когда мы только устанавливаем доверительные отношения, свою эффективность доказало использование театрализованной деятельности. Ведь, как говорил Л. С. Выготский: «Театр – самый доступный вид искусства для детей дошкольного возраста».
Театрализованная деятельность – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – говорением, пением, движением под музыку, слушанием – является одной из технологий логопедической работы. Использование театра и театрализованных игр, позволяет решать задачи стимулирования речевой и психической активности. Формы театрализованной деятельности могут быть различны: в одних дети играют спектакль сами, как артисты, где каждый ребенок исполняет свою роль, в других дети изображают героев с помощью игрушек, озвучивают их роли, как артисты-кукловоды, возможны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками[3].
В театральных формах идет работа по развитию понимания речи, простых инструкций, развитие произвольности в психомоторной сфере. Включаются элементы артикуляционной гимнастики: «Покажи, как волк скалит зубы», «Как дышит уставшая собачка, высунув язычок», «Как мишка облизывает губы, наевшись малины», решаются задачи по развитию интонационной выразительности, начиная со звукоподражаний. Необходимо побуждать ребенка к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают его, вызвать сильную эмоциональную реакцию, выраженную ярким удивлением, расположить ребенка к речевому подражанию для чего используется яркий стимульный материал. Социальные игры с любимой игрушкой, сюжетно-ролевые игры так же позволяют создавать продуктивное взаимодействие и решать коррекционно-развивающие задачи [2].
Во время игр используются упражнения для эмоционального развития детей с помощью мимики, жестов, пантомимы: «Ты – маленький утенок, который потерялся» или «Ты – рассерженный волк». Очень трудно научить детей передавать мимикой и голосом эмоции, которые они не испытывают в данный момент на самом деле, однако именно в театрализованной деятельности дети начинают наиболее ярко проявлять свое эмоциональное состояние.
Таким образом, участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки. Играя роль, дети подражают мимике, жестам, голосу своего героя. Работа в театрализованных формах позволяет активизировать словарь дошкольника, воспитывать звуковую культуру речи. Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми.
Этап установления контакта с ребенком является подготовительным, когда через театрализованные формы работы ребенка можно познакомить с произвольной регуляцией движений артикуляционных органов, провести работу по пониманию речевых инструкций, стимуляции речевой активности и подражанию. Но необходимым условием овладения речевыми навыками является подготовка органов артикуляции к правильному произношению звуков. Здесь неоспорима значимость артикуляционных упражнений.
Поскольку процесс укрепления органов артикуляции длителен, а одни и те же упражнения быстро надоедают ребенку, актуальны нетрадиционные формы подачи материала, которые позволяют сделать процесс овладения искусством правильного произношения менее монотонным и однообразным.
Одной из нетрадиционных форм проведения артикуляционной гимнастики является биоэнергопластика [1]. Это сочетание движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук, что создает предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов. Сначала с ребенком разучивается выполнение упражнений артикуляционной гимнастики, затем эти упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки, затем обеих. Движение кистей рук имитируют движения челюсти, языка и губ. В процессе проведения гимнастики используются упражнения для тренировки мышц языка, нижней челюсти, губных мышц.
После освоения основных артикуляционных упражнений в сочетании с движениями кистей и пальцев рук можно использовать изученные упражнения для создания сказки. Обыграть артикуляционную гимнастику с помощью сказки – еще один из способов избежать монотонности и однообразия. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка. По ходу прочтения сказки совместно с ребенком выполняются артикуляционные упражнения, демонстрирующие действия главного персонажа.
Так, театрализованные формы работы с детьми с задержкой психоречевого развития уже не первый год доказывают свою эффективность в работе специалистов Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Такого рода деятельность позволяет детям быстрее и легче овладеть той базой, на основе которой будет развиваться речь: дети начинают осознавать себя, свое тело, учатся управлять своими действиями, понимать инструкции и следовать им, осознают свою значимость в этой деятельности, учатся взаимодействовать друг с другом, соблюдать правила, общаться. Происходит подготовка артикуляционных органов, совершенствуется слуховое внимание и восприятие, постепенно дети начинают овладевать сложнейшей системой русского языка: осваивают правильное произношение звуков речи, осваивают грамматические категории языка.
Таким образом, использование театрализованной деятельности в процессе работы по преодолению речевых нарушений у детей с задержкой психоречевого развития является эффективным средством достижения успехов в коррекционно-развивающей работе.
Список использованных источников:
1. Бушлякова, Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой [Текст] / Р.Г. Бушлякова. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 240 с.
2. Милованова, А.В. Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые частные вопросы [Текст] / А.В. Милованова. – М.: Мир и образование, 2013. – 288 с.
3. Щеткин, А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет [Текст] / А.В. Щеткин – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 56 с.
|