Сегодня: 19.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Развитие речи


Использование театрализованной деятельности в процессе работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ЗПР

СКАЧАТЬ (26.2 Kb) 15.09.2019, 22:07
Стрелкова Ирина Сергеевна
учитель-логопед, МБУ г. Мурманска Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Никифорова Екатерина Эдуардовна, учитель-логопед
МБУг. Мурманска Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи
Стрелкова Ирина Сергеевна, учитель-логопед
МБУг. Мурманска Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи


Аннотация
В статье представлен опыт работы учителей-логопедов ППМС-Центра города Мурманска по применению театрализованной деятельности в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития. Описаны особенности организации работы с данной категорией детей, обоснована необходимость поиска и применения нетрадиционных форм обучения, способов развития высших психических функций, в частности, речи. Рассматриваются возможности использования театрализованных форм деятельности в процессе установления взаимодействия с детьми, стимулирования речевой активности, развития подвижности артикуляционных органов, а также развития связной грамматически оформленной речи.


Использование театрализованной деятельности в процессе работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития

Речь является одной из высших психических функций. На ранних этапах развития ребенка она перестраивает процессы детского восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности, способствует социализации, и расширяет представления ребенка об окружающем мире.
Несмотря на кажущуюся естественность и простоту, овладение речевой функцией – невероятно трудоемкий и сложный процесс. С самого рождения ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая их диффузными звуками: бормотанием и лепетом. Тем не менее, для полноценного речевого развития требуется скоординированная работа артикуляционных органов, умение быстро менять их положение, точность и сила отдельных движений. Несмотря на то, что мышца языка является самой сильной и подвижной в нашем теле, для ее развития и укрепления требуется проведение специальной работы.
Известно, что процесс становления речевой функции очень индивидуален и зависит от многих факторов, но, как правило, момент активного речевого развития ребенка происходит в 2-3 года. Однако, в настоящее время наблюдается некий сдвиг общепринятых временных периодов развития: те 5-10 слов, которые появлялись у ребенка к 1 году и фраза – к 1,5 годам, сейчас родители ждут к 2 и даже 3 годам. Так, за последние годы наблюдается существенный рост детей с различными трудностями в обучении, сложными нарушениями в речевом и психическом развитии, и в частности увеличивается количество детей с задержкой психоречевого развития.
Под влиянием различных факторов, дети затрудняются в самостоятельном нормативном овладении речевой функцией, следовательно, им требуется помощь специалистов. Поэтому, осуществляя коррекционно-развивающую работу в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, большое внимание уделяется раннему выявлению задержки психоречевого развития детей и процессу ее преодоления. С целью решения этих задач в Центре функционируют группы компенсирующей направленности для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Контингент групп составляют дети 3-4 лет с задержкой психоречевого развития, испытывающих также трудности формирования эмоционально-волевой и коммуникативной сфер.
Работа с такими детьми не может строиться по заранее продуманному, четкому алгоритму – специалист должен быть гибким в работе, уметь перестраивать ход деятельности, выбирать методы и подходы в соответствии с особенностями и потребностями каждого конкретного ребенка, варьировать сложность предлагаемых заданий. Поэтому работа с детьми, имеющими особые потребности – это своего рода искусство.
На начальных этапах взаимодействия с ребенком, когда мы только устанавливаем доверительные отношения, свою эффективность доказало использование театрализованной деятельности. Ведь, как говорил Л. С. Выготский: «Театр – самый доступный вид искусства для детей дошкольного возраста».
Театрализованная деятельность – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – говорением, пением, движением под музыку, слушанием – является одной из технологий логопедической работы. Использование театра и театрализованных игр, позволяет решать задачи стимулирования речевой и психической активности. Формы театрализованной деятельности могут быть различны: в одних дети играют спектакль сами, как артисты, где каждый ребенок исполняет свою роль, в других дети изображают героев с помощью игрушек, озвучивают их роли, как артисты-кукловоды, возможны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками[3].
В театральных формах идет работа по развитию понимания речи, простых инструкций, развитие произвольности в психомоторной сфере. Включаются элементы артикуляционной гимнастики: «Покажи, как волк скалит зубы», «Как дышит уставшая собачка, высунув язычок», «Как мишка облизывает губы, наевшись малины», решаются задачи по развитию интонационной выразительности, начиная со звукоподражаний. Необходимо побуждать ребенка к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают его, вызвать сильную эмоциональную реакцию, выраженную ярким удивлением, расположить ребенка к речевому подражанию для чего используется яркий стимульный материал. Социальные игры с любимой игрушкой, сюжетно-ролевые игры так же позволяют создавать продуктивное взаимодействие и решать коррекционно-развивающие задачи [2].
Во время игр используются упражнения для эмоционального развития детей с помощью мимики, жестов, пантомимы: «Ты – маленький утенок, который потерялся» или «Ты – рассерженный волк». Очень трудно научить детей передавать мимикой и голосом эмоции, которые они не испытывают в данный момент на самом деле, однако именно в театрализованной деятельности дети начинают наиболее ярко проявлять свое эмоциональное состояние.
Таким образом, участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки. Играя роль, дети подражают мимике, жестам, голосу своего героя. Работа в театрализованных формах позволяет активизировать словарь дошкольника, воспитывать звуковую культуру речи. Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми.
Этап установления контакта с ребенком является подготовительным, когда через театрализованные формы работы ребенка можно познакомить с произвольной регуляцией движений артикуляционных органов, провести работу по пониманию речевых инструкций, стимуляции речевой активности и подражанию. Но необходимым условием овладения речевыми навыками является подготовка органов артикуляции к правильному произношению звуков. Здесь неоспорима значимость артикуляционных упражнений.
Поскольку процесс укрепления органов артикуляции длителен, а одни и те же упражнения быстро надоедают ребенку, актуальны нетрадиционные формы подачи материала, которые позволяют сделать процесс овладения искусством правильного произношения менее монотонным и однообразным.
Одной из нетрадиционных форм проведения артикуляционной гимнастики является биоэнергопластика [1]. Это сочетание движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук, что создает предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов. Сначала с ребенком разучивается выполнение упражнений артикуляционной гимнастики, затем эти упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки, затем обеих. Движение кистей рук имитируют движения челюсти, языка и губ. В процессе проведения гимнастики используются упражнения для тренировки мышц языка, нижней челюсти, губных мышц.
После освоения основных артикуляционных упражнений в сочетании с движениями кистей и пальцев рук можно использовать изученные упражнения для создания сказки. Обыграть артикуляционную гимнастику с помощью сказки – еще один из способов избежать монотонности и однообразия. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка. По ходу прочтения сказки совместно с ребенком выполняются артикуляционные упражнения, демонстрирующие действия главного персонажа.
Так, театрализованные формы работы с детьми с задержкой психоречевого развития уже не первый год доказывают свою эффективность в работе специалистов Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Такого рода деятельность позволяет детям быстрее и легче овладеть той базой, на основе которой будет развиваться речь: дети начинают осознавать себя, свое тело, учатся управлять своими действиями, понимать инструкции и следовать им, осознают свою значимость в этой деятельности, учатся взаимодействовать друг с другом, соблюдать правила, общаться. Происходит подготовка артикуляционных органов, совершенствуется слуховое внимание и восприятие, постепенно дети начинают овладевать сложнейшей системой русского языка: осваивают правильное произношение звуков речи, осваивают грамматические категории языка.
Таким образом, использование театрализованной деятельности в процессе работы по преодолению речевых нарушений у детей с задержкой психоречевого развития является эффективным средством достижения успехов в коррекционно-развивающей работе.

Список использованных источников:
1. Бушлякова, Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой [Текст] / Р.Г. Бушлякова. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 240 с.
2. Милованова, А.В. Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые частные вопросы [Текст] / А.В. Милованова. – М.: Мир и образование, 2013. – 288 с.
3. Щеткин, А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет [Текст] / А.В. Щеткин – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 56 с.


Категория: Развитие речи | Добавил: IRINAStrelkova
Просмотров: 687 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог