Современный ребенок живет в новой реальности: изобилие гаджетов, электронных игр, имитирующих настоящую жизнь или же, напротив, погружающих в волшебные миры... Кажется, современных детей ничем не удивить…..Как же привлечь их внимание к коррекционным занятиям? Как обычно: проявить фантазию и попытаться заинтересовать ребенка. Хочу привести примеры игр для запуска речи, которые особенно эффективны в работе с детьми раннего возраста.
«Громко Ванечка рыдал...»
Назначение: Игра знакомит малышей с названиями одежды, учит понимать речь, расширяет активный словарь, развивает слуховое внимание.
Что нужно для проведения: Детская одежда и кукла-мальчик Ваня.
Ход: Разбросайте одежду по кабинету или комнате. Пусть вещи лежат под столом, на столе, под стулом, на шкафу. Попросите ребенка помочь Ване собрать одежду и рассказать, где он ее нашел.
Вариант инструкции: «Громко Ванечка рыдал. Он носочки потерял. Ищи носочки. Вот они. Нашел. Что ты нашел? Носочки. Где они лежали? Под столом!» и так далее.
«День рождения Лисы»
Назначение: Игра на развитие понимания речи, расширение активного словаря, развитие слухового внимания, преодоление нарушений слоговой структуры слова.
Ход: Разместите на столе сенсорные дорожки из разных материалов, выполненные по принципу задания «переплетающиеся линии». На одном конце каждой дорожки должна находиться игрушка – волк, заяц, медведь. На другом – подарки: бусы, часы, роза (слова-предметы первого типа слоговой структуры). Также потребуются фигурка лисы и корзинка. По сенсорной дорожке животное идет за подарком. Ребенок, управляя фигуркой, проговаривает заданные слоги, звукоподражания, слова. Животное забирает подарок в конце сенсорной дорожки и несет Лисе на день рождения.
Вариант инструкции: «Это Лиса. У нее день рождения. Лиса зовет в гости Волка. Позови Волка! Волк! Волку нужно принести Лисе подарок. Подарок тут. Волк идет по дорожке к подарку. Как идет Волк? Топ, топ. Волк песенку поет, и ты пой: «А-у-а-у». Волк пришел к концу дорожки. Что тут? Это бусы. Неси, Волк, бусы Лисе. На, Лиса, бусы!»
Аналогичные инструкции отрабатываем с каждым животным.
«Теремок»
Назначение: Эта игра развивает слуховое внимание и понимание речи, расширяет активный словарь, помогает преодолеть нарушения слоговой структуры слова.
Что нужно: Большое зеркало, гуашь, кисти, снежки из ниток или бумаги, бумажные изображения героев сказки «Теремок» – мышки, лягушки, зайца, волка, лисы, медведя.
Ход: На зеркале рисуем гуашью красивый многоэтажный теремок: сколько героев в сказке – столько этажей. После того как теремок высохнет, приклеиваем на поверхность зеркала животных. Например, на первом этаже живет мышка, на втором – лягушка и т.д. Каждый герой живет на этаже один. Рассказываем ребенку сказку и предлагаем поиграть с теремком и его обитателями в снежки.
Вариант инструкции (дается после того, как вы рассказали сказку): «Это снежки. Попади в Лису. Попал! В кого ты попал? В Лису. Попади в Лягушку. Попал! В кого ты попал? В Лягушку. А теперь попади в того, кто живет под Волком. Кто живет под Волком? Зайка! Попади в Зайку. Попал! А теперь попади в того, кто живет над Мышкой! Кто живет над Мышкой? Лягушка! Попади в Лягушку. Попал!» и так далее.
«Гнездо с яйцами»
Назначение: Игра на расширение активного словаря, развитие слухового внимания и понимания речи.
Что нужно: Яйца от киндер-сюрпризов, цыплята (помещающиеся в яйца), сенсорная коробка с зерном, вода и пипетка.
Ход: В гнезде лежат закрытые яйца. В половине из них есть цыплята, в половине – нет. Открываем каждое яйцо по заданной инструкции. Говорим, что в нем. Затем всех цыплят кормим зерном, поим водой из пипетки.
Вариант инструкции: «Это гнездо. Это яйца. Кто в яйце? Стучи. Тук-тук. Кто там? Ой, нет никого! Пусто. А тут кто? Ищи. Тук-тук. Кто там? Это цыпа! (Находим всех цыплят, кладем их в коробку с зерном.) Это зерно. Корми цыпу. Ешь, цыпа, зерно. Дай цыпе воду. Это пипетка. Капай воду. Вот так. Кап-кап. Пей, цыпа».
«Весенний ветерок»
Назначение: Игра направлена на развитие направленной воздушной струи, расширение активного словаря, развитие понимания речи и слухового внимания.
Что нужно: Мисочки с ватой, слова-предметы первого типа слоговой структуры: сова, миша (медведь), муха, киса (кошка).
Ход: Ребенок по инструкции сдувает вату с предмета, затем называет его. Вариант инструкции : «Наступила весна. Подул ветерок. Он сдувает снег. Ты, ветерок, дуй (ребенок пытается сдуть вату). Кто там под снегом? Ах, это сова. Привет, сова! Наступила весна. Дуй теперь сюда. Ой! Кто там? Кто под снегом? Это муха. Лети, муха» и так далее.
|