Конспект занятия по реализации регионального компонента «Мой край родной - Мордовия»
(подготовительная к школе группа)
Задачи:
«Познавательное развитие »:
• расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине,
• дать детям общее представление о Республике Мордовии,
• формировать представления о народах, населяющих Мордовию,
• воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского народа.
• воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.
• познакомить с культурой и традициями мордовского народа .
• Способствовать развитию любознательности, мышления
« Речевое развитие»:
Развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе ,передавать свое отношение средствами поэзии, понятно для слушателя отвечать на вопросы. Обогащать словарь детей : мордва, русский, мордовский .
«Социально-коммуникативное развитие »:
Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: рассматривание альбомов о Мордовии,
о Рузаевке, экскурсии по улицам г. Рузаевки.
Знакомство с устным народным творчеством мордовского народа, беседа о мордовском народном творчестве,
рассматривание женской национальной одежды: вышивка, узоры.
МАТЕРИАЛ: куклы в национальном костюме, салфетки, полотенца, выставка книг мордовского народного искусства, выставка рисунков детей.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Звучит мордовская музыка.
- Земли есть и красивей -
Мне не надо иной:
Ты ведь тоже Россия,
Край мордовский родной.
М.Бебан
- Ребята, сегодня наше занятие необычное, занятие – путешествие по нашему краю, по нашей республике.
- Как называется республика, в которой мы живем?
- Мордовия.
- Посмотрите на карту нашей Родины. Мордовия находится в центре России.
-Ребята, как называется столица России?
- Москва.
- Теперь назовите столицу нашей республики, столицу Мордовии?
- Саранск.
- Молодцы, ребята! Посмотрите ( указать на карту) прекрасна мордовская земля! Здесь сменяют друг друга дремучие леса, звонкие березовые рощи, чистые сосновые боры, необъятная ширь ярко – голубого неба с белыми облаками – лебедями, зеленый ковер лугов. Синь небес отражается в реках Мокши и Суры.
- Ребята, давайте вспомним стихи о родном крае, о Мордовии, которые учили на предыдущих занятиях.
В России средь березовых просторов,
Полянка есть – Мордовия моя.
Она – как песня матери,
С которой за горы уходил и за моря.
Мордовия моя – леса и пашни,
Цветов и птиц привольная страна,
Ужели стороны родимой краше
На свете есть другая сторона.
Мордовия моя – моря пшеницы,
Волшебных зерен золотой улов,
Суры бурливой синие зарницы,
Дорог широких беспокойный зов.
Мой край родной – мордовская земля,
Тебе слагаю песни я свои.
Люблю твои раздольные поля,
Суры и Мокши чистые струи.
Люблю твоих нарядов простоту,
Твои обряды, звучный твой язык,
Твоих сказаний смелую мечту,
Который с детства я внимать привык.
Здравствуй, утренняя зорька!
Здравствуй мой, мордовский край.
Ах, клубничная сторонка,
Я люблю тебя, ты знай!
Побегу босая утром
В Мокше – речке окунусь,
Обниму глазами небо,
На храм божий помолюсь.
Озорная звонким смехом
На траву прилягу я,
Чтобы слышать птичьи песни,
Чтоб послушать соловья.
На территории Мордовии дружной семьей живут и трудятся люди разных национальностей : русские, мордва: мокша и эрзя , татары и другие народы.
Послушайте, как они говорят о родной земле
- Шачема крайнязе !- признаются в любви к нему мокшане.
- Тиринь енксонок ! – ласково и нежно называют эрзяне.
- Родная , родная, родная земля , как клятву верности произносят русские.
- Туган племне ойрэну ! – с любовью говорят о нем проживающие здесь татары.
Теперь послушайте, ребята, как прекрасен и певуч мордовский язык.
- Пяк пара кяленьке роднойсь,
Сон ялганконьди седихть панжи,
Сон шуди, кода мазы жойфсь,
Сон оцю садса марлюкс панжи.
- С чем сравню тебя мордовский,
Мой родной язык певучий?!
Может, с юною березкой
Или с яблоней цветущей?
Схож ты с соловьиной трелью,
С песней жаворонка в поле,
Пахнешь ты землей апреля,
Льешься речкой в водополье.
- Ребята! Среди просторов нашей большой страны есть край, родная земля, где ты родился, вырос, это город, в котором ты живешь.
– Ребята, как называется наш город?
- А вы знаете, почему город носит такое название?
- Давным – давно, когда нас с вами еще не было, на месте большого красивого города стояла небольшая деревушка. Московский князь подарил ее , пожаловал за верную службу татарскому князю Уразаю. По имени владельца деревня стала называться Уразаево. Потом постепенно деревня превратилась в город . И для лучшего произношения стала называться Рузаевка.
А еще город Рузаевка называют городом железнодорожников,т.к. здесь живут и трудятся люди, работающие на железной дороге. Ведь Рузаевка – крупный железнодорожный пункт, отсюда отправляются поезда во все концы нашей необъятной Родины.
- И не зря на гербе Рузаевки изображен поезд ( локомотив ).
- Ребята, вспомним стихи о родном городе.
Рузаевка – город, как все города,
Не слаще твой хлеб, не вкуснее вода,
Но где бы я ни был, ты всюду со мной,
Рузаевка – город любимый, родной.
На этой большой планете,
В огромной такой стране
Есть город один на свете,
Который так дорог мне.
Он маленький, но чудесный
В тенистой дали лесной.
Рузаевка, как невеста,
В цветущих садах весной.
Да, действительно, в погожий весенний день Рузаевка утопает в цветущих садах.
- Молодцы, ребята, красивые стихи вы знаете.
2005 год был необычным для Рузаевки, юбилейным . Рузаевской республике исполнилось 100 лет. Тогда Президентом Рузаевской республики был Афанасий Петрович Байкузов. Он работал машинистом.
В честь него названы улица и училище в городе. А еще в сердцах людей живет память об отважном машинисте Алексее Владимировиче Ухтомском, геройски погибшем в неравном поединке с царской властью. Имя легендарного героя присвоено улице и железнодорожному клубу. Многие ,кто связал свою жизнь с Рузаевкой, навсегда увековечены в памятниках, в названиях улиц, школ. Это поэты : Александр Полежаев, Шариф Камал. Почетными гражданами города Рузаевки являются : писатель Федор Андрианов, исполнительница мордовских песен Александра Куликова.
Показ фотографий названных людей
- А теперь немного отдохнем, поиграем.
- Дружно ткали, вышивали,
Поиграть не забывали,
И до нас дошла игра,
Называется она «Вышивание полотна»
ПРАВИЛА ИГРЫ: Выбираются «иголка» и «нитка». Все берутся за руки, образуя круг. «Иголка» с «ниткой» проходят под поднятыми руками детей, произнося при этом песенки. Проходят под Машиной рукой и поют: «Машин холст вышиваем». Так «иголка» с «ниткой» проходят под руками всех детей. Значит, холст вышит. Игра начинается с новыми «иголкой» и «ниткой».
Правило: дети поднимают руки только тогда, когда «челнок» и «нитка» проходят под их руками. Получается волнообразное движение.
- Молодцы, присаживайтесь на свои места.
- Посмотрите, ребята, прошла первая нить, вторая , третья. Какое красивое полотно получилось ( показать вышивку). Но не только красивые полотна вышивали мордва, прекрасен и мордовский народный костюм.
- Посмотрим фильм , где выступает фольклорный ансамбль села Левжа. Участники в народных национальных костюмах, ( показ видео)
- Глядя на наряд, подумаешь: «Какой красивый костюм и как красивы были душой люди, которые создали его».
У каждого народа была своя национальная одежда, свой национальный костюм. У русского народа национальной женской одеждой является : рубашка, сарафан, кокошник. (Показать картинку).
Мокшане и зрзяне могут гордиться своим костюмом. Если сравнить мокшанский и эрзянский костюмы, в них можно найти сходство и различие. Одинаковы в них холст, шерстяные нити для вышивки и крой рубахи. Разница в расположении вышивки на костюме, ее размере и количестве. На мокшанском костюме больше вышивки, чем на эрзянском. У эрзянской вышивка крупнее.
- Рассмотрим, из чего состоит мокшанский народный костюм.
- Это рубашка, по- мокшански – панар. Она украшена вышивкой. Какого цвета вышивка?
- Правильно, красная и черная.
- Обратите внимание, где расположена вышивка. Вышивка расположена на подоле, на рукавах.
- Из каких геометрических фигур составлен орнамент?
-Правильно, из треугольников, квадратов, ромбов.
- А чем подвязывается рубашка ?
- Рубашка подвязывается поясом. По – мокшански – карькс. Посмотрите , как украшен пояс. Это кисти и ракушки. Послушайте, как они гремят.
- А что надевается на рубашку ?
- На рубашку надевается передник - рукава. Передник бывает разного цвета : красный, синий, зеленый.
- Что завязывали мордовские женщины на голову ?
- На голову женщины завязывали в виде чалмы большой с кистями платок – руця. На ногах носили лапти. Их плели из лыка. В праздники мордва носили сапоги «сермаф кямот». Начало их голенища у подъема собрано в мелкие складки. Они похожи на меха гармошки. Мордовский костюм невозможно представить без украшений. Их - великое множество.
- Какие украшения вы видели ?
Это бусы, медные и серебряные браслеты, кольца, подвески ушные из металла, перьев птиц. Украшение «сюльгам» носили на груди, она защищала от болезней и злых духов.
- Вы можете поближе посмотреть мордовский костюм.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
- Ребята, вернемся к началу нашего путешествия. Глядя, на нашу необычную карту, вспомним , как называется наша республика?
- Как называется столица Мордовии?
- Какие народы живут на территории Мордовии ?
- Как называется город , в котором мы живем ?
- Почему его так назвали ?
Литература:
• «Мы в Мордовии живём» - примерный региональный модуль программы дошкольного образования.
• «Валдоня» - программа и методические рекомендации
• Альбом «Мордовский народный костюм» / сост. Г. П. Прокина, М. И. Сурина, морд. Книжн. изд., 1990.
• «Мордовия. Народное искусство» / сост. Ю. Ф. Юшкин
|