Ценность шахмат в раскрытии
интеллектуального потенциала ребёнка
Акишина В.В.
Учитель шахмат МБОУ гимназия им.А.И.Яковлева, г.Урай ХМАО - Югра
Роль интеллектуального развития в современном мире экономических гонок резко возросла. Нужны методики, которые сделают детей умнее! Основной запрос сейчас формируется на интеллектуальную молодёжь. И шахматы в этом направлении могут сыграть одну из ведущих ролей. На заседании правительства Министр образования и науки РФ Ольга Васильева сообщила: «Шахматы в ближайшие два года станут обязательным уроком в начальных классах».
В современном быстроменяющемся мире нужно обучать детей универсальным навыкам, которые будут точно востребованы в будущем в разных сферах деятельности [1, с.242]. Один из главных навыков, который необходимо сформировать у ребёнка – это умение быстро просчитывать любую ситуацию на несколько ходов вперёд, видеть цель и выстраивать чёткий алгоритм действий по достижению намеченного результата. Более 10 лет этому я обучаю детей по программе профессора И.Г.Сухина «Шахматы – школе» [3]. Курс базируется на глубокой научной основе и нацелен на формирование у ребёнка способности действовать «в уме». С помощью шахматно – задачной технологии И.Г.Сухина дети научаются просчитывать варианты событий на несколько ходов вперёд, оперативно принимать решения, программировать нужный результат и достигать поставленных целей. Я обучила более 1700 детей в разных общеобразовательных учреждениях: в школе, в детском саду, Центре дополнительного образования детей и в своей онлайн – школе «Шахматы для детей». Анализируя результаты моих выпускников, могу сделать определённые выводы. Этот курс не о том, как вырастить чемпионов… Он о том, как научить ребёнка учиться с радостью и нейтрализовать у него страх ошибок. Он о том, как сформировать способность «действовать в уме» и вырастить конкурентноспособную личность. Он о том, как осознанно принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Эти навыки и способности нужны в школе, нужны в любой сфере деятельности человека, в любой профессии.
После освоения курса И.Г.Сухина «Шахматы – школе» у моих учеников усилились интеллектуальные способности, – и во многих семьях снизилось напряжение за счёт лёгкого усвоения школьной программы ребёнком. Ребята стали учиться в школе с радостью, быстро находить и структурировать информацию [2, с.41]. Именно такие шахматы необходимы сейчас в общеобразовательных школах и детских садах!!!
19 июля 2016г. был подписан приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО - Югры №1145 № 210 "Об утверждении дорожной карты по развитию шахматного образования в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", согласно которому в рамках внеурочной деятельности шахматы стали преподаваться во всех школах и детских садах региона. Кадровый вопрос преподавателей шахмат в Югре практически полностью решился в течение 2016 -2018 гг., благодаря масштабному проведению тьюторами по подготовке педагогов к преподаванию курса И.Г.Сухина «Шахматы – школе» курсов повышения квалификации (очных, очно – заочных и дистанционных объёмом 36 и 72 часа). Свидетельства об окончании курсов «Методика преподавания шахмат для школьников и дошкольников с использованием интернет – технологий» педагогические работники получали, обучившись в АУ ДПО ХМАО – Югры «Институт развития образования» или в БУ ВО «Сургутский государственный университет».
Кроме кадрового вопроса, есть ещё ряд задач, которые не могут решиться на местах. Как руководитель методического объединения преподавателей шахмат г.Урай, я отследила: из 42-х обученных мной на курсах повышения педагогов - урайцев шахматы стали преподавать только 7 человек, и то – по внутреннему совместительству. Перечислю основные причины такого положения дел на местах:
- отсутствие кабинетов для преподавания шахмат,
- отсутствие ставок, особенно – в детских садах, где воспитатели зачастую ведут шахматные занятия безоплатно или за очень символическую доплату,
-отсутствие нормативных документов о количестве учеников на уроке шахмат: сейчас в классах наполняемость доходит до 30 человек, и учителя отказываются вести шахматы с полным классом, т.к. это очень сложно…
В идеале классы и группы детсадов нужно делить пополам для шахматных занятий. Вести этот курс должны педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации, работая полностью на ставке преподавателя шахмат. В общеобразовательных учреждениях должно быть два отдельных шахматных кабинета для одновременного ведения занятий в двух подгруппах класса.
Приближены к идеальным условия преподавания шахмат в МБОУ гимназия им. А.И.Яковлева г.Урай. Здесь есть 2 отдельных шахматных кабинета на 16 мест. Шахматы веду со 100%ным охватом учащихся 1-5 классов в подгруппах. Классы делим с педагогами внеурочной деятельности: таким образом – каждая подгруппа класса бывает на шахматах раз в две недели. Этого объёма - 17 час/год – очень мало для качественного результата... Исходя из запросов родителей, я создала онлайн – школу «Шахматы для детей», где каждый ученик за четыре месяца сможет системно освоить шахматную программу 1-го года обучения И.Г.Сухина. Благодаря этому, у родителей появилась реальная возможность сформировать способность действовать «в уме» в специально созданных условиях в сензитивном возрасте ребёнка 5 - 10 лет, когда у детей максимально развиваются все мыслительные процессы. И задача взрослых – создавать для этого комфортные условия: через интересную развивающую игру – как основной вид деятельности детей - формировать стремление целостного познания мира и развивать у ребёнка внутренний потенциал, тем самым закладывая надёжную базу благополучного будущего. Кем станут наши дети - зависит только от нас.
Список литературы:
1. Акишина, В. В. ФГТ, ФГОС и шахматы / В. В. Акишина // Материалы Международной научно-практической конференции "Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования", Ханты-Мансийск, 10–13 июня 2013 г.: сборник тезисов докладов / сост.: И. Г. Сухин, Г. В. Ковалева; научный редактор И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013. – 416 с.
2. Акишина, В. В. Шахматы как средство интеллектуального развития младших школьников / В. В. Акишина // «Российский и международный опыт и перспективы работы с одарёнными детьми»: материалы Всероссийской научнопрактической конференции / редкол.: В. А. Егорова канд. физ.-мат. наук, Ю. И. Семенов, М. М. Черосов, докт. пед. наук. – Якутск: Ленский край, 2014. – 334 с.
3. Сухин, И. Г. Программы курса «Шахматы – школе» / И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013. – 40 с.
|