Театрализованная деятельность позволяет успешно решать многие воспитательно-образовательные и развивающие задачи и прежде всего художественно-эстетического воспитания.
Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений (сенсорики), чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.).
Любая театральная постановка требует большой подготовительной работы, которая осуществляется в детском саду и дома.
Успешность художественно-эстетического развития детей в большой степени зависит от того, какая атмосфера создана родителями в семье, имеет ли оно продолжение дома, насколько родители осознают необходимость содействия педагогам детского сада в осуществлении непростых задач, связанных с развитием эстетического отношения к окружающему, формированием у детей базового объема знаний и навыков в области художественно-эстетической деятельности.
Во многих семьях родители практически не уделяют внимания данному вопросу, считая, что гораздо важнее научить ребенка читать, писать, считать. Необходимо убедить родителей в важности художественно-эстетического воспитания, поскольку оно тесно связано с развитием эмоционального мира ребенка и его интеллектуальным развитием, формированием важных духовно-нравственных понятий. А самое главное — без приобщения к искусству невозможно полноценное становление личности ребенка. Поэтому работе с родителями коллектив нашей группы придает большое значение.
Родители не только присутствуют в организованной деятельности, но и активно в ней участвуют. Мы стараемся общаться не только с мамами, но и со всеми остальными родственниками, окружающими ребенка в семье.
Участие родителей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях, поможет снизить нагрузку на детей, повысить качество художественно-эстетического развития. Таким образом, успешность художественно-эстетического воспитания старших дошкольников в огромной степени зависит от тесного взаимодействия семьи и детского сада. С одной стороны, знание педагогами особенностей и традиций семьи, стилей общения позволяет им дифференцированно подходить к воспитанию ребенка, с другой — родители имеют возможность наблюдать в условиях дошкольного учреждения, как ведет себя их ребенок, чем он занимается, как общается со сверстниками, как осуществляется его художественно-эстетическое развитие
Работа детского сада и семьи должна строиться на принципах взаимодействия, взаимосотрудничества. Благодаря этому родители обогащают свои собственные знания и представления о том, как невозможно осуществлять художественно-эстетическое развитие ребенка в домашних условиях.
Чтобы совместная работа принесла желаемые результаты, педагоги детского сада должны соблюдать следующие принципы «взаимодействия с родителями:
- уважительно относиться друг к другу, поддерживать своих коллег во всех творческих начинаниях;
- к личности ребенка, никогда не сравнивать его с другими детьми;
- к родителям, привлекая их в качестве союзников к активному участию в процессе художественно-эстетического воспитания ребенка;
- учитывать точку зрения самого ребенка, не игнорировать его чувства, эмоции, желания, привязанности и антипатии;
- проникнуться чувством искреннего уважения к деятельности ребенка, к тому, что создается им в процессе этой деятельности (рисунок, песенка, танец, сказка, мелодия, сочиненная на музыкальном инструменте, и т.д.);
- поддерживать инициативу, самостоятельность ребенка, тем самым способствуя развитию у него уверенности в своих силах и возможностях;
- воспитывать у детей бережное и уважительное отношение к родителям, стремление вовлекать их в совместные действия, игры.
Формы работы с родителями осуществляются нами по следующим направлениям.
Основы домашнего театра. Обучение организации домашнего театра (кукольного, драматического), в котором актерами могут быть и взрослые члены семьи и дети. Практические занятия для родителей по организации домашнего театра:
- игры-имитации;
- ролевые;
- игры-импровизации;
- игры-представления;
- кукольные представления.
Родители могут организовать кукольный театр, используя для этой цели, имеющиеся в доме игрушки или изготавливая кукол своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, соломы, старых носков, перчаток и др. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок или сочиняя свои собственные. В домашних спектаклях может использоваться музыкальное сопровождение с помощью детских музыкальных инструментов или инструментов-самоделок, имитирующих разные шумовые эффекты. Дети очень любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей и т.д. И в этом родители могут помочь им, участвуя в этих мини-спектаклях в качестве рассказчика или одного или даже нескольких персонажей.
Домашние постановки помогают удовлетворить потребность ребенка в самовыражении, позволяют реализовать накопленный физический и эмоциональный потенциал.
Проявляя заботу о художественно-эстетическом развитии ребенка, родители могут продумать возможность посещения театров (драматического, музыкального, кукольного), концертных залов, цирковых представлений и т.д. Старших дошкольников следует приобщать к восприятию музыкально-сценических произведений — оперы, балета, мюзикла, в основе которых сюжеты доступных детям этого возраста художественных произведений.
|