Тема: «Идет волшебница-зима»
Виды детской деятельности:
-коммуникативная -познавательно-исследовательская -изобразительная -восприятие художественной литературы -двигательная.
Программа: 1.Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Вербовой, Т.С.Комаровой 2.Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального сада. Т.С.Филичева, Г.В.Чиркина 3. «Балалар бакчасында тэрбия hэм белеем бирю программасы» Р.А.Барханова, К.В.Закирова.
Предварительная программа: -наблюдение за природой на прогулке; игры в снежки. -рассматривание иллюстраций и картин о зиме. -разучивание стихотворений ,песен, поговорок ,примет. -рисование в свободное от занятий время. -прослушивание музыки П.И.Чайковского «Зима» из цикла «Времена года».
Цели: -Продолжать знакомить с основными приметами зимы, названия зимних месяцев; изменения, которые происходят зимой в животном и растительном мире; -Учить передавать различные эмоциональные состояния, слушать и понимать музыкальное произведение. -Формировать умения выражать свои чувства ,впечатления через цвет, рисунок. -Продолжать развивать точность движений и жестов. -Развивать познавательный интерес ,любознательность ,наблюдательность. -Воспитывать бережное отношение к природе. -Подбор однокоренных слов. -Активизировать словарь по данной теме. -Продолжать учить детей выражать свои мысли полными ответами.
Оборудование: воспитателю: магнитофон, аудиозапись «Зима» из цикла «Времена года», колокольчик, многогранные стеклышки, снег; Детям: карточки с изображением различных настроений ,цветные краски, палитра, салфетки ,ваза ;листочки, тонированные голубым цветом.
Используемая литература: 1.Занятия для детей с задержкой психического развития (старший дошкольный возраст) Т.В.Карцева. 2. «Окружающий мир». М.П.Костюченко. Интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. 3. «Хрестоматия». «На поляне детства» К.В.Закирова. 4. Организация деятельности детей на прогулке (подготовительная группа). Т.Г.Кобзева.
Планируемые результаты развития интегративных качеств: ребенок проявляет любознательность; способен рассуждать и давать адекватные причинно-следсвенные объяснения; проявляет умение поддерживать беседу; владеет в соответствии с возрастом основными движениями; бережно относиться к природе.
Ход занятия
Приветствие: Доброе утро, и всем улыбнись, Справа и слева друзьям поклонись. Будем дружить, помогать всем всегда- Вы согласны? Ответьте мне: «ДА!»
Воспитатель(в.д. В-ль): Садитесь правильно поудобнее. Послушайте загадку: Тройка ,тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы, А в санях сидит царица: Белокоса,белолица, Как махнула рукавом, Все покрыла серебром. -Кто знает отгадку?
Воспитанники(в.д.В-ки):
1-ый ребенок: -Это время года зима. 2-ой ребенок: -Зимние месяцы. 3-ий ребенок: -Кыш.
В-ль: -Аделина даже сказала по-татарски. У всех ответы правильные. Молодцы! Как вы думаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить?
В-ки: Паша:-О зиме. Ариша:-Кыш турында.
В-ль:-Правильно, о зиме. Ребята, почему в загадке говориться о «тройке»?Что за «тройка», что за скакуны?
В-ки:
Олег:-Скакуны -это лошади. Настя Е:-Это зимние месяцы. Их ровно три.
В-ль: -Да, правильно. Скакуны- Это лошади ,зимние месяцы, их ровно три. Значит зима длится три месяца. Вспомним и назовем зимние месяцы по порядку.
В-ки: 1-ый ребенок: -Январь,февраль,декабрь.
В-ль:-А если точнее,самый первый месяц?
В-ки: 1-ый ребенок: -первый месяц –это декабрь,начало зимы. 2-ой ребенок: -второй месяц –это январь, середина зимы. 3-ий ребенок: -Это февраль- конец зимы.
В-ль: -К всех ответы правильные!Молодцы!
1-ый ребенок. Назови. (называет). 2-ой ребенок. Назови. (повтори). - Молодцы! Ребята, мы с вами очень ждали прихода красавицы-зимы. Наблюдали за тем, как выпал первый снег. Рассматривали изящные, нарядные снежинки.А в какой цвет окрашивает зима землю, деревья?
В-ки: 1-ый ребенок :-Зима окрашивает землю, деревья в белый цвет. 2-ой ребенок:-Снег как белый ковер на земле. 3-ий ребенок:-Мин кышны яратам. Агачлар ак туннарын кигэч, бик матур булла.
В-ль: -Нинди матур жавап эйтеп бирде. Молодец! Откуда у нее белая краска?
В-ки: 1-ый ребенок: Потому что снег белый. 2-ой ребенок: -Снег еще иногда бывает темный и даже разноцветный.
В-ль: -Верно Ты правильно заметил. Сейчас я объясню: При уличном освещение снег кажется совсем другим. Рядом с фонарем он искрится, переливается всеми цветами радуги, а там, куда свет от фонаря не доходит ,он кажется темным. На свету лучики снежинок отражают свет, по этому снег переливается.
(Провести опыт по отражению света от многогранного стеклышка).
- Ребята. Давайте пойдем к столику, для проведения опыта. Нам для этого понадобиться снег и многогранные стеклышки, рассматривать будете по 4 человека. (Дети рассматривают). -Таким образом, снег может искриться, переливаться всеми цветами радуги, и может быть даже темным, то есть бывает разноцветный. А теперь садитесь на свои места. Вот мы и дождались морозных дней. Мы заметили, что когда очень холодно, снег какой?
Воспитанники: - 1-ый ребенок: -Снег сыпучий. 2-ой ребенок: -Снег такой легкий. 3-ий ребенок: -Снег пушистый. 4-ый ребенок: -Он сверкает, искрится на солнышке, хрустит под ногами.
В-ль: -Все ответы правильные. Молодцы! Снег даже пахнет. Помните, чем?
Воспитанники: - 1-ый ребенок: -Снег пахнет морозом. 2-ой ребенок: - Необыкновенной свежестью и чистотой.
В-ль: - Правильно! Умницы! Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. А давайте поиграем с этим словом.
Игра «Доскажи словечко»
(Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»). - Слушайте внимательно:
Тихо-тихо, как во сне, Падает на землю…(снег)
С неба всё скользят пушинки- Серебристые…(снежинки)
На поселки, на лужок Все спускается…(снежок)
Вот веселье для ребят- Все сильнее…(снегопад)
Все бегут вперегонки, Все хотят играть в…(снежки)
Словно в белый пуховик Нарядился… (снеговик)
Рядом снежная фигурка, Эта девочка - …(снегурка)
На снегу-то, посмотри, С красной грудкой…(снегири)
Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил…(снег)
В-ль: - Ребята, какие вы слова добавляли?
Воспитанники: 1-ый ребенок: - Снег, снежинки, снежок, снегопад. 2-ой ребенок: - Снежки, снеговик. 3-ий ребенок: - Снегурка, снегири.
В-ль: -На какое слово они все похожи?
Воспитанники: 1-ый ребенок: - Снег.
В-ль: - У всех ответы правильные. Умницы! Художники, поэты, композиторы и писатели любовались этим временем года. А сейчас послушаем композицию «Зима» П.И.Чайковского из цикла «Времена года». Закройте глаза и слушайте внимательно. Звучит музыка.
В-ль: - Какое настроение передает эта музыка?
Воспитанники: - 1-ый ребенок: - Веселое. 2-ой ребенок: - Эта музыка грустная.
В-ль: - Что хочется делать под такую музыку?
Воспитанники: 1-ый ребенок: - Мне хочется играть.
В-ль: - А что вы представляете, когда слушаете это произведение?
Воспитанники: 1-ый ребенок: - На улице поет снег. 2-ой ребенок: - Все рады зиме, вышли на прогулку.
В-ль: - А давайте мы с вами тоже поиграем в «Игру в снежки». У вас бывает веселое настроение, когда вы играете в снежки?
Воспитанники: - Да!
В-ль: - Покажите, как вы играете. Нагнулись, взяли руками снег, выпрямились, сделали снежок и бросили его далеко. Ещё раз… И кинули друг другу. Молодцы! Как весело мы поиграли. Садитесь. За что мы еще любим зиму?
Воспитанники: Булат Б.: - Можно кататься на коньках, лыжах. Аделина: - А еще можно кататься на санках. Настя Е.: - Можно слепить снеговика, играть в снежки. Олег: - Можно строить снежную крепость, играть в хоккей. В-ль: - Это зимние забавы. У всех ответы правильные. Умницы! Ребята, как вы думаете, животные и растения тоже рады зиме?
Воспитанники: Булат Ш.: - Перелетные птицы улетают в теплые края. Дима: - Растения и животные приспособились к зиме, деревья сбрасывают листву. Даша: - Одни животные ложатся в спячку, другие запасают корм. Аделина: - Насекомые прячутся под кору деревьев.
В-ль: - Все живое готовится к зиме. Голод и холод страшны и опасны всем. Тяжело животным переносить сильные морозы.
Этюд «Стрекоза замерзла»
В-ль: - Не всем весело зимой. Вот послушайте, что случилось со стрекозой. Пришла зима, а стрекоза не приготовила себе домик, не запасла еды впрок. Стрекоза дрожит от холода:
- Холодно, холодно, ой-ой-ой! Голодно, голодно, жутко зимой! Мне некуда деться, Сугробов не счесть. Пустите погреться и дайте поесть.
В-ль: - Какое настроение было у стрекозы? (Работа с карточками) - Найдите и покажите карточку, на которой изображена грусть, печаль.- (Дети находят нужные карточки) – Представьте себя этой грустной, несчастной стрекозой.- (Воспитанники выполняют задание, изображая грусть, печаль. Мимика: приподнять и сдвинуть брови, стучать зубами).
В-ль: - Как хорошо у вас получается. Молодцы! О зиме есть много загадок, пословиц, примет, поговорок. Какие вы знаете?
Воспитанники: Настя Е.: - «Мороз невелик, да стоять не велит». Аделина: - «Береги нос в большой мороз».
В-ль: - Спасибо, молодцы. Паша знает поговорку.
Паша: - Гусь стоит на одной ноге – к морозу.
В-ль: - Поговорок, примет о зиме очень много. Постепенно мы их будем заучивать. А сейчас мы будем загадывать загадки, а другие ребята их отгадывать. Загадывать вы будете тогда, когда услышите звон вот такого колокольчика: -Колокольчик ледяной, Он всегда со мной. Динь-дон, динь-дон, Раздает загадки он.
Воспитанники: Олег: - Летит – молчит, летит – молчит, когда умрет, тогда заревет. Что это такое? Эмилия: - Это снег. Булат Б.: - Кар.
В-ль: - Молодцы, отгадали загадку.
Воспитанники: Настя К.: - В огне не горит, в воде не тонет. Что это такое? Паша: - Лед. Дамир: - Боз.
В-ль: - Правильно, молодцы!
Воспитанники: Давид: - Без клина, без топора мост мостит. Что это такое? Роберт: - Мороз. Дима: - Суык, салкын.
В-ль: - Молодцы, отгадали все загадки. Понравилась вам моя игра?
Воспитанники: Да!
В-ль: - В следующий раз еще поиграем. Ребята, во время занятия вы прослушали композицию «Зима». А теперь нарисуйте в своих альбомах то, что представили, слушая музыку. Давайте вспомним, вы уже об этом говорили.
( Воспитатель предлагает детям занять свои места за столами нарисовать «Зимний пейзаж» или «Зимние забавы». Воспитанники приступают к работе. Созданную картину воспитанники рассматривают вместе с воспитателем. Все рисунки вывешиваются на доске).
В-ль: - Расскажи, что ты нарисовал?
Воспитанники: 1-ый ребенок: - Я нарисовал(а) зиму в белом платье. Вот это ее белоснежный замк, там она живет.
В-ль: - Ребята, как же ее еще красиво называют?
Воспитанники: 1-ый ребенок: - Зимушка-зима. 2-ой ребенок: - Королева, царица. 3-ий ребенок: - Гостья-зима. 4-ый ребенок: - Матушка-зима. 5-ый ребенок: - Русская молодка. 6-ой ребенок: - Волшебница-зима.
В-ль: - Как нежно, ласково и радостно обращаются к ней.
Итог: В-ль: - Ребята, окаком времени года мы говорили на занятии?
Воспитанники: 1-ый ребенок: - О Зимушке-зиме. 2-ой ребенок: - Зима приходит после осени. 3-ий ребенок: - Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.
В-ль: - Что вам больше всего понравилось?
Воспитанники: 1-ый ребенок: - Опыт по отражению света от многогранного стекла. Было очень интересно. 2-ой ребенок: - А как здорово было играть в снежки! 3-ий ребенок: - Мне понравилось рисовать. 4-ый ребенок: - А мне понравилось слушать музыку.
В-ль: - Каждому из вас что-то понравилось. Ребята, мы о зиме будем еще много говорить, читать книги, играть в зимние игры, заучивать стихи, загадки. Всем спасибо, молодцы! Вот пришла пора прощаться, Но, надеюсь я, друзья, С вами снова повстречаться, Ведь жить без дружбы нам нельзя. Структура занятия: длительность вводной части – 5минут.
Начало и конец занятия – ритуальные, сохраняют у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия.
Основная часть (длительность 25 минут).
Цель: реализация задач программного содержания.
Методические приемы: 1. Вопросы детям. 2. Рассматривание предмета. Экспериментирование. 3. Слушание музыки. 4. Использование карточек-символов. 5. Упражнение на передачу разных эмоциональных состояний. 6. Рисование. 7. Рассказывание поговорок, пословиц, примет.
Заключительная часть (длительность 5-6 минут). Цель – подвести итог занятия.
|