| 
				
			 Тема: «Идет волшебница-зима» 
 Виды детской деятельности:
 
 -коммуникативная
 -познавательно-исследовательская
 -изобразительная
 -восприятие художественной литературы
 -двигательная.
 
 Программа:
 1.Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Вербовой, Т.С.Комаровой
 2.Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального сада. Т.С.Филичева, Г.В.Чиркина
 3. «Балалар бакчасында тэрбия hэм белеем бирю программасы» Р.А.Барханова, К.В.Закирова.
 
 Предварительная программа:
 -наблюдение за природой на прогулке; игры в снежки.
 -рассматривание иллюстраций и картин о зиме.
 -разучивание стихотворений ,песен, поговорок ,примет.
 -рисование в свободное от занятий время.
 -прослушивание музыки П.И.Чайковского «Зима» из цикла «Времена года».
 
 Цели: -Продолжать знакомить с основными приметами зимы, названия зимних месяцев; изменения, которые происходят зимой в животном и растительном мире;
 -Учить передавать различные эмоциональные состояния, слушать и понимать музыкальное произведение.
 -Формировать умения выражать свои чувства ,впечатления через цвет, рисунок.
 -Продолжать развивать точность движений и жестов.
 -Развивать познавательный интерес ,любознательность ,наблюдательность.
 -Воспитывать бережное отношение к природе.
 -Подбор однокоренных слов.
 -Активизировать словарь по данной теме.
 -Продолжать учить детей выражать свои мысли полными ответами.
 
 Оборудование:
 воспитателю: магнитофон, аудиозапись «Зима» из цикла «Времена года», колокольчик, многогранные стеклышки, снег;
 Детям: карточки с изображением различных настроений ,цветные краски, палитра, салфетки ,ваза ;листочки, тонированные голубым цветом.
 
 Используемая литература:
 1.Занятия для детей с задержкой психического развития (старший дошкольный возраст) Т.В.Карцева.
 2. «Окружающий мир». М.П.Костюченко. Интегрированные занятия с детьми 4-7 лет.
 3. «Хрестоматия». «На поляне детства» К.В.Закирова.
 4. Организация деятельности детей на прогулке (подготовительная группа). Т.Г.Кобзева.
 
 Планируемые результаты развития интегративных качеств: ребенок проявляет любознательность; способен рассуждать и давать адекватные причинно-следсвенные объяснения; проявляет умение поддерживать беседу; владеет в соответствии с возрастом основными движениями; бережно относиться к природе.
 
 Ход занятия
 
 Приветствие:
 Доброе утро, и всем улыбнись,
 Справа и слева друзьям поклонись.
 Будем дружить, помогать всем всегда-
 Вы согласны? Ответьте мне: «ДА!»
 
 Воспитатель(в.д. В-ль):
 Садитесь правильно поудобнее. Послушайте загадку:
 Тройка ,тройка прилетела,
 Скакуны в той тройке белы,
 А в санях сидит царица:
 Белокоса,белолица,
 Как махнула рукавом,
 Все покрыла серебром.
 -Кто знает отгадку?
 
 Воспитанники(в.д.В-ки):
 
 1-ый ребенок: -Это время года зима.
 2-ой ребенок: -Зимние месяцы.
 3-ий ребенок: -Кыш.
 
 В-ль: -Аделина даже сказала по-татарски. У всех ответы правильные. Молодцы! Как вы думаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить?
 
 В-ки:
 Паша:-О зиме.
 Ариша:-Кыш турында.
 
 В-ль:-Правильно, о зиме. Ребята, почему в загадке говориться о «тройке»?Что за «тройка», что за скакуны?
 
 В-ки:
 
 Олег:-Скакуны -это лошади.
 Настя Е:-Это зимние месяцы. Их ровно три.
 
 В-ль: -Да, правильно. Скакуны- Это лошади ,зимние месяцы, их ровно три. Значит зима длится три месяца. Вспомним и назовем зимние месяцы по порядку.
 
 В-ки:
 1-ый ребенок: -Январь,февраль,декабрь.
 
 В-ль:-А если точнее,самый первый месяц?
 
 В-ки:
 1-ый ребенок: -первый месяц –это декабрь,начало зимы.
 2-ой ребенок: -второй месяц –это январь, середина зимы.
 3-ий ребенок: -Это февраль- конец зимы.
 
 В-ль: -К всех ответы правильные!Молодцы!
 
 1-ый ребенок. Назови. (называет).
 2-ой ребенок. Назови. (повтори).
 - Молодцы! Ребята, мы с вами очень ждали прихода красавицы-зимы. Наблюдали за тем, как выпал первый снег. Рассматривали изящные, нарядные снежинки.А в какой цвет окрашивает зима землю, деревья?
 
 В-ки:
 1-ый ребенок :-Зима окрашивает землю, деревья в белый цвет.
 2-ой ребенок:-Снег как белый ковер на земле.
 3-ий ребенок:-Мин кышны яратам. Агачлар ак туннарын кигэч, бик матур булла.
 
 В-ль: -Нинди матур жавап эйтеп бирде. Молодец! Откуда у нее белая краска?
 
 В-ки:
 1-ый ребенок: Потому что снег белый.
 2-ой ребенок: -Снег еще иногда бывает темный и даже разноцветный.
 
 В-ль: -Верно Ты правильно заметил. Сейчас я объясню: При уличном освещение снег кажется совсем другим. Рядом с фонарем он искрится, переливается всеми цветами радуги, а там, куда свет от фонаря не доходит ,он кажется темным. На свету лучики снежинок отражают свет, по этому снег переливается.
 
 (Провести опыт по отражению света от многогранного стеклышка).
 
 - Ребята. Давайте пойдем к столику, для проведения опыта. Нам для этого понадобиться снег и многогранные стеклышки, рассматривать будете по 4 человека.
 (Дети рассматривают).
 -Таким образом, снег может искриться, переливаться всеми цветами радуги, и может быть даже темным, то есть бывает разноцветный. А теперь садитесь на свои места. Вот мы и дождались морозных дней. Мы заметили, что когда очень холодно, снег какой?
 
 Воспитанники: -
 1-ый ребенок: -Снег сыпучий.
 2-ой ребенок: -Снег такой легкий.
 3-ий ребенок: -Снег пушистый.
 4-ый ребенок: -Он сверкает, искрится на солнышке, хрустит под ногами.
 
 В-ль: -Все ответы правильные. Молодцы! Снег даже пахнет. Помните, чем?
 
 Воспитанники: -
 1-ый ребенок: -Снег пахнет морозом.
 2-ой ребенок: - Необыкновенной свежестью и чистотой.
 
 В-ль: - Правильно! Умницы! Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. А давайте поиграем с этим словом.
 
 Игра «Доскажи словечко»
 
 (Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).
 - Слушайте внимательно:
 
 Тихо-тихо, как во сне,
 Падает на землю…(снег)
 
 С неба всё скользят пушинки-
 Серебристые…(снежинки)
 
 На поселки, на лужок
 Все спускается…(снежок)
 
 Вот веселье для ребят-
 Все сильнее…(снегопад)
 
 Все бегут вперегонки,
 Все хотят играть в…(снежки)
 
 Словно в белый пуховик
 Нарядился… (снеговик)
 
 Рядом снежная фигурка,
 Эта девочка - …(снегурка)
 
 На снегу-то, посмотри,
 С красной грудкой…(снегири)
 
 Словно в сказке, как во сне,
 Землю всю украсил…(снег)
 
 В-ль: - Ребята, какие вы слова добавляли?
 
 Воспитанники:
 1-ый ребенок: - Снег, снежинки, снежок, снегопад.
 2-ой ребенок: - Снежки, снеговик.
 3-ий ребенок: - Снегурка, снегири.
 
 В-ль: -На какое слово они все похожи?
 
 Воспитанники:
 1-ый ребенок: - Снег.
 
 В-ль: - У всех ответы правильные. Умницы! Художники, поэты, композиторы и писатели любовались этим временем года. А сейчас послушаем композицию «Зима» П.И.Чайковского из цикла «Времена года». Закройте глаза и слушайте внимательно.
 Звучит музыка.
 
 В-ль: - Какое настроение передает эта музыка?
 
 Воспитанники: -
 1-ый ребенок: - Веселое.
 2-ой ребенок: - Эта музыка грустная.
 
 В-ль: - Что хочется делать под такую музыку?
 
 Воспитанники:
 1-ый ребенок: - Мне хочется играть.
 
 В-ль: - А что вы представляете, когда слушаете это произведение?
 
 Воспитанники:
 1-ый ребенок: - На улице поет снег.
 2-ой ребенок: - Все рады зиме, вышли на прогулку.
 
 В-ль: - А давайте мы с вами тоже поиграем в «Игру в снежки». У вас бывает веселое настроение, когда вы играете в снежки?
 
 Воспитанники:
 - Да!
 
 В-ль: - Покажите, как вы играете. Нагнулись, взяли руками снег, выпрямились, сделали снежок и бросили его далеко. Ещё раз… И кинули друг другу. Молодцы! Как весело мы поиграли. Садитесь. За что мы еще любим зиму?
 
 Воспитанники:
 Булат Б.: - Можно кататься на коньках, лыжах.
 Аделина: - А еще можно кататься на санках.
 Настя Е.: - Можно слепить снеговика, играть в снежки.
 Олег: - Можно строить снежную крепость, играть в хоккей.
 В-ль: - Это зимние забавы. У всех ответы правильные. Умницы! Ребята, как вы думаете, животные и растения тоже рады зиме?
 
 Воспитанники:
 Булат Ш.: - Перелетные птицы улетают в теплые края.
 Дима: - Растения и животные приспособились к зиме, деревья сбрасывают листву.
 Даша: - Одни животные ложатся в спячку, другие запасают корм.
 Аделина: - Насекомые прячутся под кору деревьев.
 
 В-ль: - Все живое готовится к зиме. Голод и холод страшны и опасны всем. Тяжело животным переносить сильные морозы.
 
 Этюд «Стрекоза замерзла»
 
 В-ль: - Не всем весело зимой. Вот послушайте, что случилось со стрекозой. Пришла зима, а стрекоза не приготовила себе домик, не запасла еды впрок. Стрекоза дрожит от холода:
 
 - Холодно, холодно, ой-ой-ой!
 Голодно, голодно, жутко зимой!
 Мне некуда деться,
 Сугробов не счесть.
 Пустите погреться и дайте поесть.
 
 В-ль: - Какое настроение было у стрекозы?
 (Работа с карточками)
 - Найдите и покажите карточку, на которой изображена грусть, печаль.-
 (Дети находят нужные карточки) – Представьте себя этой грустной, несчастной стрекозой.-
 (Воспитанники выполняют задание, изображая грусть, печаль.
 Мимика: приподнять и сдвинуть брови, стучать зубами).
 
 В-ль: - Как хорошо у вас получается. Молодцы! О зиме есть много загадок, пословиц, примет, поговорок. Какие вы знаете?
 
 Воспитанники:
 Настя Е.: - «Мороз невелик, да стоять не велит».
 Аделина: - «Береги нос в большой мороз».
 
 В-ль: - Спасибо, молодцы. Паша знает поговорку.
 
 Паша: - Гусь стоит на одной ноге – к морозу.
 
 В-ль: - Поговорок, примет о зиме очень много. Постепенно мы их будем заучивать. А сейчас мы будем загадывать загадки, а другие ребята их отгадывать. Загадывать вы будете тогда, когда услышите звон вот такого колокольчика:
 -Колокольчик ледяной,
 Он всегда со мной.
 Динь-дон, динь-дон,
 Раздает загадки он.
 
 Воспитанники:
 Олег: - Летит – молчит, летит – молчит, когда умрет, тогда заревет. Что это такое?
 Эмилия: - Это снег.
 Булат Б.: - Кар.
 
 В-ль: - Молодцы, отгадали загадку.
 
 Воспитанники:
 Настя К.: - В огне не горит, в воде не тонет. Что это такое?
 Паша: - Лед.
 Дамир: - Боз.
 
 В-ль: - Правильно, молодцы!
 
 Воспитанники:
 Давид: - Без клина, без топора мост мостит. Что это такое?
 Роберт: - Мороз.
 Дима: - Суык, салкын.
 
 В-ль: - Молодцы, отгадали все загадки. Понравилась вам моя игра?
 
 Воспитанники:
 Да!
 
 В-ль: - В следующий раз еще поиграем. Ребята, во время занятия вы прослушали композицию «Зима». А теперь нарисуйте в своих альбомах то, что представили, слушая музыку. Давайте вспомним, вы уже об этом говорили.
 
 ( Воспитатель предлагает детям занять свои места за столами нарисовать «Зимний пейзаж» или «Зимние забавы». Воспитанники приступают к работе. Созданную картину воспитанники рассматривают вместе с воспитателем. Все рисунки вывешиваются на доске).
 
 В-ль: - Расскажи, что ты нарисовал?
 
 Воспитанники:
 1-ый ребенок: - Я нарисовал(а) зиму в белом платье. Вот это ее белоснежный замк, там она живет.
 
 В-ль: - Ребята, как же ее еще красиво называют?
 
 Воспитанники:
 1-ый ребенок: - Зимушка-зима.
 2-ой ребенок: - Королева, царица.
 3-ий ребенок: - Гостья-зима.
 4-ый ребенок: - Матушка-зима.
 5-ый ребенок: - Русская молодка.
 6-ой ребенок: - Волшебница-зима.
 
 В-ль: - Как нежно, ласково и радостно обращаются к ней.
 
 Итог:
 В-ль: - Ребята, окаком времени года мы говорили на занятии?
 
 Воспитанники:
 1-ый ребенок: - О Зимушке-зиме.
 2-ой ребенок: - Зима приходит после осени.
 3-ий ребенок: - Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.
 
 В-ль: - Что вам больше всего понравилось?
 
 Воспитанники:
 1-ый ребенок: - Опыт по отражению света от многогранного стекла. Было очень интересно.
 2-ой ребенок: - А как здорово было играть в снежки!
 3-ий ребенок: - Мне понравилось рисовать.
 4-ый ребенок: - А мне понравилось слушать музыку.
 
 В-ль: - Каждому из вас что-то понравилось. Ребята, мы о зиме будем еще много говорить, читать книги, играть в зимние игры, заучивать стихи, загадки. Всем спасибо, молодцы!
 Вот пришла пора прощаться,
 Но, надеюсь я, друзья,
 С вами снова повстречаться,
 Ведь жить без дружбы нам нельзя.
 Структура занятия: длительность вводной части – 5минут.
 
 Начало и конец занятия – ритуальные, сохраняют у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия.
 
 Основная часть (длительность 25 минут).
 
 Цель: реализация задач программного содержания.
 
 Методические приемы:
 1. Вопросы детям.
 2. Рассматривание предмета. Экспериментирование.
 3. Слушание музыки.
 4. Использование карточек-символов.
 5. Упражнение на передачу разных эмоциональных состояний.
 6. Рисование.
 7. Рассказывание поговорок, пословиц, примет.
 
 Заключительная часть (длительность 5-6 минут). Цель – подвести итог занятия.
 
 
 |