Комплексное занятие в старшей группе «Портрет» (познавательное + изобразительное искусство).
Цель: - уточнить и систематизировать знания детей о внешнем сходстве и различии людей;
- учить рассматривать себя в зеркало, определять форму и цвет лица, форму и цвет глаз, форму носа, рта, цвет и структуру волос (причёски);
- учить замечать и передавать в рисунке разные чувства, настроение (радость, удивление, страх, робость и т.п.);
- закреплять знания детей о портрете, как жанре изобразительного искусства;
- учить детей создавать объёмные портреты в технике аппликации и рисования;
- формировать доброжелательное отношение к другим людям, развивать чувства, эмоции.
Материал и оборудование:
- демонстрационный материал: рисунки-схемы с изображениями лиц людей разной формы, изображения людей разных рас, пиктограммы с изображениями разных чувств, указка, аудиозапись песни А. Хайта «Большой хоровод»;
- раздаточный материал: зеркала, карточки с изображениями глаз, носов и ртов (на каждого ребёнка), листы цветной бумаги с наклеенными на них лицами разной формы и цветового оттенка, цветная бумага, гофрированная бумага бумажные салфетки для создания причёски, ножницы, клеёнки, тряпочки, подставки для кисточек, кисточки для клея, клей, фломастеры.
Ход занятия:
1 часть.
- Ребята! На Земле живёт много разных людей. Они, эти люди, и разные, и похожи друг на друга.
- Чем похожи все люди Земли? (Возможные ответы детей: люди ходят на двух ногах, умеют думать, говорить, у всех людей похожее строение тела – есть голова, туловище, руки, ноги и т.п.)
- Чем отличаются люди друг от друга? (Есть люди высокие и низкие, полные и худые, большие и маленькие, т.е. взрослые и дети, говорят на разных языках, по-разному одеваются, тембр голоса разный и т.п.)
- Ведь вы никогда не спутаете своих родных – бабушек, дедушек, маму, папу, своих друзей и знакомых – с остальными людьми! Вы узнаете их среди множества других людей. Почему? (Ответы детей)
- На нашей планете Земля живут люди, которые отличаются друг от друга цветом кожи, волос, разрезом глаз. Посмотрите на свой цвет кожи. Какого цвета наша кожа? (Белая) Такие люди, как мы с вами, жители Европы, части Азии, Америки, Австралии.
- Ребята, посмотрите на людей, изображённых на этой картинке. Найдите человека со светлым цветом кожи, как у нас. (Ребёнок показывает его на картинке)
- Бывают люди с жёлтым цветом кожи. Эти люди живут в Японии, Китае, Корее и других азиатских странах. Найдите человека с жёлтым цветом кожи и покажите его на картинке. (Ребёнок показывает)
- Есть люди, у которых кожа тёмная, чернокожие. Эти люди живут в основном в жаркой Африке. Найдите такого человека на картинке. Какая у него кожа? (Ребёнок отвечает и показывает)
2 часть.
- Ребята, отгадайте загадку:
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя неряху увидел
Лохматого.
(Зеркало)
- Что увидел мальчик в зеркале? (Своё отражение)
Воспитатель раздаёт детям зеркала.
- Возьмите зеркало. Посмотрите на себя в зеркало. Что вы видите в зеркале? (Своё отражение)
- Рассмотрите своё отражение в зеркале. Лицо может быть разной формы: круглое, овальное, треугольное, с заострённым подбородком, трапецевидное, с широкими скулами. (Показать картинки)
- Как вы думаете, какое ваше лицо по форме? Покажите его на картинке. (Ответы 2-3 детей)
- Скажите, какого цвета у вас глаза? (Ответы 3-4 детей)
- Найдите и обведите на карточке глаза, цветом похожие на ваши. (Работа в индивидуальных карточках)
- Носы тоже бывают разной формы: прямой, курносый, вздёрнутый носик, с горбинкой, греческий нос. (Показать на картинке)
- Какой формы у вас нос? (Ответы 2-3 детей)
- Рассмотрите носы на карточке, посоветуйтесь друг с другом
и обведите тот, который по форме напоминает ваш нос. (Работа в индивидуальных карточках)
- Губы тоже бывают разные: тонкие и толстые, пухлые. Уголки рта могут быть приподняты или опущены. Рассмотрите губы на карточке и обведите те, которые похожи на ваши. (Работа детей в индивидуальных карточках)
- Волосы могут быть светлые, тёмные, русые, рыжие. Есть люди – блондины, брюнеты, шатены. Скажите, какие у вас волосы? (Ответы 2-3 детей)
- Волосы бывают прямые и кудрявые, разные по длине: длинные и короткие. Люди по-разному укладывают волосы: делают стрижки, заплетают в косы, завязывают хвосты, завивают. Расскажите, какая у вас причёска? (Ответы 2-3 детей)
- Как известно, у человека бывает разное настроение: весёлое, грустное, задумчивое, удивлённое. Давайте рассмотрим «портреты» этих человечков, какие чувства они испытывают. (Воспитатель демонстрирует пиктограммы «Радость», «Удивление», «Злость», «Страх», «Стыд, вина», «Робость»)
- Попробуйте изобразить радость на своём лице. (Дети улыбаются, изображая радость)
- Вы увидели огромную собаку и испугались её. Попробуйте изобразить на своём лице испуг. (Изображают)
- Вы пришли домой и вдруг увидели у себя дома маленького забавного котёнка. Вы очень удивились. Постарайтесь изобразить удивление на своём лице. (Изображают)
- Вы чем-то провинились. К вам подошла мама. Попробуйте изобразить на своём лице чувство вины, стыда. (Изображают)
3 часть.
- Ребята, у всех дома хранятся фотографии – наши и наших друзей, бабушек и дедушек, пап и мам. Мы смотрим на них и вспоминаем, какими мы были, как выглядели, где и с кем отдыхали.
Раньше, когда не было фотоаппаратов, разные события в жизни людей отражали художники. Они писали портреты людей. К чему стремились художники, создавая свои портреты? (Чтобы было внешнее сходство, чтобы было передано настроение человека, его характер, особенности костюма, одежды)
- Вспомните, как Незнайка хотел стать художником. Что из этого получилось? (Ответы детей)
- Давайте мы в вами сегодня попробуем нарисовать портрет воображаемого человека. У вас на столах лежат «заготовки». (Далее идёт объяснение воспитателя с показом и одновременным выполнением работы детьми)
Для начала мы мысленно делим лицо на две половины. Можно провести простым карандашом еле заметную линию. Затем делим лицо на три равные части. На верхней линии рисуем брови. Ниже бровей располагаются глаза: верхнее веко, нижнее веко, ресницы, в середине рисуется радужная оболочка или радужка и зрачок. Глаза у людей по цвету бывают разные.
Теперь приступаем к рисованию носа. Рисуем нос на середине лица. Начало носа – переносица – идёт от бровей. Рисуется плавной дугообразной линией. Макушка носа закругляется. Сбоку макушки пририсовываются крылья носа, а внизу точками обозначаются ноздри. Форма носа у всех людей разная.
Дальше приступаем к рисованию рта. Рот находится ниже носа. Рисуется линия рта. Сверху пририсовывается верхняя губа. Она похожа на две дугообразные линии. Внизу – нижняя губа.
По сторонам на уровне носа рисуются уши. Затем – причёска.
Причёску мы с вами будем делать объёмную, из цветной бумаги. Помните, что волосы могут быть длинные или короткие, светлые или тёмные, прямые или кудрявые. Вы можете разрезать цветную или гофрированную бумагу на прямые или волнистые линии, можете сделать волосы из комочков бумажных салфеток. (Дети выполняют «причёску» на своих портретах)
4 часть.
- Ребята, посмотрите, что я вам принесла? (Конфеты монпансье в жестяной коробке)
- Да, это конфетки. Но они непростые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям что-то такое, от чего они смогут стать радостными. (Воспитатель угощает детей конфетами)
- Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле. (Ответы детей)
- Ребята, давайте все вместе встанем в большой хоровод. (Дети выходят в центр группы, образуют круг)
Звучит песня А. Хайта «Большой хоровод». Дети подпевают песню и выполняют движения под музыку.
В конце занятия воспитатель вывешивает детские работы на магнитной доске, предлагает полюбоваться ими.
|