Цель: Познакомить детей с творчеством С. Есенина
Задачи:
- формировать представление о жизни и литературной деятельности С.А. Есенина;
- развивать способность к восприятию художественного творчества;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- воспитывать любовь к своему народу, уважение к народным традициям;
- поддерживать интерес к поэтическому творчеству.
Предварительная работа: заучивание стихов С. Есенина, участие в конкурсе чтецов в ДОУ, знакомство с народными приметами осени, рисование осенних пейзажей, рассматривание иллюстраций «Осень».
Оборудование: фото «Золотая осень», «Листопад», «Поздняя осень», репродукции картин Левитана «Золотая осень», Е. Волкова «Октябрь», «Поздняя осень».
Ход занятия:
Ребенок: Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога,
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Воспитатель: О чем это стихотворение?
Да, сейчас осень, и совсем немного дней отделяет нас от вьюжной, снежной, лютой зимы.
Поэтому в преддверии зимних холодов так хочется еще раз возвратиться в одно из самых красивых и ярких времен года – осень, когда идешь по пестрому ковру опавших листьев, и как бы сам наполняешься живительной силой природы.
Сегодня мы поговорим о том, как передают красоту осенней природы в своих произведениях поэты.
Продолжим разговор о стихах замечательного поэта С. Есенина (показ слайда: портрет С. Есенина)
Рассказ ребенка о творчестве С. Есенина.
Ребенок: Родился в селе Константиново Рязанской губернии. Свое село он любил безмерно, считал его самым прекрасным местом на земле. Большую часть времени он жил с бабушкой. В семье он был любимцем.
Воспитатель: Со стихами С. Есенина мы уже начали знакомиться, принимая участие в конкурсе чтецов нашего детского сада. Поэтом сейчас проведем викторину.
Вопрос 1 – Какое дерево первым встречает гостей на усадьбе С. Есенина? (береза, тополь, осина)
Дети: Тополь. Он посажен руками самого поэта (ребенок читает строки из стихотворения)
Над окошком месяц,
Под окошком ветер.
Облетевший тополь
Серебрист и светел.
Вопрос 2 – Какое дерево для С. Есенина навеки осталось символом Родины, верности к родному дому? (ель, клен, дуб)
Дети: Клен, и С. Есенин посвятил ему нежные строчки своего стихотворения (ребенок читает)
Клен ты мой опавший,
Клен заледенелый.
Что стоишь, согнувшись,
Под метелью белой?
Вопрос 3 - Любимое время года С. Есенина? (зима, весна, лето, осень)
Дети: Осень. С. Есенин родился 21 сентября, осенью.
Воспитатель: Назовите осенние месяцы?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: С. Есенин родился осенью, и это время года он особенно любил; осень вдохновляла, восхищала его. Большое количество стихов поэт написал именно в это время года.
Сейчас Даша прочитает стих «Отговорила роща золотая…» (показ слайдов «Роща золотая»)
Воспитатель: Как красиво звучат эти строки. И нас охватывает мягкая грусть. Обычно мы испытываем такое чувство осенью, когда начинается «пышное природы увяданье». О каком периоде осени это стихотворение?
Дети: Это золотая осень, ее еще называют ранняя осень.
Воспитатель: С. Есенин неразделим с родной природой, с русским народом. Был очень наблюдательным, и до нас дошло много примет и поговорок о родной природе. По ним мы можем определить, какая нас ждет в этом году зима (ребенок достает из конверта фото осени, дети определяют и называют примету).
- теплая осень – к долгой зиме
- осенью птицы летят низко – к холодной зиме, высоко – к теплой
- чем больше муравейники, тем суровее зима
Физ.минутка «Осень»
Воспитатель: Слушая стихи поэта, мы можем живо представить себе то, о чем он пишет.
Прощай, прощай
Сияние небес!
Прощай, прощай
Краса природы!
Что вы представили себе, слушая эти строки? О какой осени пишет С. Есенин?
Дети: Об осени в период листопада.
Воспитатель: Стихи поэта также образно передают красоту природы, как художники передают (изображают) ее в своих картинах.
Посмотрите на картину Е. Волкова «Октябрь»
- какое настроение передает художник?
- с помощью каких красок?
- назовите народные приметы октября (ребенок достает фото из конверта, ставит на доску, дети называют примету).
- кошка мордочку прячет – к холоду
- в октябре с теплом прощайся и к печке подбирайся
- поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме
- в осеннее ненастье семь погод на дворе
- октябрь землю покроет где листочком, где снежочком
- в октябре до обеда осень, а с обеда зима
Воспитатель: (показ слайда: картина Е. Волкова «Поздняя осень»)
Воспитатель (читает стих):
Осень! Небо тучно,
Ветер шумит,
Природа скучно
Всюду глядит.
Цветы поблекли,
Деревья голы,
Сады засохли,
Печальны долы.
И птиц не слышно,
Все улетели.
Осень! Небо тучно,
Дождик льет,
Печально, скучно
Время идет.
Воспитатель: О каком периоде осени С. Есенин говорит в этом стихотворении?
Дети: о поздней осени. В народе ее называют «предзимье», «полузимник».
Показ слайда «Иллюстрация к стихотворению «Чьи следы?»
Ребенок читает стихотворение «Чьи следы?»
Воспитатель: Какими словами в стихотворении поэт говорит нам о поздней осени?
Воспитатель: А мы вспомним, что у нас в конверте на фото, и назовем приметы поздней осени.
- у зайцев шерсть побелела – зима близко
- если с деревьев листья опадают не чисто – будет холодная зима
- в ноябре зима с осенью борется
- плачут по солнцу в ноябре оконца
- ноябрьские ночи до снега темны
Воспитатель: Игра-конкурс «Осень в гости к нам пришла»
Воспитатель предлагает разделиться на три команды.
Задание: Собрать из пазлов картину и назвать период осени, изображенный на ней.
(во время выполнения задания звучит музыка П. Чайковского «Времена года «Осень»)
Воспитатель: Наша встреча подходит к концу, и закончить предлагаю словами из стихотворения С. Есенина «До свидания, мой друг! До свидания!»
То, что оставил С. Есенин после себя – его стихи, остается бессмертным.
Вы начали знакомиться с ними в детском саду, продолжите знакомство в школе и, став взрослыми, не раз обратитесь к его стихам и вспомните о первом знакомстве.
Чему учат стихи С. Есенина? Что вам сегодня запомнилось?
Литература: С. Есенин Полное собрание сочинений, М., 2002;
Прокушев Ю.Л. Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. М. Советская Россия, 1979
|