Актуальность НОД:
Воспитание маленьких дошкольников в духе природо-сбережения – одна из сторон экологического образования в дошкольном образовании. Любовь, понимание и забота – это то, что ждет природа от каждого человека. Именно дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственных и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений.
Проблема, которую хотела решить, это то, что у детей дошкольного возраста недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов /термометр, дождемер, флюгер, песочные часы, и так далее/
Цель: познакомить с метеостанцией, с приборами, с помощью которых составляют прогнозы погоды, а также с природными барометрами. Дать элементарные знания о профессии метеоролог. В игровой форме обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе.
Задача:
1. Развитие слухового и зрительного восприятия.
2. Развитие внимания и памяти.
3. Развитие мышления и речи, расширение и активизация словарного запаса.
4. Развитие общей и мелкой моторики.
5. Развитие эмоциональной сферы детей.
6. Активизировать использование в речи специальных терминов.
Предполагаемый результат:
1. Обустройство метеостанции на участке группы, для дальнейшей работы с детьми.
2. Обучить детей снятию показаний приборов.
3. Предоставить детям возможности проведения сравнения приборов между собой.
4. Практическое применение в воспитательно-образовательном процессе мини-метеостанции.
5. Дети имеют возможность ежедневно поиграть «в метеорологов», используя не только самодельные приборы, но и настоящие. У детей появится огромный интерес снять показание с приборов и составить прогноз погоды.
6. Создание дидактического наглядного пособия «Мини - метеостанция», которое предназначено для использования в совместной и самостоятельной деятельности с детьми. Данное пособие многофункционально, так как его можно использовать в разных образовательных областях.
Описание мини-метеостанции: Конструкция легкая, её можно переносить. Дождемер, карточки с датами, месяцами, днями недели и картинками: солнышко, тучки, солнышко в тучке – закреплены на липучках, чтобы можно было их менять. Для хранения карточек, на крыше приклеена коробочка для хранения. Там же хранятся компас и маленькие песочные часы. Внутри ветрового рукава, закреплена палочка с проволокой, чтобы поднимать ткань, имитируя ветер.
Оборудование: Мини-метеостанция, барометр из сосновой шишки, дневник погоды, сосновая шишка, миска с водой, игрушка на руку «медвежонок», карточки с изображением: солнца, тучки, солнышко и тучки, вертушки, фартуки, пресс-карты на шнуровке, компас, песочные часы.
Ход занятия
Появляется герой: игрушка «Медвежонок»
Мишка- Здравствуйте ребятки! Мне нужна ваша помощь. Мне надо срочно в свой лес попасть, скоро уже зима наступит. А я никак до берлоги не дойду. Потому что не знаю, какая погода будет. Помогите мне пожалуйста. (Воспитатель предлагает помочь мишке).
Воспитатель- Ребята, чтобы помочь мишке. Нам надо стать метеорологами. Это люди, которые, занимаются изучением погоды. Метеорологи стараются узнать все особенности состояния погоды: направление ветра, температуру и влажность воздуха, наличие облачности.
О том, какая температура воздуха ожидается днём и ночью. Предлагаю вам одеть форму и пресс-карту. (Пока ребята одевают фартуки и пресс-карты, воспитатель читает стихотворение).
Если скоро снег пойдёт, если будет гололёд
Обо всём метеоролог точно знает наперёд.
Нам прогноз погоды нужен каждый день в жару и стужу.
Выходя из дома, надо знать, что ждать дождя или град.
Не ударит ли мороз?
На любой такой вопрос даст ответ его прогноз.
Воспитатель- Для наблюдения за состоянием погоды мы отправляемся на метеорологическую станцию, где находится различное оборудование, позволяющее определять направление и силу ветра, уровень осадков, высоту снежного покрова, солнечную активность. А дорога непростая. Посмотрите на пути нас ждут тучка, солнышко, и солнышко с тучкой.
Дети подходят к тучке, которая предлагает им поиграть.
Дождик слабенький бывает, вот такой (дети указательным пальцем, стучат по ладошке),
А бывает дождик сильный, вот такой (дети хлопают в ладоши).
А ещё бывают в небе чудеса, гром гремит и начинается гроза. (дети хлопают и топают).
Воспитатель- Ребята, вы так хорошо поиграли. Но нам надо отправляться дальше. А вот и солнышко. Оно нам предлагает провести опыт.
Когда профессии метеоролог не существовало, погоду предсказывали по растениям, а также по поведению птиц, животных и насекомых. Такие растения и животные называются природные барометры. Вот один из них, это барометр из шишки. В сухую погоду шишка хорошо раскрыта, а на влагу она начинает закрываться. Давайте проверим.
Опыт с шишкой. Сухую шишку опускают в воду, в воде она начинает закрываться. Затем достаем из воды и оставляем её высыхать.
Воспитатель- Ребята, а нам надо идти дальше. Подходят все к картинке: солнышко с тучкой.
Посмотрите, это мини-метеостанция. Она нам и поможет определить какая погода нас ждет. А все показатели, мы зафиксируем в дневнике наблюдений.
Мишка - Ой, а что это такое. Как это нам поможет.
Воспитатель- Это флюгер, с помощью его вращающейся стрелки по опорной оси нам удастся наблюдать за направлением ветра. А благодаря указателю сторон света, мы сможем узнать, в каком направлении дует ветер. А это специальный дождемер, имеющий определенную емкость с измерительной шкалой, он позволяет измерять количество осадков.
Это ветровой рукав и ветровая вертушка, они помогут вам разобраться и точно определить стороны света, благодаря дуновению ветра. А ещё покажут силу ветра. Компас научит ориентироваться на местности и также определять, где находятся север, юг, запад и восток.
Посмотрите, это- самый важный и нужный измеритель погодных условий – термометр. Именно с помощью этого прибора мы сможем определить температуру воздуха в окружающей среде. Барометр, определит давление и влажность воздуха.
А символы обозначающие дни недели и месяц нужны для правильного оформления дневника погоды. Песочные часы — простейший прибор для отсчёта промежутков времени, состоящий из двух сосудов, соединённых узкой горловиной, один из которых частично заполнен песком.
Мишка- посмотрите, что я нашел. Это вертушки (раздает ребятам). Давайте подуем на них и посмотрим, какой ветер бывает.
Ветер, тихий. Ветер, слабый (дуют слабо). Вдруг усилился слегка (дуют чуть сильнее). Ветер сильный, ветер слабый (начало дуют сильней, затем слабей). И затих совсем опять.
Воспитатель- Ребята, вот мы и определили, что ветра у нас сегодня нет. А теперь давайте посмотрим, какая температура сегодня (дети определяют по градуснику погоду).
Вы в окошко посмотрите, дождик есть ли поглядите (дети смотрят, что дождя нет). Наш барометр тоже показывает, что дождя нет (стрелка у барометра на картинке с солнышком).
Воспитатель- сейчас все наши данные мы должны зафиксировать вот в таком дневнике погоды (ребята с воспитателем схемами делают заметки в специальном дневнике).
Воспитатель- Ребята, вы такие молодцы. Очень постарались. Помогли мишке определить погоду. И за это он хочет с вами поиграть.
Если мишка показывает карточку с тучкой- дети имитируют дождь, когда карточка с солнышком- руки вверх поднимают, а когда карточка солнышко с тучкой- приседают и руки за спину прячут. Мишка приглашает детей на ковер, где проходит игра.
Мишка- Ребята, спасибо вам за игру. Но мне пора уходить. Теперь я знаю, что погода сейчас хорошая и я должен успеть. А вам за помощь, вот подарок (мишка достает коробку, в ней лежат дидактические игры: «Что такое погода», «Термометр – умный прибор», «Как рождается ветер?», «Откуда дует ветер?, «Что такое компас?», «Что такое мороз, иней?») До свидания! (дети прощаются и благодарят его за игры, мишка уходит).
Воспитаель- А нам пора возвращаться в группу (дети снимают форму). Ребята, а что бы вы могли не только в группе, но и на улице изучать погодные явления. На нашем участке появилась метеостанция, которую вам подарили метеорологи. И сегодня на прогулке, мы с ней познакомимся.
|